Маркировка и упаковка товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Актуальностью данной темы является то, что сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, упаковка окончательно признана одним из главных средств в борьбе за лидерство на рынке, и является главным источником информации о товаре.
Цель курсовой работы заключается в изучении основных характеристик маркировки и упаковки товара.
Объектом исследования является научно-производственное предприятие «Интер-Масло».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

I. Теоретические основы маркировки и упаковки товаров:

1.1 Классификация и функции упаковки.………………………………….…..5

1.2 Упаковка и окружающая среда ………………………………………..…..18

1.3 Разновидности и основные функции маркировки …………………….....22

1.4 Основные требования, к упаковке и маркировке товаров ………….…....27

II. Анализ деятельности предприятия в области маркировки и упаковки товара:

2.1 Историко - экономическая характеристика научно-производственного предприятия «Интер-Масло»…………………………………………………..34

2.2 Анализ деятельности научно-производственного предприятия «Интер-Масло» в области маркировки и упаковки…………………………………….41

III. Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки

3.1 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки в целом..……….43

3.2 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки на научно-производственном предприятии «Интер-Масло»..……………………………46

Заключение……………………………………………………………………...48

Список использованной литературы…………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

Транспортная тара

Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.

Транспортную тару можно классифицировать по следующим признакам:

      Кратности использования (разовая и многооборотная);

      Стабильности размеров (жесткая, мягкая);

      Виду упаковываемой продукции (жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы);

      Способу изготовления (сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная);

      Материалу (ПЭ, ПВХ, ПП, ПС, и т.д.);

      Конструкции (неразборная, разборная).

Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов. В жесткой транспортной таре особенно нуждаются отрасли АПК, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. За последние годы вид тары из пластмасс пришел на смену таре из традиционных материалов. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет красивый внешний вид. Из термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конструкции, что обеспечивает рациональное затаривание продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные площади, без применения дополнительных устройств.

Основные способы изготовления жесткой транспортной тары: литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки.

К мягкой транспортной упаковке относятся мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки. Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химических удобрений  и пестицидов, семян, гранулированных продуктов, красителей и т.д. Мягкие контейнеры используются для транспортирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных и жидких продуктов. Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и могут перевозиться (заполненные грузом) на железнодорожных платформах или водным транспортом. Их применение снижает трудоемкость операций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.

В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упаковки с использование термоусадочных пленок. Они применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Пленки получают преимущественно экструзией либо соэкструзией.[9]

Производственную и транспортную тару иногда (главным образом за рубежом) называют распределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспределительную сеть от предприятия-изготовителя до пункта назначения.

Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. Использование тарооборудования создает большие удобства, как при транспортировании, так и при реализации продуктов.

В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Это позволяет исключить очень трудоемкое звено в цепи товародвижения – отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов. Устраняется и целый ряд других операций (размещение товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен), что приводит к ускорению доставки товаров, снижению издержек обращения, уменьшению потерь от порчи товаров и, в конечном счете, к увеличению прибыли в торговле.

Применение поддонов удобно в торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, поэтому они используются в пищевых отраслях АПК, текстильной, химической, парфюмерной промышленности. Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой собственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром.

Ящичные поддоны из ПЭВП разнообразны по конструкции и размерам, выдерживают статическую нагрузку до 1,4*106 Н. Изготовляют складные ящичные поддоны литьем под давлением. Размер поддонов в плане 1000×1200мм, внутренняя высота 600мм, наружная (габаритная) 750 мм, высота в сложенном виде 305мм. Для возможности замены поврежденных деталей все боковые стенки делают съемными.[5]

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских, межзаводских перевозок, а также накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

Важнейшая роль до стадии доставки продуктов питания в торговую сеть отводится транспортной таре. С помощью именно этой тары должна быть обеспечена доставка населению продуктов питания с минимальными потерями.

Эффективным способом повышения экономичности полимерной транспортной тары являются ее максимальная унификация и стандартизация[2].

Унификация тары необходима для сокращения числа ее видов и осуществляется по виду (форме), типоразмерам и конструкции или отдельным конструктивным элементам. Унификация способствует снижению расходов на разработку и изготовление полимерной тары, оснастки, организации специализированных производств с высокопроизводительным оборудованием, механизации, автоматизации и роботизации технологического процесса. Некоторое однообразие унифицированной тары может быть компенсировано полиграфическим оформлением, варьированием цветовой гаммы используемых полимеров, декорированием отдельных элементов упаковки. Эти приемы позволяют создавать однотипную упаковку, отвечающую высоким эстетическим требованиям.

Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. Исходными данными при разработке тары являются внутренние размеры. Требования кратности распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. При этом размеры стандартного поддона являются модульной единицей для конструирования и проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта. Эти размеры положены также в основу пакетных перевозок.

Унификация элементов тары обеспечивает возможность замены быстроизнашивающихся деталей, способствует сокращению потерь рабочего времени при остановке и выходе на рабочий режим оборудования, отработке технологических параметров и сокращению технологических потерь перерабатываемых материалов.

Стандартизация полимерной тары призвана обеспечить современный уровень упаковки, т.е. единство четких показателей качества, механических и амортизационных средств, возможность укладки штабеля, технологичность, эстетичность, пригодность к нанесению красочной печати. Стандартизация упаковочных материалов, общих технических требований к полимерной таре и методов испытаний способствует сохранению качества упаковываемой продукции, снижению потерь при транспортировании, хранении и реализации, а также улучшению технико-экономических показателей во всех звеньях народного хозяйства, применяющих полимерную тару и упаковку.

С учетом широкого ассортимента полимерных материалов, многообразия тары и упаковываемой продукции стандартизация приобретает значение большой комплексной проблемы. Решение ее начинается с разработки требований, предъявляемой к транспортной таре, и включает следующее этапы: выбор базового полимера, оптимизацию состава композиции, определение способа производства тары и оптимизацию режимов переработки, оценку качества и определение срока службы тары при эксплуатации.[7]

Основные функции упаковки:

При разработке тары и упаковки учитывают совокупность ус­ловий и требований, предъявляемых к ним во всех сферах обраще­ния — от изготовления до утилизации.

Особенности обращения и функции, выполняемые тарой и упаковкой, обусловливают комплекс потребительских, экономи­ческих, технологических, эксплуатационных и утилизационных требований. Эти требования взаимосвязаны и зависят от измене­ний в структуре и свойствах товаров; условий транспортирования, хранения, реализации и использования продукции; системы упа­ковывания, характеристики тароупаковочных материалов, обору­дования, организации производства.[8]

ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ

Многофункциональность упаковки предопределяет необходи­мость знания специалистами свойств и способов переработки раз­личных материалов в тару и упаковку, специфику защиты упако­ванного продукта от вредных внешних воздействий, что существенно, прежде всего, для продуктов питания. Любая продукция промышленных и сельскохозяйственных предприятий нуждается, в защите от механических, климатических и других воздействий при транспортировании, хранении и реализации. Функцию защи­ты выполняет упаковка, обеспечивая сохранность, качество, све­жесть продукта и одновременно защищая окружающую среду от его влияния.

Защитная функция упаковки в полной мере зависит от правильного выбора технологии и материала, учитывающих в первую очередь специфичность упаковываемой продукции. Для некоторых изделий достаточна лишь защита от механических воздействий и повреждений (автомобили, сельхозтехника, строительные; конструкции и т.д.). Другие виды продукции необходимо защи­щать от физических, химических, климатических, биологических и прочих воздействий. Сохранность продукции обеспечивается влагостойкой, химически стойкой, свето-, влаго- и газонепрони­цаемой, герметичной упаковкой и созданием внутри ее защитной атмосферы.

Защита продукции от механических воздействий обеспечивается высокой прочностью тары, стойкостью к удару при свободном; падении, вибростойкостью (при динамических нагрузках) и формоустойчивостью при статических нагрузках. Механическая стой­кость тары к удару при свободном падении характеризуется высо­той падения. Этот показатель зависит от материала, технологичес­кого режима и формы тары. Емкости из ПЭВД при падении, как правило, не разрушаются. Упаковки из ПЭНД, жесткого ПВХ, ПС при падении с определенной высоты разрушаются, необратимо деформируются, и при этом может быть нарушен товарный вид продукции.

При выборе материала и способа упаковки исходят, прежде всего, из специфических свойств пищевого продукта, требуемого сро­ка сохранности, возможных биохимических изменений продукта и его взаимодействия с упаковкой, влияния и продолжительности воздействия внешних факторов на продукт. Свойства продукта определяются его химической природой, физическим состоянием, чувствительностью к действию света, влаги, кислорода и микро­организмам. В ряде случаев учитываются и другие специфические особенности, в частности при хранении свежего мяса — регулиру­емое поступление кислорода, для свежих плодов, ягод, овощей — строго регулируемый газообмен. В процессе хранения изменяют­ся органолептические свойства продукта, например свежевыпеченные хлебобулочные изделия, высыхают, теряют вкусовые каче­ства, черствеют, крошатся. Неупакованные изделия во влажных и теплых условиях не будут подвергаться сильному обезвоживанию, но зато быстро портятся в результате плесневения или бактери­ального заражения. Упаковка предотвращает ухудшение вкусовых качеств продукта, а также инфицирование микрофлорой. Булоч­ки и сдобы, упакованные при нормальных атмосферных условиях, съедобны в течение 5 или 6 суток, в то время как упакованные в инертной газовой среде остаются пригодными для употребления несколько месяцев. Чтобы дольше сохранить продукт, необходи­мо его упаковать в полимерный материал, который обеспечил бы соответствующие условия. Так, для упаковки свежего мяса пред­почтение следует отдать пленкам из полиэтилена или поливинилхлорида, фруктов — емкостям с газоселективными мембранами. Для упаковки продуктов в газовой среде выбирают материалы с низкой газопроницаемостью, например трех-пятислойные поли­мерные пленки.

Не менее важным фактором является возможность взаимодей­ствия продукта питания с упаковочным материалом. Например, при упаковке жирсодержащих продуктов нельзя использовать ма­териалы, в которых присутствуют низкомолекулярные фракции, способные мигрировать в пищевой продукт.[8]

ФУНКЦИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Изготовление тары и упаковывание продукции требуют, как уже говорилось, больших материальных и трудовых затрат, кото­рые в совокупности определяют стоимость упаковки. Затраты на тару и упаковку занимают важное место в экономике отдельных предприятий и целых отраслей народного хозяйства. Они суще­ственно влияют на цену продукции. Особенно велики затраты на упаковку и тару в легкой, парфюмерной, пищевой и химической отраслях промышленности. Причем сам товар не становится более ценным, но дорожает из-за стоимости тары.

В связи с этим важной функцией, выполняемой упаковкой, яв­ляется рационализация, т. е. выбор оптимальной технологии упа­ковки и всего производственного процесса в целом. С одной сто­роны, необходимо стремиться к экономии материальных и трудо­вых ресурсов при производстве тары и упаковочных материалов, с другой — к рациональной организации операций упаковывания, хранения и реализации упакованной продукции. В ряде случаев это должно учитываться уже на стадии изготовления самого про­дукта, чтобы оптимизировать весь производственный процесс, включая упаковывание и транспортирование.[8]

Экономические соображения являются основным критерием выбора. Наиболее эффективной считается упаковка, обеспечивающая на всех стадиях обращения — от изготовления до утилиза­ции — наименьшие затраты и наибольшую экономию обществен­ного труда. Затраты на упаковку не должны составлять основную часть в себестоимости товаров, поэтому выбирают такую упаков­ку, которая обеспечила бы оптимальные защитные свойства в не­обходимые сроки хранения товаров. Надежность упаковки оцени­вают показателем эффективности

Выбор тары не должен ограничиваться лишь учетом ее разме­ров. Тара должна исследоваться и с точки зрения формы с целью оптимального использования складских помещений и трансферт­ных средств. При конструировании полимерной транспортной тары необходимо учитывать ее абсолютную массу, относительную массу (т. е. отношение абсолютной массы тары к массе упаковыва­емого продукта) и коэффициент собственной массы тары (отно­шение массы тары к образуемому ею объему и к ее собственному объему). При изготовлении и использовании полимерной тары нужно стремиться к снижению этих показателей.

Требования к пригодности тары и упаковки для погрузочно-разгрузочных операций зависят от условий всей транспортной цепи перемещения упакованной продукции. Для этого на основе упаковки образуется грузовая единица (грузопакет), которой мож­но манипулировать при наименьших затратах труда и времени, осуществляя транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные операции и обеспечивая при этом сохранность продукции.[8]

Информация о работе Маркировка и упаковка товара