Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:52, курсовая работа
Проблема обеспечения безопасности потребительских товаров является одной из важнейших государственных задач, так как от ее решения зависит здоровье и благополучие человека. За последнее десятилетие принято ряд законодательных актов, постановлений Правительства, нормативных документов, определяющих направление деятельности, норм и правил безопасности всех объектов, необходимых для жизнедеятельности. За этот же период произошла интенсификация исследований по оценке безопасности пищевых продуктов и ряда непродовольственных товаров, в том числе одежных.
Введение 3
Глава 1. Товароведная характеристика гигиенических
свойств детской одежды 4
1.1 Гигиенические требования к одежде различного
функционального назначения 4
1.2 Специфика требований к детской одежде 14
1.3 Свойства текстильных материалов как фактор,
формирующий гигиенические показатели одежды 18
1.4 Микроклимат пододежного пространства – показатель
соответствия одежды предъявляемым требованиям 21
Глава 2 Общая характеристика магазина «Слоненок» 27
2.1 Организационно-правовая форма 27
Классификация и общая характеристика ассортимента
детской одежды в магазине «Слоненок» 29 2.3 Разработка анкеты для выявления требований потребителей
к потребительским свойствам детской одежды 30
2.4 Анализ результатов анкетирования и выявления требований
потребителей к детской одежде, обслуживаемых
в магазине «Слоненок» 31
2.5 Пути улучшения гигиенических свойств
детской одежды 33
Выводы и предложения 40
Список используемой литературы 43
Приложения
Бельевые ткани прилегают непосредственно к коже и покрывают около 80% ее. Основным назначением бельевых тканей является освобождение кожи от жидких (пот, содержащий большое количество минеральных и органических веществ), твердых (кожное сало, чешуйки эпидермиса) и газообразных (углекислота) выделений кожи. Важно, чтобы белье было чистым, выглаженным и подобранным по размеру. Способность ткани к очищению кожи снижается в процессе загрязнения, прекращаясь через 5-7 дней. Бельевые ткани нуждаются в легкой, регулярной и тщательной очистке. Чему должна способствовать их структура. Разряженные, пористые ткани облегчают стирку. Чтобы не раздражать и не ранить кожные покровы, бельевые ткани должны быть мягкими, гибкими, эластичными; для впитывания пота- гигроскопичными и влагоемкими. Для вентилирования воздуха, непосредственно прилегающего к коже, удаления газообразных продуктов и испаряющегося пота бельевые ткани должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью как в сухом, так и во влажном состоянии. Лучшими тканями для изготовления детского белья, ночных рубашек и пижам, следует признать хлопчатобумажные ткани и хлопчатобумажный трикотаж. Ткани из натурального шелка, в некоторых случаях шерсти, также могут быть рекомендованы для детских бельевых изделий. Из синтетических тканей для изготовления белья может использоваться вискозный трикотаж. Бельевые изделия из нейлона, капрона и подобных тканей должны исключаться из детского ассортимента. Детское белье, включая постельное, нельзя крахмалить, так как оно делается более жестким, менее воздухопроницаемым и гигроскопичным.
Одежда новорожденного состоит из тонкой и мягкой распашонки, фланелевой распашонки и пеленки. С 2-х месяцев заметно удлиняется период бодрствования. С этого момента целесообразно пеленки заменять ползунками. Одежда для детей раннего возраста изготавливается из мягких, эластичных тканей, обладающих малой теплопроводностью и большой влагоемкостью. Этим требованиям такие сорта х/б ткани, как фланель и бумазея. С 9 месяцев ребенок учится ходить, и пол становится основным местом его игр. Чтобы предупредить охлаждение. На ребенка надевают фланелевую рубашку с длинными рукавами и шерстяную кофточку, длинные штанишки, чулки, обувь.
Комнатная одежда подбирается в соответствии с сезоном и температурой воздуха в помещении. Для теплого времени года и зимой в помещениях с температурой воздуха выше 20 градусов по Цельсию дети носят двухслойную одежду, аналогичную летней из ситца, полотна, сатина и др. Если температура воздуха в помещении ниже 19 гр. по Цельсию, рекомендуется использовать для одежды более толстые или ворсовые ткани (фланэль, бумазею, байку, трикотаж, вельвет и др.), а также ткани из шерстяных и полушерстяных волокон, обладающие более высокими теплозащитными свойствами. Допускается изготовление детского платья из шерстяных тканей с добавкой химических волокон (вискозы не более 25%, лавсана не более 25%). Эти добавки незначительно меняют гигиенические качества ткани и в тоже время увеличивают их носкость и несменяемость. Домашнюю одежду целесообразно шить из легко моющихся и хорошо гладящихся тканей. Одежда может быть трёхслойной(с использованием колготок, длинных брюк, кофточек, свитеров и т.д.).Следует избегать излишней многослойности одежды, т.к. она не только препятствует движению, но и нарушает вентиляцию под одёжного пространства. Покрой повседневной одежды должен быть простым, без лишних деталей –бантиков, рюшек, оборок, затрудняющих стирку и глаженье, из узких манжет и рукавов мешающих их завёртыванию при мытье рук. Поверх платьев или костюмов во время дежурства или работы на участке рекомендуется надевать фартуки. Необходимой деталью любой верхней детской одежды должны быть карманы для носового платка.
Летняя одежда детей дошкольного возраста состоит из двух слоев: 1- рубашка, майка, трусы; 2- платье, юбка с кофточкой у девочек или рубашка с короткими штанишками на бретельках у мальчиков. Покрой одежды должен исключать пояса, стягивающую резинку, глухие воротники. Открытый ворот, широкая пройма, короткий рукав или его отсутствие обеспечивают хорошую вентиляцию одежды. Ткани, употребляемые для изготовления летней одежды, должны обладать высокой воздухо - и паропроницаемостью. Они должны быть проницаемы для ультрафиолетовых лучей, по возможности отражать тепловые лучи и хорошо сохранять свойства при многократной стирке. Такие свойства имеют батист, ситец, натуральные шелковые ткани.
Одежда в осенне-весенний период. Одежда для прогулок в холодную погоду состоит из трёх слоёв. Одежда должна способствовать нормальному теплообмену и не пропускать холодный ветер через застёжки, воротники, рукава. Осенью и весной, в зависимости от погоды, дети могут надевать байковые или шерстяные трикотажные костюмы, кофточки и рейтузы, демисезонное пальто, плащи. Если девочка гуляет в пальто (особенно зимой), то платье приходится мять, натягивая на него рейтузы. Если же рейтузы надевать под платье, то будет охлаждаться поясница. Поэтому предпочтительно надевать на ребёнка легкие на одной подкладке комбинезон (лучше не цельнокроеный, а в виде полукомбинезона с курточкой). Для их изготовления может быть использован репс или другая плотная ткань с низкой воздухопроницаемостью.
Зимняя домашняя одежда дошкольников включает: белье и платье или рубашку и штанишки для мальчиков. Для их изготовления могут быть использованы х/б, более толстые или ворсовые ткани, что усиливает их теплозащитные свойства (фланель, бумазея, вельвет, полушерстяные и шерстяные ткани). Допускается изготовление детского платья из шерстяных тканей с примесью нитроволокон не более 30% и вискозолавсановой пряжи (не более 40% лавсана). Эти добавки незначительно меняют гигиенические качества тканей и в то же время увеличивают их носкость и несминаемость. В комплект домашнего платья дошкольников должны быть включены трикотажные шерстяные кофточки и жилеты, которые надевают на детей при значительных колебаниях микроклимата помещений. Покрой одежды не должен сковывать движений ребенка. Следует избегать излишней многослойности одежды, так как она препятствует движению и нарушает вентиляцию слоев воздуха, прилегающих к коже.
