Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа
Актуальностью данной темы является то, что сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, упаковка окончательно признана одним из главных средств в борьбе за лидерство на рынке, и является главным источником информации о товаре.
Цель курсовой работы заключается в изучении основных характеристик маркировки и упаковки товара.
Объектом исследования является научно-производственное предприятие «Интер-Масло».
Введение………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы маркировки и упаковки товаров:
1.1 Классификация и функции упаковки.………………………………….…..5
1.2 Упаковка и окружающая среда ………………………………………..…..18
1.3 Разновидности и основные функции маркировки …………………….....22
1.4 Основные требования, к упаковке и маркировке товаров ………….…....27
II. Анализ деятельности предприятия в области маркировки и упаковки товара:
2.1 Историко - экономическая характеристика научно-производственного предприятия «Интер-Масло»…………………………………………………..34
2.2 Анализ деятельности научно-производственного предприятия «Интер-Масло» в области маркировки и упаковки…………………………………….41
III. Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки
3.1 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки в целом..……….43
3.2 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки на научно-производственном предприятии «Интер-Масло»..……………………………46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы…………………………………………..49
После того, как из преформ были сделаны бутылки, они поступают в следующий цех предприятия, который носит название – цех розлива. В данном цехе работают три оператора, которые выполняют основные функции на данном этапе упаковывания масла. Первый оператор осуществляет непосредственно розлив масла по бутылкам различной емкости. Это происходит на специальном разливном аппарате, стоимость которого составляет 108 тысяч рублей. Функцией следующего оператора является плотное, герметичное закручивание крышек на бутылках и, при необходимости, если объем бутылки составляет 2,5 или 5 литров, приделывание специальных ручек. Последний оператор выполняет такую необходимую операцию, как наклеивание этикетки на бутылку – главного носителя информации о данной продукции. Этикетки закупаются предприятием в типографии. В месяц на покупку этикеток предприятие тратит около 66 тысяч рублей.
Маркировка растительного масла на предприятии производится в соответствии с ГОСТ Р 51074-97.
Маркировка наносится на красочно оформленную этикетку с указанием следующей обязательной для масложировых продуктов информации: наименование продукта; наименование, местонахождение изготовителя, упаковщика, импортера; наименование страны и места происхождения; масса нетто или объем продукта; товарный знак изготовителя; состав продукта; пищевая ценность, содержание витаминов; срок годности; обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о сертификации. Дополнительно указываются сорт, марка, дата розлива (для продукта в потребительской таре) и налива (для продукта в транспортной таре).
Для того чтобы бутылки было легче хранить и транспортировать на предприятии «Интер-Масло» используют транспортную упаковку. Для этого бутылки одного объема, стоящие на специальных дощечках, обтягиваются специальной полимерной пленкой и проходят через термоусадочный аппарат - термотунель, стоимостью 450 тысяч рублей, который оплавливает пленку по форме бутылок. Такая упаковка наиболее удобна при передвижении и транспортировании продукции и более экономически выгодна для предприятия.
После того, как продукция была упакована в транспортную тару ее отправляют на склад предприятия. Хранят фасованное в бутылки масло в закрытых затемненных помещениях при температуре не выше 18 °С, горчичное — не выше 20 С. Сроки хранения растительных масел в соответствии с действующей нормативной документацией следующие (в месяцах со дня розлива): подсолнечного, фасованного в бутылки — 4; подсолнечного, разлитого во фляги и бочки, — 1,5; хлопкового рафинированного дезодорированного — 3; хлопкового рафинированного недезодорированного, арахисового рафинированного дезодорированного — 6; соевого дезодорированного — 1,5; горчичного — 8.
Затем со склада продукция реализуется на продажу. Основными покупателями являются мелкооптовые посредники и розничные точки, в том числе и продуктовые.
Проблемой предприятия в области маркировки и упаковки, по-нашему мнению, является отсутствие собственных аппаратов для производства преформ, что усложняет производственный процесс и требует наибольших экономических затрат. На предприятии изготавливают качественные упаковочные материалы, но хотелось бы, чтобы они были более красочно представлены, для того чтобы привлечь наибольшее количество покупателей.
