Маркировка и упаковка товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Актуальностью данной темы является то, что сегодня, в условиях жесточайшей конкуренции, упаковка окончательно признана одним из главных средств в борьбе за лидерство на рынке, и является главным источником информации о товаре.
Цель курсовой работы заключается в изучении основных характеристик маркировки и упаковки товара.
Объектом исследования является научно-производственное предприятие «Интер-Масло».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

I. Теоретические основы маркировки и упаковки товаров:

1.1 Классификация и функции упаковки.………………………………….…..5

1.2 Упаковка и окружающая среда ………………………………………..…..18

1.3 Разновидности и основные функции маркировки …………………….....22

1.4 Основные требования, к упаковке и маркировке товаров ………….…....27

II. Анализ деятельности предприятия в области маркировки и упаковки товара:

2.1 Историко - экономическая характеристика научно-производственного предприятия «Интер-Масло»…………………………………………………..34

2.2 Анализ деятельности научно-производственного предприятия «Интер-Масло» в области маркировки и упаковки…………………………………….41

III. Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки

3.1 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки в целом..……….43

3.2 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки на научно-производственном предприятии «Интер-Масло»..……………………………46

Заключение……………………………………………………………………...48

Список использованной литературы…………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Упаковка, как правило, выполняет и роль носителя инфор­мации, касающейся содержащегося в ней продукта и ее самой. К этой информации (наносится на изделие, упаковку или эти­кетку в виде текста, отдельных графических, цветных символов, а также их комбинаций), или маркировке, относятся данные о потребительских свойствах продукта, его производителе, требо­вания по безопасному обращению, включая транспортирова­ние, использование и утилизацию, а также данные о произво­дителях и свойствах упаковки, в том числе об экологической безопасности для окружающей среды. Последнее особенно важ­но при осуществлении экспортных поставок, поскольку за ру­бежом все больше внимания уделяется проблеме охраны окру­жающей среды, в частности утилизации и вторичному исполь­зованию отходов упаковки.[4]

РЕКЛАМНАЯ ФУНКЦИЯ

Упаковка выполняет и функцию рекламы, которая оказывает свое влияние на сбыт товара. Возросший жизненный уровень, из­меняющиеся требования и привычки потребителей обусловлива­ют создание соответствующей новой тары. Упаковка должна быть не просто красивой, запоминающейся, она должна быть уникаль­ной и конкурентоспособной.   |

Продукты в упаковке одного и того же класса на одном и том же рынке пользуются разным успехом: одни быстро разбираются, другие подолгу пылятся на полках магазинов. Исследования рын­ка показали, что упаковочное изделие, в котором предлагается то­вар, обладая высокими функциональными свойствами и каче­ством исполнения, еще должно быть привлекательным. Что зна­чит быть привлекательным и чем и как можно измерить привлека­тельность? Это и правильное позиционирование того или иного товара на рынке, и удачно проведенная рекламная кампания. Кроме того, уникальность проявляется через важнейшие элемен­ты дизайна упаковки — форму: материал и цвет.

Упаковка товара должна запоминаться, т. е. быть стабильной и узнаваемой. Рекламные кампании должны реагировать на малей­шие изменения моды, делая акценты на те или иные свойства товара[2].

 

1.2. Упаковка и окружающая среда

Отходы — это материалы и предметы, от которых избавляется их владелец по собственному желанию или по требованию зако­на, что делает необходимым организацию их сбора, сортировки, очистки, транспортировки и обработки, складирование и даль­нейшую переработку или какое-либо другое использование, а так­же ликвидацию.

Отходы подразделяют на бытовые и промышленные. Бытовые отходы: мусор, скапливающийся в квартирах, домах, крупных ма­газинах, предприятиях бытового обслуживания и т.д.; промыш­ленные — скапливающиеся на промышленных предприятиях.

К настоящему моменту в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250—300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), а ежегодный прирост составляет около 5 %, что приводит к быстрому росту мусорных свалок как разрешенных (зарегистриро­ванных), так и «диких» (незарегистрированных). На свалках в Российской Федерации (по данным АО «ИНЭКО») накопилось свыше 55 Мт ТБО.

Свалки приводят к значительному ухудшению состояния окру­жающей среды: загрязнению воздуха, почвы и грунтовых вод ме­таном, диоксидом серы, растворителями, 2,3,7,8-тетрахлордибен-зо-1,4-диоксаном (диоксин), инсектицидами, тяжелыми металла­ми в виде их солей, другими вредными веществами. Свалки явля­ются причиной просадки грунта, непродуктивного использования земельных участков вместо полезного отведения их под садово-парковые посадки, строительство жилья или общественно-значи­мых сооружений и т. д. Свалки способствуют возникновению эпи­демиологической опасности, связанной с появлением грызунов и переносом ими различных заболеваний. По мере увеличения свал­ки постепенно занимают зеленые зоны и пригородные места от­дыха. Это, в свою очередь, требует увеличения затрат на перевозку отходов и способствует дальнейшему загрязнению территорий выхлопными газами транспортных средств.

Проблема охраны окружающей среды от изношенной и ис­пользованной упаковки может быть решена двумя путями: унич­тожением и утилизацией (последняя подразумевает ее трансфор­мацию в полезный продукт).

Основными способами уничтожения ТБО, в том числе изно­шенной упаковки, являются захоронение и сжигание.

Захоронение ТБО связано с отведением под мусорные свалки значительных земельных участков и отторжением их от полезного использования. В РФ примерно 90 % ТБО вывозится на свалки, занимающие более 20 тыс. га. Каждая такая свалка «съедает» от 6 до 50 га земельных угодий. Кроме того, на свалки вывозится цен­нейшее вторичное сырье (макулатура, пластмассы, стекло, метал­лы и др.), которое может и должно вовлекаться в полезные произ­водственные циклы.

Сжиганию можно подвергать как твердые, так и жидкие отхо­ды. Этот метод не является рациональным и экономичным, так как при сжигании имеют место быстрый износ установок (мусоро­сжигательных печей), выделение вредных продуктов в атмосферу и повторное ее загрязнение, попадание токсичных солей тяжелых металлов в почву и водную среду, а значит, и в организм человека. Установки для сжигания мусора, как правило, представляют собой сложные и дорогостоящие сооружения, так как они должны быть оснащены эффективными фильтрами и газоуловителями. Указанные причины ограничивают использование сжигания для уничтожения ТБО. Хотя в некоторых случаях (например, при невозможности разделения отходов) оно оказывается единственным способом их уничтожения.

Форсировать уничтожение полимерных отходов можно путем их радиационной обработки, излучением, нейтронами и частицами. Энергия этих излучений значительно превышает энергию химических связей макромолекул. При радиодеструкции полимеров образуются низкомолекулярные и олигомерные свободные радикалы, которые легко взаимодействуют с кислородом воздуха, инициируя цепные реакции фото- и термоокислительного разрушения полимеров.

В результате воздействия на полимерную основу упаковки различных природных и техногенных факторов макромолекула распадается на более низкомолекулярные продукты: спирты, эфиры, кислоты и карбонильные соединения. Они естественным образом вовлекаются в природные и биологические циклы круговорота веществ, не нанося вреда окружающей среде.

Отходы потребления и промышленные отходы, пригодные к дальнейшей переработке, называют вторичным полимерным сырьем (ВПС). К ним относятся необработанные изделия из полимерных и других материалов, а также смесевых композиций, утративших свои потребительские свойства из-за физического или морального износа и предназначенных для переработки и использования в народном хозяйстве.

При утилизации вторичного полимерного сырья с целью создания малоотходных технологий и снижения нагрузки на окружающую среду особую роль в организации сбора и сортировки ВПС играет экологическая маркировка. ЕС предпринимает значительные усилия по введению унифицированной экомаркировки. Решение о ее присвоении принимается компетентными органами стран — членов ЕС на конкурсной основе. Наносимая на упаковку экологическая маркировка подразделяется на три основные группы.

1. Знаки, обозначающие степень экологического благополучия товара или его упаковки. К ним относятся, например, «Голубой ангел» (Германия), «Белый лебедь» (Скандинавские страны), «Экознак» (Япония), а также экологические знаки различных товаропроизводящих фирм, стремящихся внести свой вклад в охрану окружающей среды.

2. Знаки, призывающие к сбережению окружающей среды. Знаки этой группы чаще всего встречаются на упаковке потребительских товаров. Их смысл сводится к призыву не сорить, поддерживать чистоту и сдавать использованные изделия на вторичную переработку, опуская их в соответствующие мусоросборники.

3. Знаки, предупреждающие об опасности изделия или предмета для окружающей среды. К ним относятся специальные знаки для обозначения веществ, представляющих опасность для морской фауны и флоры при перевозке водными путями.

К сожалению, в России экомаркировка очень часто не проставляется из-за отсутствия единого государственного подхода к этой проблеме. Отрадным фактом в последнее время стало появление на продукции совместных предприятий экологических знаков и изображений, сопровождаемых надписями на русском языке и направленных на сохранение среды обитания[11].

 

1.3. Разновидности и основные функции маркировки

Маркировка подразделяется на товарную, отправительскую, транспортную и специальную. Для экспортных и импортных грузов предусматриваются дополнительные требования к маркировке. А на грузовые места с опасными грузами наносятся знаки опасности.

Товарная маркировка указывает наименование товара, его производителя, адрес, заводскую марку, сорт, ГОСТ, по которому изготовлен товар, использует цветовое обозначение (например, для стали, чугуна, ферросплавов), номер заказа, изготовленного товара, порядковый номер места в партии. Товарная марка на продукцию наносится производителем товара.

Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар или упаковку и другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки.

Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и товар. Носителями такой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. Наносится не на товар, а на указанные носители.

По своей структуре маркировка обычно включает три элемента: краткий текст, рисунок, условные обозначения товара или информационные знаки. Каждому из перечисленных элементов маркировки отводится определенная роль и выделяется соответствующее количество места в общем объеме маркировки, что наглядно представлено на рис 2.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Соотношение товарной информации в структурных элементах маркировки товара

Текст маркировки является самым распространенным и наиболее емким по количеству предоставляемой покупателю информации элементом маркировки. Он более предпочтителен и доступен потребителю, чем другие элементы, так как несет в себе информацию по использованию, качеству, сроку годности, дате изготовления с идентификацией продукта по стране, фирме-производителю. В этой связи понятна та доля общего объема маркировки, которая отводится производителем для текста.

Рисунок не является обязательным элементом маркировки. Если он имеет место на маркировке товара, то его нанесение преследует, как правило, выполнение мотивационной и эмоциональной функций и значительно реже идентификационных и информационных. Исходя из степени доступности такой информации доля рисунка на маркировке в процентном отношении к общему объему значительно меньше, чем текста, — 0—50%.

Условные обозначения на маркировке имеют место, как правило, при нанесении производственной и товарной маркировок. Их цель идентифицировать товар конкретной фирмы, выделить его из массы аналогичных товаров. В этой связи условным обозначениям (информационным знакам) присущи краткость, наглядность, быстрота узнаваемости, привлекательность, выразительность. Условные обозначения включают в себя достаточно обширный классификационный перечень обозначений, показанных на рис.3.

Если большая часть приведенных на рисунке условных обозначений понятна по смыслу, то отдельные позиции требуют расшифровки в понятийном плане, хотя о них будет подробно рассказано в последующих разделах книги. К ним относятся: компонентные, эксплуатационные, размерные, манипуляционные и экологические знаки

Компонентные знаки — формируют достаточно обширный перечень условных обозначений маркировки, предназначенных для информации: о применяемых пищевых добавках - «индекс Е», химическом составе товара — краски, лаки, металлы, шпатлевки и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Классификационный перечень условных обозначений маркировки товаров и услуг

 

Размерные знаки — знаки, введенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные параметры товара: массу, вес, объем, длину и пр. В соответствии с достигнутыми международными соглашениями размерные знаки, характеризующие конкретные физические величины товара, должны с 1980 г. соответствовать Междуна­родной системе единиц физических величин (СИ). Однако отечественный потребитель на упаковке мно­гих импортных товаров встречает размерные величи­ны, выраженные в национальной системе единиц отдельных стран (унциях, фунтах, пинтах, бушелях, баррелях, ярдах и др.).

Для обозначения массы «нетто» на упаковке им­портных товаров зачастую проставляется размерный знак «е» (от англ. — «exactly», нем. — «exart» — точно, ровно, одинаково), объема — размерный знак «V». Указываемый на упаковке код размерных зна­ков расшифровывается довольно просто — к услов­ному обозначению физической величины (e,V и др.) добавляются фактические размеры этой величины в принятых национальных или международной (СИ) системах единиц измерения. Так, в частности, если на упаковке товара проставлено массовое значение его количества — 250 ge, то оно расшифровывается как масса, равная 250 г.

Размерные информационные знаки, проставляе­мые на упаковке товара или самом товаре в виде но­мера, букв или графических изображений, указывают, в частности, размер одежды, обуви или длину и объем бедер для соответствующего номера колготок.

Эксплуатационные маркировочные знаки предназ­начены для информации потребителя о правилах эксплуатации, монтажа, наладки и ухода за потре­бительскими товарами. Они наносятся на ярлыки, бирки, этикетки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Перечень таких знаков ут­вержден на международном уровне. Наиболее распро­страненными являются эксплуатационные знаки, применяемые при использовании текстильных изде­лий. Широко распространены и такие разновиднос­ти эксплуатационной маркировки, как знаки управления (на стиральных машинах, микроволновых электропечах, утюгах и пр.), информационные зна­ки об установлении температурного режима в холодиль­никах в заданном диапазоне, регулирования и на­стройки аудио-, видео- и телеаппаратуры и др.

Информация о работе Маркировка и упаковка товара