Маркировка и упаковка товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Актуальностью данной темы является то, что сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, упаковка окончательно признана одним из главных средств в борьбе за лидерство на рынке, и является главным источником информации о товаре.
Цель курсовой работы заключается в изучении основных характеристик маркировки и упаковки товара.
Объектом исследования является научно-производственное предприятие «Интер-Масло».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

I. Теоретические основы маркировки и упаковки товаров:

1.1 Классификация и функции упаковки.………………………………….…..5

1.2 Упаковка и окружающая среда ………………………………………..…..18

1.3 Разновидности и основные функции маркировки …………………….....22

1.4 Основные требования, к упаковке и маркировке товаров ………….…....27

II. Анализ деятельности предприятия в области маркировки и упаковки товара:

2.1 Историко - экономическая характеристика научно-производственного предприятия «Интер-Масло»…………………………………………………..34

2.2 Анализ деятельности научно-производственного предприятия «Интер-Масло» в области маркировки и упаковки…………………………………….41

III. Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки

3.1 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки в целом..……….43

3.2 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки на научно-производственном предприятии «Интер-Масло»..……………………………46

Заключение……………………………………………………………………...48

Список использованной литературы…………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

Манипуляционные знаки формируют комплекс условных обозначений, предназначенных для инфор­мации о способах обращения (хранения, складирова­ния, перевозки, погрузки-выгрузки и др.) с груза­ми (тарой) и товарами.

Предупредительные знаки маркировки предназна­чены обеспечения безопасности потребителя товаров и сохранения окружающей среды при перевозке, хранении и использовании потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на выполнение обязательных действий по предупреждению опасности.

Экологические маркировочные знаки (экомаркировка) — комплекс знаков, предназначенных для ин­формации потребителей об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопас­ных способах их применения, эксплуатации или ути­лизации.

              Существуют общие правила маркировки товаров, однако в ряде случаев происходит отступление  от них по отдельным позициям в интересах покупателя. Обычно маркировка товаров и упаковки содержит основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки по погрузке, выгрузке, перевозке, а также дополнительные указания, характеризующие страну изготовления продукции, например: «Сделано в России» («Made in Russia»), «Сделано в США» («Made in USA») и др.[12]

Основными функциями маркировки являются:

Информационная функция маркировки, обеспечивая потребителя комплексом необходимой ему товарной информации, является определяющей. Необходимо учитывать при этом, что информационная функция маркировки реализуется в следующих разновидностях: основополагающей, потребительской и коммерческой. Как правило, наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. Основополагающая информация на маркировке товара дублирует тот же вид информации. Что представлен в таваросопроводительных документах (ТСД). Необходимость дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, являясь для основной массы потребителей практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.[8]

Идентифицирующая, указывающая, рекомендующая, ограничивающая функции маркировки обеспечивают прослеживаемость товарных партий  во всех звеньях логической цепи – снабженческих, транспортно-складских и т.п. Это позволяет реализовать основные логические функции: соблюдение технологического процесса товародвижения и хранения товара, управление запасами, распределение и потребление товара, соблюдение и оптимизацию процесса производства товара и т.п.[12]

Эмоциональная, пропагандистская и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющая тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.[3]

 

1.4. Основные требования, предъявляемые к упаковке

и маркировке товаров

              Требования к тароупаковочным средствам определяются функциональным назначением последних и обусловлены объективными эксплуатационными факторами. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы имеют различную природу: механическую (статические и ударные нагрузки, вибрация); климатическую (температура, влажность воздуха и их резкие колебания); биологическую (действие микроорганизмов, насекомых, грызунов). К внутренним факторам относятся химическая стойкость материала, внутреннее давление, а также износ упаковки под действием ее содержимого.[1]

Различают общие требования, предъявляемые к любому тароупаковочному материалу, и специфические, которые должны соблюдаться при упаковывании продукции конкретного назначения. Рассмотрим общие требования:

Стойкость к механическим воздействиям. Это свойство характеризуется формоустойчивостью при статических нагрузках, вибростойкостью и стойкостью к ударным нагрузкам, оптимальными значениями физико-химических свойств (прочности и деформации). Требование формоустойчивости вызвано несколькими причинами: в частности, необходимостью длительного хранения в штабелях, когда нижние ряды испытывают значительные деформации; воздействием жидких и летучих веществ, находящихся внутри тары, особенно в условиях повышенной температуры и сопутствующего набухания материала; наличием острых граней и твердых частиц внутри тары и т.д. для транспортной тары, работающей в условиях постоянного возникновения ударов и колебаний, которые часто носят случайный характер и вызывают в материале возмущения различной амплитуды, требования механической прочности и стойкости к деформации являются доминирующими. Характер деформации, появление поверхностных трещин, изменение структуры напряженного материала, особенно в условиях контакта с агрессивной средой, зависящие от интенсивности напряжения и активности среды, должны всегда учитываться при выборе материала. Механические показатели упаковочного материала определяются по стандартным методикам.

Ряд требований должен выполняться при выборе формы и конструкции тары, следует избегать резких переходов, острых граней и углов, а также участков, на которых могут концентрироваться внутренние напряжения, снижающие стойкость тары к ударным воздействиям.

Химическая стойкость. Упаковочный материал считается химически устойчивым относительно конкретной среды, если он не набухает, через него не происходит потеря продукции и его свойства остаются стабильными. Изменение физико-химических и механических свойств материала под действием агрессивной среды может привести к разрушению тары: растрескиванию, потере формоустойчивости и герметичности, т. е. к преждевременному износу. При оценке химической стойкости полимерного материала, представляющего собой многокомпонентную систему, необходимо определить стойкость к агрессивным средам пластификаторов, наполнителей, красителей, антиоксидантов, светостабилизаторов и других добавок, вводимых в полимерную композицию.

Герметичность. По признаку отсутствия обмена между содержимым тары и внешней средой различают абсолютно, плотно и хорошо укупоренную тару. Абсолютно укупоренная тара непроницаема для газов, плотно укупоренная — для паров воды, хорошо укупоренная предохраняет продукцию от случайного проливания или высыпания. При изготовлении упаковки из полимерных и комбинированных материалов наиболее целесообразна герметизация с применением сварки; непременным требованием при этом являются прочность и плотность сварного шва.

Проницаемость. Эта характеристика отражает возможность перехода компонентов и (или) содержимого через стенки упа­ковки, а также переноса веществ (газ, пар и т. д.) через матери­ал (пленка, мембрана, ткань), обусловленного перепадом (гра­диентом) давления, концентрации или температуры по разные стороны материала. Для большинства товаров общими требова­ниями являются:

минимальная проницаемость для воды и водяных паров, кис­лорода, агрессивных газов и т. п.;

отсутствие миграции микроорганизмов и продуктов их жизне­деятельности;

обеспечение радионуклидной защиты.

Распространенным требованием часто является непроницае­мость для УФ-лучей.

Проницаемость определяется, прежде всего, структурой и плот­ностью материала и в зависимости от этого может изменяться в широких пределах. Коэффициент газопроницаемости Р некото­рых групп материалов (при 20°С и толщине материала 1 см):

Материал                                         Р, см3/(см2 • с • атм.)

Ткани                                                                     10—103

Бумага, кожа, керамика                                        Ю-5—10

Жидкости                                                             10~6—Ю-3

Полимеры                                                           10-12-10-6

Неорганические соли, стекла                             Ю-13—Ю-12

Металлы                                                            10~16 и ниже

Существуют прямые и косвенные методы определения коэф­фициента газопроницаемости. Прямые, или мембранные, мето­ды заключаются в непосредственном измерении количества газа (пара), прошедшего через материал при заданных условиях. В этом случае применяют приборы в виде замкнутых ячеек, раз­деленных на две камеры исследуемым материалом. В одну каме­ру подают испытуемый газ, а по изменению давления, объема, массы или концентрации газа во второй камере определяют ко­личество газа, прошедшего через материал. Концентрацию газа (пара) определяют при помощи оптических методов, химическо­го анализа, масс-спектроскопии, газовой хроматографии, хромато-масс-спектрометрии. При использовании косвенных, или сорбционных, методов коэффициент проницаемости вычисляют по экспериментально полученным значениям коэффициентов диффузии или сорбции газа.

