Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:13, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе группы факторов и условий, обеспечивающих сохранение качества товаров при доведении их от производителя до потребителя.
Задачей курсовой работы является изучение факторов, свойств, показателей безопасности, а также оценка основных показателей, влияющих на качество продовольственных товаров.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.Теоретические основы качества продовольственных товаров………....5
1.1.Понятие, свойства и показатели качества продовольственных товаров………5
1.2.Факторы, сохраняющие качество продовольственных товаров……………....15
1.3.Условия, влияющие на сохранение качества товаров………………………....17
ГЛАВА 2.Анализ факторов и условий сохранения качества гастрономических товаров…………………………………………………………………………….......22
2.1.Товароведно-коммерческая характеристика гастрономических товаров….....22
2.2.Влияние на качество полукопченых колбасных изделий сохраняющих факторов…………........................................................................................................24
2.3.Показатели качества и безопасности полукопчёных колбас…………………..27
2.4.Мероприятия по повышению сохранности качества полукопченых колбас……………………………………………………………………………….....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...37
- Группа эргономических
показателей характеризует
- Гигиенические показатели
отражают соответствие
- Антропометрические показатели
характеризуют объекты
- Физиологические показатели
оцениваются применительно к
возможностям и потребностям
организма человека. При разработке
композиционных продуктов
Установлена причинная связь
между развитием
- Психофизиологические
- Показатели, оцениваемые
с помощью сенсорных органов
человека, называются органолептическими,
или сенсорными. Вместе с психологическими
показателями они составляют
эмоциональную ценность
- Эстетические показатели
качества отражают товарный
- Патентно-правовые показатели
обеспечивают патентную
- Показатели унификации
и стандартизации
В нормативной и технической
документации, регламентирующей качество
продуктов питания, сенсорным показателям
отводится ведущее место. Дифференцирование
по качественным уровням охлажденной,
мороженой и соленой рыбы, чая,
вина, сливочного масла, маргарина, колбасы
и некоторых других продуктов
проводится по результатам органолептического
анализа. Показатели, определяемые инструментальными
методами, при этом практически не
влияют на определение сортности
стандартной продукции. Потребительская
предпочтительность и приемлемость
продуктов оцениваются
- Экологические показатели
характеризуют степень
Показатели назначения характеризуют социальное назначение и целевую функцию товара.
Единичные показатели качества социального назначения:
• показатель общественной целесообразности производства данной продукции отражает потребность населения в продукте и неудовлетворенный спрос. Острота потребности рассчитывается как отношение фактической обеспеченности населения продуктами определенной группы к физиологическим нормам рационального питания. Наиболее остро ощущается необеспеченность населения мясными товарами, овощами и фруктами;
• показатель социального адреса и потребительского класса характеризует предназначенность товаров конкретным группам потребителей, например изделия диетического питания, продукты для детей или туристов, космонавтов и т. д.;
• показатель соответствия продукта оптимальному ассортименту отражает место продукта в фактическом и прогнозируемом ассортименте;
• показатель морального износа служит основанием для исключения из ассортимента выпускаемых товаров некоторых изделий, на которые снижается спрос, например определенные наименования овощных или рыбных консервов;
• показатель сопутствующих социальных эффектов ориентирует производство на выпуск товаров с измененными свойствами в соответствии с новыми запросами потребителей, например низкокалорийных, витаминизированных, обогащенных биологически ценными компонентами.
Показатели функционального назначения:
• показатель универсальности применения отражает сферы использования продукта. Например, сахар, соль, сливочное масло кроме непосредственного употребления применяют в домашней кулинарии и в пищевых производствах для изготовления других продуктов;
• показатели соответствия – выполнению основной функции, т. е. полезность продуктов. Пищевая, или питательная, ценность характеризует полезность пищевых продуктов – носителей белков, жиров, углеводов, которые служат строительным материалом и источником энергии для организма человека, а также биологически активных веществ (витаминов, минеральных элементов). Физиологическая ценность определяет полезность вкусовых продуктов (пряностей, чая, кофе, напитков).