Верхняя теплая одежда должна выполнять свою основную задачу - тепловой изоляции, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Она должна состоять из 3 слоев. Верхний, покровный слой изготавливается из тканей, имеющих низкие показатели воздухопроницаемости, паропроницаемости, гигроскопичности и влагоемкости, что препятствует намоканию одежды от снега и дождя, повышая тем самым ее теплозащитные свойства. Для верхнего слоя зимней детской одежды могут быть использованы тканые материалы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани. Второй - теплозащитный слой - должен состоять из материалов, имеющих структуру с большим количеством пор, содержащих воздух (вата, ватин, ватилин, синдипон и др.), изготовленных из натуральных, искусственных или синтетических волокон. Применение синтетических волокон допустимо, так как эти материалы не имеют непосредственного соприкосновения с кожными покровами и должны обеспечивать только высокие теплоизолирующие свойства данного слоя одежды. Внутренний слой - подкладка - изгопроницаемости, паропроницаемости, влагоемкости и гигроскопичности, так как должен обеспечивать оптимальные гигиенические условия в пододежном пространстве.
Конструкция детской зимней одежды должна обеспечивать минимальную циркуляцию воздуха в пододежном пространстве и минимальный воздухообмен с окружающей средой. Это обеспечивается созданием большого количества замкнутых пространств в пододежном пространстве - наличием капюшона, манжет, поясов. Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким поясом на бретелях и удлиненной куртки с капюшоном и стягивающей резинкой внизу. Такая конструкция одежды обеспечивает высокий и равномерный теплозащитный эффект и не стесняет движений ребенка.
Теплозащитные свойства одежды подлежат физиолого-гигиенической оценке. Наиболее полное представление о теплоизоляционных свойствах одежды дает определение энерготрат, изменения величин кожных температур и определения плотности теплового потока - количества тепла, теряемого путем радиации и конвекции в единицу времени с единицы поверхности тела.
Теплозащитная способность одежды - это ее способность к снижению плотности теплового потока. Тепловой поток реагирует на изменения температуры окружающей среды и теплозащитных свойств одежды.
Одежда должна быть чистой - это важный вопрос гигиенического и эстетического воспитания ребенка. Домашнюю одежду необходимо менять по мере загрязнения. Использованные пеленки, распашонки тщательно стирают детским мылом и затем хорошо выполаскивают в теплой воде. Недопустимо использование синтетических порошков, так как они могут стать причиной аллергических реакций у детей. Сушить детскую одежду лучше всего на воздухе. После сушки одежду необходимо тщательно прогладить, причем в первые месяцы жизни пеленки лучше гладить с двух сторон. Одежду ребенка нужно хранить отдельно от одежды взрослых. Грязное белье малыша складывают в отдельные закрытые корзины для белья и стирают в отдельном тазике. Сильно загрязненные вещи лучше сразу замочить.
Головные уборы. Шапочки, косынки, панамы должны отвечать климатическим условиям и времени года. В летние дни голову ребенка покрывают панамой, девочкам можно повязать на голову тонкую хлопчатобумажную косыночку. Весной и осенью девочкам надевают береты и полушерстяные шапочки, Мальчикам - береты или кепки. Зимой, при отсутствии сильных морозов, детям подойдут теплые вязаные шапочки, в сильные морозы - шапки-ушанки, меховые шапки или вязаные шапочки поверх косынок. Нужно следить, чтобы шапка обязательно закрывала уши, так как дети очень подвержены воспалению среднего уха - отиту. Лучше всего шапочки на завязках. Удобны в холодную погоду капюшоны верхней одежды, которые утепляются мехом. Лучше приобретать шапку, шарф и варежки в комплекте, вязка должна быть прочной, двойной.
Носки, гольфы, колготы для детей должны быть хлопчатобумажными, что обеспечивает их гигроскопичность. Изделия из синтетических волокон вредны: летом в них очень жарко, а зимой ноги переохлаждаются, кроме того, у многих детей они вызывают кожный зуд.
1.2 Специфика требований к детской одежде
Детской
одежде предъявляются разные
требования в зависимости от
возраста ребенка, для
При конструировании одежды для детей постарше возможно частичное использование синтетических и искусственных волокон отдельно (одежда функционального назначения) или в сочетании с натуральным волокном.
Для детей школьного возраста производится два вида одежды: бытовая и производственная (школьная форма). Разнообразие бытовой одежды можно сравнить с гардеробом любого взрослого (юбка, брюки, блузка, свитера, костюм утепленный и т.д.), тут практически нет особых условий. Главное, чтобы одежда была сделана с максимальным использованием натуральных материалов, была свободной и легкой. Очень важна школьная форма, так как в ней ребенок проводит немало времени. Форма должна соответствовать всем гигиеническим стандартам, быть удобной, немаркой, теплой (на зиму) и легкой (в теплые времена года).
Очень строгий ведется контроль над гигиеническими свойствами одежды – вся детская одежда должна соответствовать установленному проценту синтетических волокон для детской одежды: трикотажные изделия содержать не больше 18% капроновой нити, колготы – не больше 30%, верхняя одежда – не больше 20%.
Одежда, купленная ребенку, должна быть достаточно просторной, в противном случае она будет стеснять движения малыша и в отдельных местах вызывать потертости; ребенок, одежда у которого препятствует свободным движениям (возникает застой крови и лимфы, в результате чего ребенок чувствует в определенных участках тела онемение; болят потертости), двигается меньше, чем ему это необходимо, и потому несколько отстает от своих сверстников в физическом развитии; приобретая одежду для малыша, маам должна помнить, что он быстро растет, и одежда, которая сегодня ему впору, уже через месяц может стать тесной; следует приобретать одежду для ребенка на вырост - хотя бы на один размер больше;
Крепкое здоровье ребенка с рождения – залог его счастливого будущего, не обремененного заболеваниями, отмеченного активностью и энергичностью, а одежда позволяет защитить малыша от многих внешних факторов, поэтому для своего ребенка нужно выбирать хорошие, качественные вещи.
1.3 Свойства текстильных
Текстиль (лат. textile — ткань, материя) — изделия из ткани, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке.
Слово текстиль — производное от латинского textere, что означает плести, переплетать. Хотя ткачество — наиболее распространённый способ изготовления текстиля, существуют и другие способы: вязание, плетение и валяние.
Первыми текстильными волокнами, вероятно, были почти не обработанные побеги трав. Из них в доисторические времена плели ширмы, сумки, рыболовные сети и веревки. Позднее люди научились использовать более тонкие материалы — льняное, конопляное, джутовое волокно, шерсть животных.
К числу свойств текстильных материалов, применяемых для изготовления одежды, которыми в значительной степени определяется ее качество, относятся так называемые физико-гигиенические свойства, относящиеся по классификации, принятой в материаловедении текстильной и легкой промышленности к физическим свойствам.
Эти свойства определяют степень безвредности тканей для организма человека и уровень комфортности при носке изделий из них. Гигиеничность тканей зависит от их воздухо- и паронепроницаемости, пылеемкости, теплопроводности, гигроскопичности, водопроницаемости и т.д.
Воздухопроницаемость -
способность тканей пропускать воздух.
Она характеризуется
Пылеемкость - способность ткани поглощать пыль. Ткани с ворсом, шероховатой поверхностью обладают наибольшей пылеемкостью.
Теплопроводность
Гигроскопичность - способность ткани поглощать из окружающей среды влагу и отдавать ее. Этот показатель зависит от вида волокна, структуры ткани, характера отделки, от температуры и влажности окружающего воздуха. Хорошей гигроскопичностью обладают льняные, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, плохой - ткани из синтетических волокон.