Технологичность тароупаковочного материала. Выполнение это­го требования обеспечивает возможность изготовления тары, заполнения ее продуктом и герметизации высокопроизводительны­ми методами при малых трудовых затратах с использованием эф­фективного автоматизированного фасовочно-упаковочного обо­рудования. Материал, пригодный для этого, должен иметь доста­точно высокую механическую прочность, жесткость (для обеспе­чения требуемой формы упаковки) или эластичность, легко воспринимать полиграфическую печать.

Обязательным требованием является способность к образова­нию прочного герметичного сварного шва. Материал должен ха­рактеризоваться однородностью по толщине, цвету, прозрачнос­ти, отсутствием электризуемости и слипаемости в рулоне.

Эстетичность (дизайн). Упаковка в целом должна иметь привле­кательный внешний вид: оптимальную форму, удобную для по­требителя расфасовку, выигрышную цветовую гамму. Реализация многих продуктов (особенно пищевых) идет значительно быстрее в прозрачных и блестящих упаковках: в них продукт визуально воспринимается более чистым и свежим. Из близких по качеству конкурентоспособных товаров покупатель часто делает выбор, ис­ходя из внешнего вида.

Безукоризненный дизайн, психологически удачное цветовое решение, элегантность и изящество упаковки, простота реализа­ции художественного оформления при минимальных затратах — важные требования при разработке упаковки для конкретной про­дукции. В настоящее время такие качества, как простота и мгно­венная узнаваемость, делают упаковку неотъемлемой частью на­шей повседневной жизни.

Удобство и практичность. Данные критерии характеризуют экс­плуатационную функцию: тара должна оказывать конкретные по­лезные услуги человеку, использующему приобретенный товар. Необходимо, например, чтобы тара достаточно легко открывалась, и потребитель мог многократно использовать продукт либо на­дежно закрывалась и часть продукта могла быть сохранена для по­вторного использования.

В отдельных случаях необходимо, чтобы упаковка отмеряла дозированное количество продукта, имела просеивающую на­садку или сточный желобок для облегчения извлечения про­дукта; наличие специальной кромки вдоль контейнера упроща­ет его вскрытие. Упаковки для стерильных товаров, напротив, должны иметь более сложное устройство, исключающее случай­ное вскрытие [1].

Утилизация использованной упаковки. Это весьма важное тре­бование в современных условиях. При выборе тары и упаковки для конкретного вида продукции производитель должен в обя­зательном порядке учитывать это требование, направленное на предотвращение загрязнения окружающей среды использованными упаковками. Возможны различные пути: уменьшение массы упаковки, выпуск многооборотной тары, вторичная пере­работка использованной упаковки, сжигание с получением тепловой энергии, термическое разложение, деполимеризация, захоронение. В ряде случаев для пищевых продуктов могут использоваться съедобные покрытия. Интерес представляют упаковочные материалы с регулируемым сроком службы, т. е. способные разлагаться в естественных условиях (под действием света, теп­лоты, воды, воздуха, микроорганизмов и т. д.) после окончания срока их эксплуатации.[2]

Основные требования к наносимой на товар маркировке:

В целях усиления контроля за качеством и безопасностью ввозимых в страну продовольственных и непродовольственных товаров Правительством РФ были изданы специальные постановления о маркировке.

Маркировка любого товара регламентируется соответствующим ГОСТом или ТУ. Основные требования по мар­кировке товаров очень многообразны и специфичны.

В зависимости от того, какая маркировка наносится на товар или упаковку (производственная, торго­вая и т. д.), дифференцируются и нормативные тре­бования. В частности, требования к производствен­ной маркировке товара и упаковке регламентируются соответствующими стандартами на продукцию, упа­ковку и маркировку. Они достаточно проработаны в технологическом плане и включают в себя: место на­несения маркировки, ее размер, тип используемой краски и ее цвета и т. п. Требования нормативных документов к торговой маркировке не столь четко очерчены и регламентируются в основном федеральными правилами продажи отдельных групп непро­довольственных и продовольственных товаров, а в ряде случаев и региональными (областными, краевыми) правилами розничной торговли. Поэтому требования к маркировке товаров и упаковки можно условно подразделить на две укрупненные группы — общие требования, регламентированные Федеральным законом «О защите правпотребителей» и специфические требования, устанавливаемые отдельными субъектами хозяйствования или регионами.

Информация о работе Маркировка и упаковка товара