Таким образом, на сегодняшний момент научно-производственное предприятие «Интер-Масло» является одним из ведущих производителей растительных масел в Алтайском крае, конкурентоспособным, так как предприятие довольно крупное и активно наращивает свои темпы производства. Основная и главная задача предприятия — совершенствование технологии переработки семян и получение высококачественного продукта.
III. Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки
3.1 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки для предприятий в целом
Важность нанесения маркировки на продовольственные продукты сегодня очевидна для всех, причем список обязательной информации для маркировки постоянно увеличивается. Например, сегодня многие продовольственные розничные сети отказываются работать с поставщиками, на основании отсутствия на товаре логотипа, этикетки, штрих кода или другой информации. Поэтому маркировка продуктов питания это не только необходимость соблюдения нормативных актов, сколько острая потребность всех участников рынка в достоверной информации, а это более действенный фактор в российском бизнесе.
Да и нынешний потребитель более внимателен к покупаемым продуктам питания, чем несколько лет назад. Неудивительно, ведь в течение нескольких лет строительства рыночной экономики россияне имели на своем столе немало некачественных продуктов питания. Здесь и продукция «серого» импорта, и подделки, и прямой и косвенный обман потребителя даже со стороны самих производителей. Благодаря этому, покупатель, тщательно изучающий товар, его упаковку и маркировку перед совершением покупки, сегодня не редкость.
Большое значение сегодня приобретают такие маркировочные знаки, как торговая марка, штриховое кодирование, знаки, защищающие товар от подделки, экомаркировка, и знаки престижа.
Часто можно встретить на упаковках знаки престижа. Такая маркировка несет функцию эмоционального стимула, к ней относятся такие знаки, как «Лучший продукт на российском рынке», «Продукт года», и прочие знаки, подтверждающие успех продукта при участии на различных выставках и конкурсах. Эта маркировка как бы гарантирует качество продукта, стимулируя совершение покупки потребителем. Типичный пример, это всем хорошо известная этикетка с «медалями» на бутылке «Советского Шампанского».
Экомаркировка очень популярна сегодня за рубежом, так как экология – это одна из глобальных проблем сегодня. Экологические символы могут нести несколько значений: подтверждать экологическую чистоту товара, подтверждать возможность вторичной переработки упаковки, побуждать к заботе об окружающей среде, например, маркировка, призывающая выбрасывать упаковку при использовании продукта только в мусорные урны.
Популярен в нашей стране такой вид маркировки, как знаки защиты от подделок. Ведь по некоторым группам товаров процент поддельной и низкокачественной продукции достигал несколько лет назад значения 70-80%.
Таким образом маркировка продуктов питания – это один из способов предоставления потребителям своего продукта, поэтому к ее нанесению производителям следует относиться внимательно, особенно если товаром являются продукты питания. При грамотном нанесении маркировочных знаков на товар, упаковку или этикетку, маркировка может стать одним из факторов успешного маркетинга. Значимость ее очень велика на современном рынке продовольственных товаров.
Сегодняшние потребители все более и более запоминают тот продукт (брэнд), который в дополнение к достойному качеству также предлагает элементарные удобства. Удобство стало одним из главных интересов сегодняшних покупателей. Когда дело касается формирования устойчивых впечатлений и мнений, то можно быть уверенным, что упаковка может играть, а зачастую и играет решающую роль в восприятии брэнда. Упаковка служит инструментом обеспечения удобств, нужных покупателям, в следующих областях:
- защитные возможности,
- простота транспортировки,
- простота открывания,
- простота использования,
- простота повторного открывания/закрывания (хранения),
- простота хранения (в месте использования),
- простота утилизации.
Важность упаковки еще раз подчеркивают данные одного социологического исследования, показавшие что большинство потребителей:
- используют форму, цвет и стилевые особенности для идентификации брэнда;
- составляют мнения о продукте, исходя только из упаковки;
- склонны делать покупку, когда упаковка оформлена наиболее ярко и красочно.
Также, хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для производителей - дополнительным средством стимулирования сбыта товара, что должно вызвать у предприятий стремление к улучшению упаковки.
Существует много способов упаковки товара, но независимо от того, какой вид упаковки выбрали производители, они должны помнить об одном: товар обязан привлекать потребителя. Товар должен быть упакован таким образом, чтобы вызвать желание потребителя приобрести его.
Таким образом, упаковка - это то, что делает товар привлекательным для покупателя, то, что позволяет удобнее транспортировать продукцию и то, что обеспечивает защиту товара от повреждений.
3.2 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки
на научно-производственном предприятии «Интер-Масло»
Сегодня большинство людей стараются потреблять не только вкусные и качественные, но и полезные продукты, обращая внимание при покупке товара на его экологическую чистоту. Биоразлагаемая упаковка используется на большинстве предприятий Европы и Америки и является показателем экономической развитости предприятия. Люди стали все больше задумываться о чистоте окружающей среды, о влиянии загрязненности на здоровье человека. В связи с этим считаем целесообразным порекомендовать предприятию использовать в своем производстве биоразлагаемую упаковку, так как она является более экологически чистой. Это должно послужить увеличению спроса на продукцию со стороны современных покупателей, что, возможно, покроет расходы на ее производство, так как она более экономически невыгодна.
Также считаем возможным предложить построить на предприятии собственный цех по производству преформ. По подсчетам предприятие тратит в месяц на закупку преформ из города Новосибирска около 430 000 рублей. Одна преформа стоит 4 рубля, а в месяц закупается 107 тысяч преформ различной массы. Стоимость аппарата по производству преформ составляет около 390 тысяч рублей. Каждый месяц предприятию потребуются средства на закупку сырья для преформ (гранулят) и заработную плату оператору. В сумме это будет составлять примерно 300 000 тысяч. Это гораздо более выгодно предприятию в экономическом плане и покупка нового оборудования фирмой окупится всего за несколько месяцев.
Также, на предприятии ООО НПП «Интер-Масло проанализировав упаковку и маркировку продукции на предприятии, а также отношения в коллективе предприятия считаем нужным порекомендовать следующие пути совершенствования:
- внедрить новые технологии для обеспечения более эффективной технологии упаковки продукции; К примеру, это может быть внедрение в производство современных автоматических линий «Рено-Пак», включающих формовочную, наполнительную, герметизирующую и этикетировочную машины.
- внедрение инновационных идей со стороны персонала по улучшению системы производства продукции предприятия;
- расширить ассортимент производимой продукции;
- увеличить объём производства;
- контроль физического и морального состояния сотрудников;
- совершенствовать систему взаимоотношений с потребителями продукции;
- внедрение дальнейшей системы скидок.
Применение всех вышеперечисленных мер поможет повысить психологический климат в коллективе, поспособствует развитию желания и стимула к работе.
Контроль за физическим состоянием работников позволит правильно распределить трудовые ресурсы и повысить уровень здоровья сотрудников.
Предложенные рекомендации помогут предприятию повысить уровень качества продукции и значительно увеличить прибыль.
Заключение
Важность упаковки и нанесения маркировки сегодня очевидна для всех, причем список обязательной информации для маркировки постоянно увеличивается. Поэтому маркировка это не столько необходимость соблюдения нормативных актов, сколько острая потребность всех участников рынка в достоверной информации, а это более действенный фактор в развитии бизнеса. В целом, они выполняют функции идентификатора, источника информации и эмоционального стимулятора для покупателей.
В данной курсовой работе мы рассматривали предприятие «Интер – Масло». На сегодняшний момент научно-производственное предприятие «Интер-Масло» является одним из ведущих производителей растительных масел в Алтайском крае, конкурентоспособным, так как предприятие довольно крупное и активно наращивает свои темпы производства. Основная и главная задача предприятия — совершенствование технологии переработки семян и получение высококачественного продукта. Но также мы предлагаем предприятию внедрение новых технологий, использование биоразлагаемой упаковки и разработку более яркой, запоминающейся упаковки товара для повышения конкурентоспособности на рынке товаров. Предложенные рекомендации помогут предприятию повысить уровень качества продукции и значительно увеличить прибыль
В заключении, хотелось бы отметить, что современный рынок потребительских товаров достаточно конкурентоспособен, поэтому фирмам, стремящимся занимать лидирующие позиции на этом рынке, постоянно необходимо совершенствовать качество своей продукции, ее упаковки и постоянно следить за малейшими изменениями в интересах покупателей.
Список использованной литературы:
1. Аксенового Т.И., Ананьев В.В., Дворецкая Н.М. и др. «Технология упаковочного производства»-Москва. Издательство: «Колос»: 2002 год
2. Афанасьева Л.Р. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие для вузов.- М.: Экономика, 1982.- 356с.