Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:47, лекция
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.
Кемеровский технологический институт пищевой
промышленности
для студентов
специальности 271200 «Технология
продуктов общественного питания»
заочной формы обучения
Печатается по решению
Редакционно-издательского
Рецензенты: доцент Кемеровского института (филиала) Россий-
ского государственного торгово-экономического
университета, канд. техн. наук И.Ю. Резниченко;
зам. начальника отдела
услуг ООО «Сертификационный центр» г. Кемеро-
во И.В. Шушпанникова.
Метрология, стандартизация и сертификация: Учебный комплекс/ Г.И. Шевелёва. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.- Кемерово, 2003. - 88с.
ISBN 5 – 89289-246– 8
Настоящий учебный комплекс состоит из учебного пособия
«Сертификация»; рабочей программы; методических указаний по выполнению практических работ; методических указаний по самостоятельному изучению курса; выполнению контрольной работы и вопросов к зачёту. Учебное пособие является второй частью конспекта лекций «Метрология, стандартизация и управление качеством». В пособии освещён ряд вопросов по сертификации продукции, услуг и систем качества.
Учебный комплекс предназначен для студентов вузов, аспирантов и преподавателей. Может быть полезным для практических работников.
2001000000
Ш ——————
У 50(03)-03
ISBN 5-89289-246-8 © Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,
2003
Оглавление
Раздел I Учебное пособие (часть II). Сертификация 5
Введение 5
1 Сущность и содержание сертификации 5
1.1 Основные термины и понятия 5
1.2 Основные цели принципы сертификации 7
1.3 Обязательная и добровольная сертификация 8
1.4 Участники сертификации
2 Правовые основы сертификации
2.1 Закон «О защите прав потребителей» 13
2.2 Закон «О сертификации продукции и услуг» 17
3 Организационно-методические принципы сертификации 19
3.1 Правила сертификации 19
3.2 Схемы сертификации продукции
3.3 Порядок проведения
4 Особенности сертификации работ и услуг 30
4.1 Номенклатура сертифицируемых услуг (работ) и 30
порядок их сертификации
4.2 Схемы сертификации работ и услуг 32
5 Сертификация систем качества
5.1 Значение сертификации систем качества 35
5.2 Правила и порядок
Библиографический список 38
Раздел II Рабочая программа по дисциплине
для студентов сроком
обучения 4 года и 6 лет 39
Раздел III Методические указания по выполнению
практических работ 45
1 Практическая работа № 1
Физические величины. Применение теории размерностей
2 Лабораторная работа № 2
Измерение физической величины. Математическая
обработка результатов измерений
Измерение органолептических свойств экспертным методом 60
Классификация стандартов. Ознакомление с основными
требованиями построения, содержания и изложения
технических условий (ТУ) 64
Закон РФ «О защите прав потребителей». Система сертификации ГОСТ Р «Система сертификации пищевых продуктов и
продовольственного сырья». Сертификации продукции и услуг 67
Раздел IV Методические указания по самостоятельному
изучению курса, выполнению контрольной
работы и вопросы к зачёту
1 Список рекомендуемой литературы 70
2 Перечень тем для самостоятельной работы. Вопросы для
самопроверки 73
Раздел I Учебное пособие (часть II). Сертификация
Введение
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.
Сегодня поставщику не достаточно строго следовать требованиям стандартов надо подкреплять выпуск товаров и оказания услуги сертификатом безопасности или качества.
Наибольшее доверие у
Настоящий конспект лекций является второй частью учебного пособия «Метрология, стандартизация и управление качеством». В нём освещен ряд вопросов по сертификации продукции, услуг и систем качества, не вошедших в первую часть учебного пособия.
1 Сущность и содержание
Сертификации в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получит достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.
Термин «соответствие», указывает, что это процедура, даёт уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям.
К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее – продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.
Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
Участвующие стороны представляют собой, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Сертификация продукции (далее – сертификация) – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Систему сертификации составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за её деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедура (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определённого вида продукции (процесса, услуг) – это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данной продукции.
Сертификат соответствия (далее сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Декларация о соответствии – документ в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.
Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Знак соответствия – за регистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.
В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» сертификация может иметь обязательный о добровольный характер.
Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.
Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг, являются требования: назначения, безопасности, экологичности, надёжности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.
Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Её осуществление связано с определёнными обязанностями, налагаемыми на предприятия, я том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ) в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация