Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа
Целями и задачами данной курсовой работы является обзор литературы по данной теме; изучение ассортимента черного пакетированного чая в условиях конкретного торгового предприятия; проведение маркетинговых исследований и выявления потребительских предпочтений; проведение экспертизы черного пакетированного чая, определение органолептических и физико-химических показателей чая, дефектов чая, установление соответствия качества отобранных образцов чая требованиям, предъявляемым к чаю в нормативной документации.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЯ ЧЕРНОГО ПАКЕТИРОВАННОГО
1.1 Химический состав, пищевая и энергетическая ценность......................
1.2 Классификация и характеристика ассортимента чая...........................
1.3 Анализ рынка черного чая …..............................................................
1.4 Факторы, формирующие качество черного чая....................................
2. УСЛОВИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Анализ ассортимента чая черного пакетированного, реализуемого в условиях магазина «Магнит-Авейде» ЗАО «Тандер»................................................
2.2 Методика проведения исследований...................................................
3. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ЧАЯ ЧЕРНОГО ПАКЕТИРОВАННОГО
3.1 Предпочтения потребителей при покупке чая черного пакетированного
3.2 Идентификационная и классификационная экспертиза чая черного пакетированного............................................................................................
3.3 Товароведная экспертиза чая черного пакетированного.....................
3.4 Расчет конкурентоспособности черного пакетированного чая............
ВЫВОДЫ...........................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.........
ПРИЛОЖЕНИЯ................
Искусственное завяливание производится в специальных сушилках теплым воздухом температурой 35-40°С в течение 2-8 часов.
Содержание влаги в завяленном листе должно быть 63-65%, лист становится пластичным, дряблым и при сжимании превращается в комок.
При завяливании идут незначительные
окислительные и
Основная задача скручивания
— разрушение структуры чайного
листа, освобождение клеточного сока и
подготовка его к ферментации
под действием кислорода
Скручивание обычно осуществляют в три этапа продолжительностью 30-45 мин каждый. После каждого скручивания чайный лист сортируют по размеру чаинок на сортировочных машинах, состоящих из двух сит. Мелкая, хорошо скрученная фракция направляется на ферментацию, крупная — на повторное скручивание. Скрученный чайный лист отдельными фракциями передается в ферментационное отделение.
Ферментация — основной процесс производства черного байхового чая, в результате которого чайный лист приобретает медно-красно-коричневый цвет и аромат в результате окисления танина, осуществляется в две фазы. Первая фаза, начальная, связана со скручиванием листа, и ее называют процессом скручивания, продолжительность 2-3 часов; вторая — собственно ферментация, которая проводится путем выдержки скрученного листа в помещениях с хорошим воздухообменом при температуре 20-24°С и относительной влажности воздуха (ОВВ) 95-98%. Ферментация продолжается 2-3 часа (до 5 часов от начала скручивания).
При ферментации за счет
окислительных ферментов и
Исследования показали, что классическая схема производства черного чая имеет недостатки: при ферментации происходит большая потеря наиболее ценной части чая — катехинов и танина (примерно на 60-80%), при сушке теряется 70-80% эфирных масел, при хранении чай быстро стареет, а главное — до 20-25% тканей листа остается не-раздавленными после скручивания, то есть является балластом. Некоторые из этих вопросов решаются при производстве гранулированного чая, который имеет более высокую экстрактивность.
Чай фасуют в мягкую или
полужесткую упаковку массой 25, 50, 75,
100, 125, 150, 200 и 250 г, в пакетики для разовой
заварки массой нетто 2, 2,5 и 3 г, а
также в художественно-
Мягкая упаковка должна состоять
из внутренней части — подпергамента
или бумаги марки Г и внешней
— кашированной алюминиевой фольги
(основа — бумага марки Б) или
бумаги с поливинилиденхлоридным покрытием
с последующим оклеиванием
Полужесткая упаковка должна состоять из внутренней части — кашированной алюминиевой фольги или подпергамента или бумаги с поливинилиденхлоридным покрытием и внешней коробки из бумаги или картона «хром-эрзац».
Упаковка для разовой заварки должна состоять из внутреннего пакетика из пористой бумаги или внутреннего и внешнего пакетика из этикеточной бумаги. Пакетики укладывают в пачки из целлофана и коробки из картона «хром-эрзац».
Допустимые отклонения от массы нетто каждой упаковочной единицы чая не должны превышать: при фасовании до 3 г — 5%; при фасовании 25-3000 г — 1%. Верхний предел отклонения массы не ограничивается В качестве транспортной тары могут быть использованы фанерные ящики, ящики из-под импортного чайного сырья и тара-оборудование, разрешается также использовать в качестве дополнительной упаковки мешки-вкладыши из полиэтилентерефталатной пленки [2].
Чай, предназначенный для длительного хранения, должен упаковываться в ящики, выстланные оберточной бумагой, или в них должны быть вложены пакеты-вкладыши из полиэтиленовой пленки или из полиэтилентерефталатной пленки.
Маркировка чая проводится в соответствии с НД. Текст на упаковке должен включать в себя следующие сведения:
Ящики с чаем должны храниться в сухом, чистом, хорошо проветриваемом помещении с относительной влажностью воздуха не более 70%. На складах ящики с чаем устанавливают на поддонах в штабели высотой в 4-5 ящиков на расстоянии 5-10 см от пола и 50 см от стен и между штабелями.
Не допускается хранить в одном помещении с чаем скоропортящиеся продукты и товары, имеющие запах.
Срок хранения фасованного отечественного чая и купажированного с импортным — 12 месяцев со дня его упаковывания, фасованного импортного чая — 18 месяцев со дня его упаковывания. При упаковывании чая в ящики с мешками-вкладышами из полиэтилентерефталатной пленки срок хранения — 2 года.
Срок хранения нефасованного
чая — 8 месяцев со дня его упаковывания.
Срок хранения импортной продукции
может оговариваться
Большая часть дефектов чая формируется в процессе производства:
• затхлый, плесневелый и другие посторонние запахи возникают из-за нарушения технологии хранения чайного листа и повышенной влажности (более 90%) чая при хранении. Такой чай к употреблению непригоден.
Каким бы высоким качеством ни обладал чай, выработанный промышленностью, в процессе доставки к покупателю он может полностью утратить свои ценные свойства при несоблюдении условий хранения. Резкое ухудшение качества может произойти и позже — при неумелом хранении его потребителем. Это объясняется высокой гигроскопичностью чая и способностью активно поглощать посторонние запахи (передающих настою), а главное — терять свойственный аромат. При влажности байховых чаев выше 8% утрачивается их аромат, чай «стареет». С возрастанием влажности до 12-13% чай плесневеет. Неприятный запах плесени легко воспринимается всей партией чая. В пределах одного типа наименее гигроскопичны более высокие сорта листового чая, что обусловлено целостностью листа и хорошей их скрученностью.
Сохраняемость исходных свойств чая в первую очередь определяется степенью герметичности, чистотой упаковки и отсутствием в ней постороннего запаха, а также соответствием условий хранения свойствам чая как коллоидно-капиллярно-пористого тела.
Наиболее сложная экспертиза проводится для установления фальсификации чая. При этом могут быть следующие виды фальсификации:
Качественная фальсификация
— введение в чай добавок, не предусмотренных
рецептурой, пересортица, наиболее часто
применяется при его
Разновидностью качественной фальсификации чая является замена натурального продукта пищевыми отходами, которые образуются при извлечении из чая наиболее ценных компонентов экстрактивных веществ («спитый» чай). Ее легко распознать по низкому содержанию экстрактивных веществ в чае.
Широко распространена качественная фальсификация путем реализации низкосортного чая под видом высококачественного. Например, гранулированный чай марки СТС выдают за байховый (листовой). Очень часто производят замену высококачественного чая популярных наименований (индийского, цейлонского, китайского) низкокачественными сортами грузинского, азербайджанского, краснодарского и другого чая.
Количественная фальсификация чая (недовес, обмер) — это обман покупателя за счет отклонения параметров товара (массы, объема и тому подобное), превышающих допустимые нормы отклонений.
Выявить такую фальсификацию просто, измерив массу или объем товара поверенными измерительными мерами массы или объема.
Информационная фальсификация чая — это обман покупателя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При фальсификации информации о чае часто искажаются следующие данные: наименование товара; страна происхождения товара; фирма — изготовитель товара; количество товара.
К информационной фальсификации
относятся также подделки сертификата
качества, таможенных документов, штрихового
кода и другие. Выявляется такая
фальсификация проведением
Проведение экспертизы с целью установления срока хранения практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования не проводились и не выявлена зависимость того или иного показателя от продолжительности хранения.
При проведении экспертизы с целью контроля технологических процессов производства чая их проявление можно обнаружить в виде тех или иных дефектов чая.
2. УСЛОВИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Магазин «Авейде» является
одним из сетей магазинов «Магнит»
компании ЗАО «Тандер». Магазин «Магнит-Авейде»
- универсальный магазин, который
включает в себя большое число
различных групп как
Магазин расположен в габаритах жилого здания, то есть по типу здания является встроенным. По капитальности сооружения - капитальное кирпичное здание с подвалом. Окна защищены металлическими решетками. Здание украшено красивым фасадом.
Общая площадь магазина составляет 1219,5 м2, из них площадь торгового зала - 780 м2, складского помещения - 70 м2, административно-бытовых помещений - 30 м2, площадь подвала составляет 339,5 м2.