Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:47, лекция
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации – Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. В России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная – Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возлагаемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров лёгкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.).
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на добровольных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнёрских отношений.
В отличие от обязательной сертификации,
объекты которой и
Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Отличительные признаки обязательной и добровольной
сертификации
Характер сертификации |
Основные цели проведения |
Основание для проведения |
Объекты |
Сущность оценки соответствия |
Нормативная база |
Обязательная
Добровольная |
Обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ и услуг)
Обеспечение конкурентоспособности |
Законодательные акты РФ
По инициативе юридических или физических лиц |
Перечни товаров (работ услуг), подлежащие обязательной сертификации, утверждённые постановлением Правительства Российской
Федерации Любые объекты |
Оценка соответствия обязательным требов-аниям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию
Оценка соответствия любым требованиям |
Государственные стандарты, санитарные нормы и правила и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг)
Стандарты различных категорий, ТУ и другая |
Продолжение таблицы 1
Характер сертификации |
Основные цели проведения |
Основание для проведения |
Объекты |
Сущность оценки соответствия |
Нормативная база |
продукции (услуги) предприятия. Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги) |
на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации |
заявителя (по объектам, подлежащим обязательной сертификации, как правило, оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные) |
техническая документация, предложенная заявителем. |
Участниками сертификации являются изготовители и исполнители услуг (первая сторона), заказчики – продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Основные участники –
Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:
Орган по сертификации выполняет следующие функции:
ОС несёт ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
ИЛ несёт ответственность за соответствие проведённых ею сертификационных испытаний требованиями НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром.
2 Правовые основы сертификации
2.1 Закон «О защите прав
Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами РФ: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», а также с законами РФ, относящимися к определённым отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач.
Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей – право на безопасность товаров, работ, услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ оказании услуг.
Все законодательные акты, действующие на территории РФ, приведены в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».
На основании отдельных статей закона Правительство РФ утверждает разного рода подзаконные акты, правила по договорам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д.
В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон «О защите прав потребителей» вводит обязательную сертификацию, Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.
На основании Закона обязательной сертификации подлежат:
Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должна сопровождаться сертификатом соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.
Реализация товаров (в том числе
импортных), выполнение работ и оказание
услуг без сертификата
На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом (или на сопроводительной документации, на таре или упаковке), должен быть знак соответствия, установленный государственным стандартом. Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несёт продавец (изготовитель).
В первоначальной редакции Закон действовал четыре года. Но практика показала, что не все его статьи позволяют однозначно толковать их содержание. В 1996г. бал принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений а Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Ряд изменений коснулся непосредственно вопросов обязательной сертификации.
Так, в новой редакции
Закон предусматривает систему мер, предотвращающих поступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде, не смотря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки. При поступлении сигналов от обществ по защите прав потребителей, государственных и общественных организаций, судебных органов Закон обязывает изготовителя приостановит производство ( реализацию) товаров, работ, услуг и устранить причины, вызывающие не соответствие. Закон определяет и другие меры.
Чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения, потребитель обязательно должен располагать информацией об изготовителе, поэтому Закон «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя на информацию о предприятии – изготовителе товара, продавце товара, а также предпринимателе, который производит и продаёт товар.
Некоторые сведения об изготовителе потребитель может почерпнуть из торговых марок, товарных знаков. Товарные знаки крупнейших фирм всегда обеспечивают доверие покупателей к их продукции, основанное не на наличии сертификата соответствия, а на высоком и стабильном качестве, которое гарантируется высокоэффективными системами управления качеством продукции на предприятиях этих фирм.
Сертификат соответствия вправе потребовать от изготовителя и продавца покупатель, что рассматривается законом «О защите прав потребителей» как гарантия права на безопасность потребляемых товаров. Безопасность изделий, процессов, услуг, определяемая Законом, как основной аспект сертификации, характеризуется конкретными параметрами и требованиями к ним.
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация