Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:39, курсовая работа
Сухари являются национальным славянским продуктом с глубокими историческими корнями. Россияне, к примеру, ставят их в один ряд с такими традиционными угощеньями, как блины, икра, водка и т.д. У большинства людей сформировалось представление о том, что сухари — это большие по форме изделия, не очень вкусные, несладкие, твердые и поэтому должны быть дешевыми. Однако производители придерживаются иного мнения и за последние годы успели разнообразить ассортимент выпускаемой продукции настолько, что порой кажется, что от сухаря осталось только название.
Введение………………………………………………………………………….
1Обзор литературы………………………………………………………………
1.1 Характеристика ассортимента сухарей…………………………………….
1.2 Пищевая ценность сухарей………………………………………………….
1.3 Основное сырье, используемое при производстве сухарей………………
1.4 Процессы производства и их влияние на качество сухарей………………
1.5 Оценка качества сухарей……………………………………………………
1.6 Дефекты сухарей……………………………………………………………
1.7 Хранение сухарей. Процессы, происходящие при хранении……………..
2 Экспертиза качества сухарей…………………………………………………
2.1 Объекты исследования………………………………………………………
2.2 Маркировка…………………………………………………………………..
2.3 Правила отбора проб………………………………………………………...
2.4 Органолептическая оценка………………………………………………….
2.5 Физико-химические методы исследования………………………………...
2.5.1 Определение количества сухарей………………………………………...
2.5.2 Определение влажности…………………………………………………..
2.5.3 Определение кислотности………………………………………………...
2.5.4 Определение набухаемости……………………………………………….
2.6 Результаты исследования и их обсуждения………………………………..
3. Экономическая часть…………………………………………………………
3.1 Состояние российского рынка сухарей…………………………………….
3.2 Предложения по улучшению качества……………………………………..
Заключение. …………...…………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение А Объекты исследования………………………………………...
Приложение Б Расчет количества сухарей…………………………………….
Приложение В Расчет влажности…...………………………………………….
Приложение Г Расчет кислотности…………………………………………….
В результате органолептической оценки установили, что образец №1 не соответствует ГОСТу 8494-96. Сухари под №1 имеют подгорелую корку и сквозные трещины на поверхности. Поверхность сухарей неровная. Вкус и запах вцелом удовлетворяют стандарту.
Образец №2 по внешнему виду соответствует ГОСТу. Поверхность сухарей гладкая, без сквозных трещин и следов непромеса. Цвет сухарей светло-коричневый.
Из всех трех образцов, сухари под №2 имеют самую низкую оценку вкуса. У сухарей нет характерного сладковатого привкуса.
Самую высокую оценку вкуса сухари под №3. Они имеют и самую высокую оценку внешнего вида, поверхности и запаха. Поверхность сухарей гладкая, без трещин. Вкус сладковатый. Сухари имеют приятный ярко-выраженный запах ванилина.
Все три исследуемых образца хрупкие, в соответствии с ГОСТом. Самыми хрупкими являются сухари под №1. наименьшую хрупкость имеют сухари №2.
Количество сухарей – лома в образце №1: Х1=33,3%.
Горбушки и сухари уменьшенного размера не обнаружены.
Количество лома в образце №2: Х2=11%.
Горбушки и сухари уменьшенного размера отсутствуют.
Количество лома в образце №3: Х3=2,5%.
Обнаружена одна горбушка.
Расчет количества лома проведен в соответствии с приложением Б.
По количеству сухарей – лома ГОСТу соответствует только образец №3. Содержание в нем лома составило 2,5%.
Образцы №1 и №2 не соответствуют ГОСТу. В упаковке образца №1 насчитано 5 сухарей – лома, что составляет 33,3% от общей массы упаковки, при допустимом количестве 7%. Сухари уменьшенного размера и горбушки в образце №1 не обнаружены. В упаковке образца №2 обнаружено 2 сухаря – лома, что составило 11% от общей массы упаковки. Содержание лома в упаковке на 3% превышает установленную ГОСТом норму. Сухари уменьшенного размера и горбушки также не обнаружены.
Количество лома в образце №3 не превышает норму. В упаковке обнаружена одна горбушка, что так же не превышает норму, сухари уменьшенного размера не обнаружены.
Влажность всех трех образцов сухарей не превышает предельного значения, указанного в ГОСТ 8494-96.
Влажность образца 1 составила: W1=4,7%.
Влажность образца 2: W2=4,9%.
Влажность образца 3: W3=4,8%.
Расчет влажности образцов проведен в соответствии с приложением В.
По ГОСТ 8494-96 влажность сухарей украинских и сухарей с маком не должна превышать 10%, сухарей ванильных не более 8%. В результате определения установили, что влажность сухарей украинских составила 4,7%, сухарей с маком – 4,9%, сухарей ванильных – 4,8%.
Таким образом в результате определения влажности сухарей установили, что все три образца соответствуют требованиям ГОСТа.
В соответствии с ГОСТ 8494-96 кислотность сдобных сухарей должна быть не более 3,5%.
Кислотность первого образца Х1= 3,3 град.
Кислотность образца 2: Х2=2,1град.
Кислотность образца 3: Х3=2,1 град.
Расчет кислотности образцов проведен в соответствии с приложением Г
В результате определения установили, что кислотность сухарей украинских составила 3,3 град, сухарей с маком и сухарей ванильных – 2,1 град. Из данного определения следует, что кислотность всех трех исследуемых образцов соответствует требованиям ГОСТ 8494-96.
Для определения набухаемости сухари держали в стакане с горячей водой в течение одной минуты. По истечении одной минуты после погружения образцы №1 и №2 были полностью набухшими, не имели уплотненных участков. Образец №3 полностью набух через полторы минуты, из чего можно сделать вывод, что образцы №1 и №2 соответствуют требованиям ГОСТа, а образец №3 имеет незначительное отклонение от установленного стандарта.
После взвешивания всех образцов выявили, что действительная масса образцов №1 и №2 соответствует массе, указанной на этикетке – 300 г. Действительная масса образца №3 составила 380 г, при заявленной массе на этикетке 400 г. Выявлено нарушение – отклонение указанной массы на 20 г.
В результате проведенных исследований установили, что все три образца сухарей имеют отклонения от ГОСТа по которому они были произведены. В ходе исследования были выявлены отклонения по массе образца, органолептическим показателям, отклонения в нанесении маркировки, а так же отклонения по физико – химическим показателям – набухаемости и количеству лома.
Наибольшее отклонение обнаружено в определении количества сухарей – лома. Количество лома в образце №1 составило 33,3%, что является грубым отклонением от стандарта.
3. Экономическая часть
3.1 Состояние российского рынка сухарей
«Сухари, сушки, баранки – традиционное российское лакомство. Именно эти продукты занимают основную долю в ассортименте производителей и в предпочтениях потребителей. Популярны также соломка и крендели. Но если в 2002-2003 годах традиционный сегмент продемонстрировал неожиданно быстрый рост, то сегодня рынок таких простых хлебобулочных изделий, как сухари и сушки, стагнирует. Это, конечно, не означает, что через 1-2 года сушки-баранки исчезнут с полок магазинов. Рынок стагнирует постепенно, но это неизбежный процесс. Растет потребление новых продуктов – хлебцев, например. Причины этого – рост благосостояния потребителей, изменение их вкусов и предпочтений, появление на рынке новых полезных продуктов с различными добавками. Если 15-20 лет назад сухари, сушки и баранки были самыми распространенными лакомствами, которые употребляли все слои населения, то теперь потребители со средним и высоким доходом отказываются от простых продуктов в пользу инновационных, полезных для здоровья биопродуктов: хлебцев, изготовленных из цельносмолотой муки, крекеров с различными добавками – пророщенным зерном, злаками, отрубями, сухофруктами и орехами, с повышенным содержанием полезных сортов растительного масла – оливкового, кунжутного, льняного».
у традиционных продуктов всегда будет свой потребитель – данный сегмент, хотя давно уже не показывает активного роста, будет продолжать присутствовать на российском рынке. Сегмент традиционных сухих хлебобулочных изделий достаточно плотно занят: практически все российские хлебокомбинаты выпускают сухари и сушки.
Маркетинговое исследование рынка бараночных изделий и сухарей показало, что рынок буквально «ждет», когда кто-нибудь из производителей возродит эти в некотором смысле «забытые» товары.
В 2009-2010 году рынок сухарных и бараночных изделий продемонстрировал неожиданно быстрый рост. По оценкам экспертов - около 30% в каждый из этих лет.
Это объясняется демографической тенденцией. Дело в том, что потребление недорогих кондитерских изделий, а особенно сушек и сухарей, резко возрастает при переходе через определенный уровень обеспеченности ($100-200 на члена семьи в месяц), рисунок 1.
Рисунок 1 – Зависимость потребления сухарей от уровня обеспеченности
Как видно на данной диаграмме, потребители с уровнем дохода $100-200 (на каждого члена семьи) потребляют изделия данной группы значительно чаще.
В 2009-2010 годах в г. Москве наблюдался массовый переход жителей как раз через этот уровень, результатом чего и стал такой феноменальный рост (или точнее восстановление) рынка сухарных и бараночных изделий.
Следует ожидать особенно быстрого роста этого сегмента рынка в провинции, где переход через границу уровня доходов $100-200 будет происходить в гораздо больших масштабах.
Приведенные аргументы свидетельствуют о достаточно высокой динамике роста данного сегмента рынка изделий этой группы, обусловленной выгодной для товаров этой группы структурой социально-демографической ситуации.
Однако с точки зрения дальнейшего развития социально-демографической ситуации в стране можно прогнозировать в ближайшем будущем (1-2 года) резкое замедление роста рынка, а в более отдаленной перспективе (5 лет) сокращение емкости рынка. Это связано с тем, что по мере роста благосостояния населения и перехода его через границу дохода $200 оно склонно переключаться на более дорогие и претенциозные товары.
Учитывая вышесказанное, а также определив объем потребления товаров исследуемых групп, мы можем сделать следующие выводы о емкостных параметрах рынка: сегмент сухарей 8,23 млн. руб. Скачкообразный рост, обусловленный резким повышением доступности товара при переходе большого количества семей через границу дохода $100-200.
Следует отметить, что сушки и сухари являются товаром наиболее доступным для повседневного чаепития. Другие кондитерские изделия, как, например, вафельные торты, рулеты, конфеты и даже печенье воспринимаются как товары «для случая», то есть не на каждый день. Они покупаются, как правило, при ожидании гостей, получении зарплаты или для того, чтобы повысить себе настроение и порадовать своих близких.
Сушки же, сухари и баранки воспринимаются как товары «простые», а, следовательно, не дорогие (хотя цена их не меньше, чем, например, печенья) и поэтому такие, какие можно есть в неограниченных количествах. Ключевое значение имеет не то, что это товар дешевый, а то, что он воспринимается , как дешевый и, следовательно, более доступный, его можно есть более смело без ущерба для семейного кошелька.
В то же время, имидж данной группы товаров достаточно «старомоден» и для активизации потребления нуждается в существенном обновлении. Одним из таких средств могут быть разнообразные экзотические добавки, которые очень хорошо покупателями воспринимаются и привлекают внимание к товарам этой группы.
Любое возможное влияние на имидж данной категории товара любым из производителей (обновление имиджа) способно изменить расстановку сил в этих и смежных группах товаров. Как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Имидж же данной группы товаров настолько стар, что просто «в воздухе висит» идея его обновления, к чему потребитель уже, в общем-то, готов. Некоторые потребители, утверждают, что такой товар, как, например, сушки снова входит в моду. Данная тенденция, конечно, не имеет сколь ни будь значимого выражения, но при искусственном «раздувании» кем-нибудь из участников рынка, действительно может приобрести ощутимые размеры.
Для этого есть определенные предпосылки. Данный товар достаточно тесно ассоциируется с семьей и чаепитием (гораздо в большей степени, чем печенье или какие-то другие кондитерские изделия). Данный ассоциативный ряд можно использовать для привлечения внимания потребителей к данной группе товаров.
Таким образом, мы видим, что есть возможность попытки имиджевого позиционирования группы товаров, основанной на естественном восприятии товара и потому потенциально очень эффективной. Реализация такого позиционирования в состоянии существенно повлиять на восприятие товара и снова привлечь внимание к этой «незаслуженно забытой» группе товаров.
Если жизненный цикл товара представляют, обычно, в форме обыкновенной параболы: рождение, рост, зрелость, умирание; то развитие товарных групп, видимо, происходит циклически: спад рост зрелость спад снова рост. В этом случае можно поступать также, как на фондовом рынке: покупать акции в самой низкой точке их стоимости (на спаде) и ждать когда они вырастут в цене. В применении к рынку это означает то, что входить на рынок надо в период кризиса и самого большого «упадка» группы товаров, пытаясь «поймать» тенденцию роста в самом своем начале, еще по первым «тонким» признакам.
Структура рынка. На рынке присутствуют два основных типа товара, имеющих относительно равный вес в структуре потребления домохозяйств, которые и составляют основную часть рынка: сухари и сушки.
Сегмент сухарей. В данном сегменте есть выраженный лидер – комбинат «Звездный». Остальные товары, как правило, воспринимаются как немарочные (рисунок 2).
Рисунок 2 – Предпочитаемые производители сухарей
Следует отметить, что сухари (как и другие смежные товары – сушки, баранки) являются товаром малодифференцированного выбора – покупателю довольно часто (в 45,8% случаев) все равно товар какого производителя/марки он покупает. Данный фактор оказывает преобладающее внимание на ситуацию выбора сухарей.
Проявляется это также и в том, что выбор группы товаров - сухарей, также в большом количестве случаев не является принципиальным. Т.е. покупатель не найдя в магазине сухарей, с легкостью заменяет их каким-нибудь другим товаром.
Текущие непотребители бараночных изделий и сухарей высказывают гораздо больший интерес к новым товарам, что показывает их потенциальную готовность покупать такие товары в случае некоторого обновления их имиджа и содержания, о чем мы уже неоднократно говорили ранее.
Это показывает довольно значительный потенциал прироста данного рынка. Более 75% текущих непотребителей свидетельствуют о том, что раньше они потребляли изделия этой группы – соответствующую часть их можно снова привлечь к потреблению этих товаров.
На рынке сухарей лидирует марка «Звёздный» — 43,5%; также пользуются популярностью продукция Алексеевского и Серпуховского хлебокомбинатов — примерно по 5%, марки «Славянское» — 1,3% и «Москвичка» — 0,5%.
Как показала практика и тщательные маркетинговые исследования, наиболее востребованной является упаковка в полипропиленовые пакеты по 350 грамм. Такой развес наиболее оптимален для семьи.
Благодаря вкусовым добавкам (а сухари могут сочетаться с орехами, сухофруктами, цукатами и различными кондитерскими приправами) ассортимент сухарей даже у одного производителя может быть огромен.
3.2 Предложения по улучшению качества
Сухарные изделия занимают особое место среди хлеба и булочных изделий благодаря своим вкусовым и питательным свойствам. Они, по существу, являются хлебными «консервами», которые можно хранить продолжительное время и перевозить на дальние расстояния. Это обусловливает постоянно увеличивающийся спрос населения на эти высококачественные изделия.
Основными направлениями развития хлебопекарной промышленности являются совершенствование структуры ассортимента хлебобулочных изделий, в том числе и сухарных, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в этих продуктах, внедрение комплексно–механизированных и поточных линий для их выработки.