Питательная ценность мясных,
рыбных, молочных, яичных, зерномучных,
кондитерских, плодоовощных продуктов
и пищевых жиров зависит от
химического состава и
Усвояемость показывает степень использования организмом питательных веществ. Например, присутствие клетчатки в растительной пище снижает усвояемость питательных веществ. Физиологическая ценность вкусовых и пищевых продуктов определяется их положительным влиянием на пищеварительную, нервную, сердечно-сосудистую системы человека. Чай и кофе тонизируют, пряности возбуждают аппетит, пищевые волокна (клетчатка) улучшают перистальтику кишечника, пористый хлеб дренажирует пищу, способствует пропитыванию пищеварительными соками и повышению усвояемости3.
К показателям соответствия выполнению вспомогательных функций можно отнести содержательность информации, которую несут товарные этикетки, например сведения о составе, полезности, способах употребления, условиях хранения и сроках годности продуктов.
Технологические показатели отражают материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость производства продукции, а также возможность утилизации отходов, т.е. употребления их с пользой для народного хозяйства, например для пищевых, кормовых, технических или иных целей.
Экономические показатели рассчитывают
с учетом затрат на разработку, изготовление,
хранение и потребление продукции.
Экономическая эффективность
Показатели сохраняемости
и транспортабельности в
1.2 Факторы сохраняющие
качество продовольственных
Хранение - это один из этапов товародвижения от производителя до потребителя, цель которого - обеспечение стабильности исходных свойств продукта или их изменение с минимальными потерями. При хранении проявляется одно из важнейших свойств товаров - сохраняемость, благодаря которому возможно доведение товаров от изготовителя до потребителя независимо от их местонахождения, если сроки хранения превышают сроки перевозки4.
Режим хранения - это совокупность условий, при которых товар сохраняет свое качество. Для каждого товара необходим определенный режим хранения, зависящий от его состава и свойств. При правильном режиме не только сохраняется качество, но и снижаются потери товаров.
К факторам, сохраняющим качество пищевых продуктов, относятся тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации.
Упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждения и потерь, а окружающую среду от загрязнения. Правильная упаковка предохраняет товары от механических повреждений, загрязнения и других воздействий окружающей среды и существенно влияет на сохранение качества при транспортировке, хранении и реализации товаров. Например, какао-порошок, упакованный в картонные пачки, хранится 6 месяцев, в жестяных банках - 12 месяцев.
Элементами упаковки являются тара, упаковочные или перевязочные материалы.
Тара, это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара. К таре предъявляют определенные требования: она должна быть прочной, достаточно легкой, чистой, сухой, не передавать товарам посторонних запахов, привкусов и быть безвредной.
Упаковочные материалы, это дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий. Классифицируют упаковку по ряду признаков: месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.
По месту упаковывания различают упаковку производственную, эту технологическую операцию осуществляет производитель, и торговую - проводит продавец. Эта торговая услуга может быть бесплатной или платной.
По назначению упаковку подразделяют на потребительскую и транспортную. Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Транспортную упаковку используют для перевозки и оптовой или мелкооптовой продажи.
Соблюдение необходимых условий хранения и транспортировки на всем пути продвижения товаров от места производства до потребителя имеет большое значение для качества товаров. Внедрение новых видов тары и упаковки, правильная организация хранения товаров в местах производства, использование новых способов транспортировки и хранения способствуют наиболее полному сохранению качества продовольственных товаров.
1.3.Условия влияющие на сохранение качества товаров
Условия хранения - совокупность
внешних воздействий окружающей
среды, обусловленных режимом хранения
и размещением товаров в
К условиям, влияющим на сохранение качества товаров относятся:
-условия хранения
Информация о работе Факторы и условия сохранения качества продовольственных товаров