Метрология, стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:47, лекция

Описание

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

Работа состоит из  1 файл

стандартизация лекции.doc

— 628.00 Кб (Скачать документ)

Знак соответствия ставится на изделие  и (или) тару, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару при невозможности нанесения его непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ).

Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной  продукцией  проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата и лицензии не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного контроля, как это уже указывалось выше, - подтверждение соответствия реализуемой продукции установленным требованиям.

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также надзорных органов.

Результаты ИК оформляют актом. По результатам ОС может приостановить  или отменить действие сертификата  и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия в случае несоответствия продукции требованиям НД. ИК осуществляют, как правило, ОС, проводящие сертификацию данной продукции. 

 

4 Особенности сертификации работ  и услуг

4.1 Номенклатура сертифицируемых  услуг (работ) и порядок их 

               сертификации

 

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 13 июля 1997 г. № 1013 в Перечень работ  и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие группы бытовых  услуг:

  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной

аппаратуры, бытовых машин и  бытовых приборов;

- техническое обслуживание и  ремонт автотранспортных средств;

    - химическая чистка и  крашение;

    -транспортные услуги (услуги  по перевозке пассажиров автомобильным транспортом);

    -жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и прочих мест 

проживания);

- туристские и экскурсионные  услуги;

- услуги парикмахерских;

- услуги торговли и общественного  питания.

В Номенклатуру продукции и услуг, введённую с 1 октября 1998г., вошли те виды услуг (в рамках перечисленных выше групп услуг), по которым имеются утверждённые системы сертификации.

По состоянию на 1 июля 1999г., в  стадии разработки находились системы  сертификации услуг розничной торговли и услуг парикмахерских.

Вне сферы обязанностей сертификации остаются из-за отсутствия её нормативной базы пока такие потенциально опасные услуги, как медицинские услуги, услуги рынков.

Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, СанПиН) при сертификации работ  и услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утверждённых преимущественно постановлениями Правительства РФ, например: Правила оказания услуг общественного питания, основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Правила продажи отдельных видов товаров.

Сертификация работ и услуг  осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:

- подача заявки на сертификацию;

- рассмотрение и принятие решения  по заявке;

- оценка соответствия работ  и услуг установленным требованиям;

- принятие решения о возможности  выдачи сертификата;

  • выдача сертификата и лицензии на применение знака

соответствия;

- инспекционный контроль сертифицированных  работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации  продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй – в протоколах испытаний.

    1. Схема сертификации работ и услуг

 

При сертификации работ и услуг  используют семь схем (таблица3), тогда как по продукции – 10 основных и 6 дополнительных схем.

Таблица 3 – Схемы сертификации работ и услуг

Номер схемы

Оценка

выполнения работ,

оказания услуг

Проверка

(испытания)

результатов работ

и услуг

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

1

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

2

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

3

Анализ состояния производства

Проверка результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

4

Оценка организации (предприятия)

Проверка результатов работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

5

Оценка системы качества

Проверка результатов работ и услуг

Контроль системы качества

6

-

Рассмотрение декларации о соответствии

Контроль качества выполнения работ, оказания

7

Оценка системы качества

Рассмотрение декларации о соответствии

Контроль системы качества


Схему 1 применяют для работ и  услуг, качество и безопасность которых  обусловлены мастерством исполнителя (например, экскурсовода, педагога, парикмахера, массажистки и т.д.). При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу -  требования к обслуживающему персоналу.

По схеме 2 оценивают процесс  выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:

  • полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы);
  • метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;
  • безопасность и стабильность процесса;
  • профессионализм обслуживающего и рабочего персонала;
  • безопасность реализуемых товаров.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс выполнения работ оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определённой категории (звездность гостиницы, разряд ателье, тип предприятия торговли общественного питания, класс ресторана или бара), используя второй специфический вид стандарта на услугу -  классификацию предприятий. По данной схеме проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности. Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.

Схему 5 рекомендуется применять  при сертификации наиболее опасных  работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 (а также схеме 7) производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.

Схемы 6 и 7 основаны на использовании  декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающие соответствие работ и услуг установленным требованиям. Как и при сертификации продукции по схеме 9и 10, руководитель предприятия (или индивидуальный предприниматель) заявляет, что объект обязательной сертификации соответствует установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, зарекомендовавших себя в нашей  стране и за рубежом, как исполнители  работ и услуг высокого  уровня качества.

При добровольной сертификации применяют  схемы 1-5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают декларацию о соответствии, при добровольной сертификации не применяют.

Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть использованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации. Речь идёт о результатах социологических обследований, экспертных оценках, протоколах испытаний продукции как результата услуги, заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти документы могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг.

При проверке результатов работ  и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы. Например, для оценки качества обслуживания в магазине, предприятии общественного питания проводится опрос посетителей. В ремонтных предприятиях с помощью книг заказов, содержащих фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания. Экспертные методы необходимы в тех случаях, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг не возможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий в предприятиях общепита; оценка качества причёсок, сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования.

Для оценки материальных услуг (качества вещи, подвергшейся химчистке, параметров отремонтированного аппарата) широко используются инструментальные методы.

Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг – в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных материальных услуг (допустим услуг розничной торговли) может отсутствовать такое звено, как испытательная лаборатория, поскольку проверка результатов может не предусматривать испытание. В необходимых случаях ОС может привлекать аттестованные ИЛ.

В существующих стандартах на услуги отсутствует универсальный подход к группировке требований к услугам. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием стандартизованной номенклатуры показателей качества услуг (в целом), с другой – неоднородностью услуг по содержанию. 

Разработан и утверждён ГОСТ Р 50764 – 95 «Услуги общественного питания. Общие требования», который устанавливает классификацию услуг общественного питания, общие требование к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг, оказываемых в сфере общественного питания.

 

5 Сертификация системы  качества

 

5.1 Значение сертификации системы  качества

 

В последние годы в мире стремительно растёт число компаний, сертифицировавших свои системы качества (СК) на соответствие стандарта ИСО серии 9000. В настоящее время эти стандарты применяют более 80 стран. Число компаний, сертифицировавших СК, в 1997 г. возросло в 5 раз по сравнению с 1994 г. По данным Регистра Ллойда, предприятия с сертифицированной СК работают в 2-3 раза эффективнее по сравнению с остальными.

Тенденция стремительного роста ССК  связана как с внешними причинами (требования заказчика, повышение конкурентоспособности), так и внутренними.

К важнейшим внешним причинам следует отнести тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают ССК в процедуры сертификации продукции. Так, в ЕС семь из одиннадцати действующих директив, устанавливающих обязательную сертификацию продукции, предусматривают ССК как условие получения знака соответствия – СЭ. Сертификация систем качества позволяет увеличить цену на продукцию в среднем в 1,5 – 2 раза. Предприятия имеющие ССК, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования (при страхование ущерба за некачественную продукцию). Благодаря ССК предприятия побеждают в международных тендерах. При возникновении судебных исков, связанных с браком продукции, сертификат на СК расценивается судом как доказательство невиновности. Правительства ряда стран при решении вопроса о размещении госзаказа отдают предпочтение с ССК.

Поэтому важной задачей федеральных  органов исполнительной власти России является поддержка субъектов хозяйственной  деятельности, внедривших СК. В этом плане заслуживает внимания постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».

Существует ряд внутренних причин, побуждающих предприятия к ССК: более полное удовлетворение требований потребителей; сокращение издержек производства; сокращение числа проверок со стороны потребителей и надзорных органов; улучшение культуры производства; повышение ответственности за качество.

Ряд предприятий страны имеют одновременно на СК как национальный сертификат, так и сертификат одной из международных фирм – «Бюро Веритас», «Регистр Ллойд», «Дет Норске Веритас», «Тюф-Серт» и др.

В целом Россия существенно отстаёт  от ряда стран с сильно развитой рыночной экономикой по числу предприятий с ССК – около 200, тогда как в отдельных странах их десятки тысяч: по данным ИСО, в 1998 г. в Великобритании – около 57 тыс.; в Германии – около 21 тыс.; в США – около 19 тыс.

 

5.2 Правила и порядок сертификации  систем качества

 

Сертификация системы качества в России организуется и производится для создания уверенности у потребителей продукции (услуги), руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям.

ССК осуществляется  в рамках, как  обязательной сертификации, так и  добровольной.

Главный объект ССК – деятельность по управлению и обеспечению качества.

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация