Метрология, стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:47, лекция

Описание

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

Работа состоит из  1 файл

стандартизация лекции.doc

— 628.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кемеровский технологический  институт пищевой 

промышленности

 

 

 

Г.И. Шевелёва

 

Метрология, стандартизация и сертификация

 

 

Учебный комплекс

для студентов 

специальности 271200 «Технология 

продуктов общественного питания»

заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2003

УДК: 389 +658.516

 

Печатается по решению  Редакционно-издательского совета  Кемеровского технологического института пищевой промышленности

 

Рецензенты: доцент Кемеровского института (филиала) Россий-

                      ского государственного  торгово-экономического

                      университета, канд. техн. наук И.Ю.  Резниченко;

                      зам. начальника отдела сертификации  продукции и 

                      услуг ООО «Сертификационный центр» г. Кемеро-

                      во И.В. Шушпанникова.

 

Метрология, стандартизация и сертификация: Учебный комплекс/ Г.И. Шевелёва. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.- Кемерово, 2003. - 88с.

 

 

ISBN 5 – 89289-246– 8

 

Настоящий учебный комплекс состоит из учебного пособия 

«Сертификация»; рабочей  программы; методических указаний по выполнению практических работ; методических указаний по самостоятельному изучению курса; выполнению контрольной работы и вопросов к зачёту. Учебное пособие является второй частью конспекта лекций «Метрология, стандартизация и управление качеством». В пособии освещён ряд вопросов по сертификации продукции, услуг и систем качества.

Учебный комплекс предназначен для  студентов вузов, аспирантов и преподавателей. Может быть полезным для практических работников.

      2001000000

Ш ——————

     У 50(03)-03

 

ISBN 5-89289-246-8  © Кемеровский технологический        институт пищевой промышленности,

2003

 

Оглавление

 

      Раздел I Учебное пособие (часть II). Сертификация          5

     

      Введение           5

   1 Сущность и содержание  сертификации     5

   1.1 Основные термины и  понятия       5

   1.2 Основные цели принципы  сертификации     7

   1.3 Обязательная и добровольная  сертификация    8

   1.4 Участники сертификации        11

   2 Правовые основы сертификации       13

   2.1 Закон «О защите прав  потребителей»     13

   2.2 Закон «О сертификации  продукции и услуг»    17

   3 Организационно-методические  принципы сертификации  19

   3.1 Правила сертификации        19

   3.2 Схемы сертификации продукции      20

   3.3 Порядок проведения сертификации  продукции   25

   4 Особенности сертификации  работ и услуг     30

   4.1 Номенклатура сертифицируемых  услуг (работ) и    30

порядок их сертификации

   4.2 Схемы сертификации работ  и услуг      32

   5 Сертификация систем качества       35

   5.1 Значение сертификации  систем качества     35

   5.2 Правила и порядок сертификации  систем качества   36

Библиографический список       38

 

Раздел II   Рабочая программа по дисциплине    

                   для студентов сроком 

                   обучения 4 года и 6 лет       39

 

Раздел III Методические указания по выполнению

                           практических работ      45

Введение           45

   1   Практическая  работа  № 1        

Физические величины. Применение теории размерностей

   2 Лабораторная работа  № 2

Измерение физической величины. Математическая

обработка результатов измерений                                      51

  1. Лабораторная работа  № 3

Измерение органолептических  свойств экспертным методом         60

  1. Практическая работа  № 4         

Классификация стандартов. Ознакомление с основными 

требованиями построения, содержания и изложения 

технических условий (ТУ)        64

  1. Практическая работа  № 5

Закон РФ «О защите прав потребителей». Система сертификации ГОСТ Р «Система сертификации пищевых  продуктов и 

продовольственного сырья». Сертификации продукции и услуг 67

 

Раздел IV Методические указания по самостоятельному

                         изучению курса, выполнению контрольной

                         работы и вопросы к зачёту     70

Введение           70

   1 Список рекомендуемой  литературы      70

   2 Перечень тем  для самостоятельной работы. Вопросы  для 

         самопроверки          73

  1. Варианты заданий для выполнения контрольной работы  82
  2. Вопросы к зачёту         87

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I  Учебное пособие (часть II). Сертификация

 

Введение

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

Сегодня поставщику не достаточно строго следовать требованиям стандартов надо подкреплять выпуск товаров и оказания услуги сертификатом безопасности или качества.

Наибольшее доверие у потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создаёт уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеряемых показателей  качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства продукции и предоставления услуг.

Настоящий конспект лекций является второй частью учебного пособия «Метрология, стандартизация и управление качеством». В нём освещен ряд вопросов по сертификации продукции, услуг и  систем качества, не вошедших в первую часть учебного пособия.

 

1 Сущность и содержание сертификации

 

    1. Основные термины и понятия.

 

Сертификации в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что  продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен  соответствовать и каким образом возможно получит достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Термин «соответствие», указывает, что это процедура, даёт уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям.

К объектам сертификации относятся  продукция, услуги, работы, системы  качества, персонал, рабочие места  и пр.

В сертификации продукции, услуг и  иных объектов (далее – продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.

Третья сторона – лицо или  орган, признаваемые независимыми от участвующих  сторон в рассматриваемом вопросе.

Участвующие стороны представляют собой, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сертификация продукции (далее – сертификация) – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Систему сертификации составляют: центральный  орган, который управляет системой, проводит надзор за её деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедура (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определённого вида продукции (процесса, услуг) – это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данной продукции.

Сертификат соответствия (далее сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Декларация о соответствии – документ в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия – за регистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

 

    1. Основные цели и принципы сертификации

 

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

  • содействие потребителям в компонентном выборе продукции (услуги);
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроль безопасности продукции (услуги, работы), для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждение показателей качества продукции, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
  • создание условий для деятельности организации и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.

  1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах».
  2. Открытость системы сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие её правила).
  3. Гармонизация правил рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. (Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран).
  4. Открытость и закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информирование всех её участников – изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон – общественных организаций, предприятий, отдельных лиц – о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну).

 

    1. Обязательная и добровольная сертификация

 

В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» сертификация может иметь обязательный о добровольный характер.

Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

Наиболее универсальными, т.е. применимыми  к большинству товаров и услуг, являются требования: назначения, безопасности, экологичности, надёжности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Её осуществление связано с определёнными обязанностями, налагаемыми на предприятия, я том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» перечни  товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ) в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация