Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:47, лекция
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.
Таблица 6 – Значение критерия Стьюдента при различных уровнях
значимости
Число степеней свободы, f |
Уровень значимости, q | |
при 0,05 |
при 0,01 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 30 |
12,71 4,30 3,18 2,78 2,57 2,45 2,37 2,31 2,26 2,23 2,20 2,18 2,16 2,15 2,04 |
63,66 9.93 5,84 4,60 4,03 3,71 3,50 3.36 3,25 3,17 3,11 3,06 2,01 2,98 2,75 |
Найдя tα, зная стандартное отклонение среднего результата, рассчитывают ошибку полученного среднего результата ξα
s , (8)
Если относительная ошибка оказывается больше 10 %, это указывает на то, что грубые ошибки полностью не были исключены. Тогда выявляют вновь грубые ошибки и производят повторную обработку экспериментальных данных.
2.5.3 Оформление отчёта
При оформлении отчёта указывается название, цель работы, вид и метод измерения. Производится рисунок шкалы прибора и его характеристика: предел, цена деления, класс точности.
Приводятся полученные экспериментальные данные и математическая обработка результатов исследования.
2.6 Контрольные вопросы
1. Что такое измерение?
2. Классификация измерений по видам и методам.
3. Приведите классификацию средств измерений.
4. Что называется
5. Что понимается под классом точности средств измерений?
6. Как обозначается класс точности измерительных приборов?
7. Приведите последовательность
обработки экспериментальных
8. Что такое «промахи» и грубые погрешности?
9. Каков порядок исключения грубых погрешностей?
10. Что такое систематическая погрешность?
11. Как можно исключить
систематические погрешности (
12. Какие методы измерений
применяют при оценке качества
сырья, полуфабрикатов и
13. Какая доверительная вероятность считается достаточно надёжной при проведении физико-химических исследований?
Измерение органолептических свойств экспертным методом
3.1 Цель работы: с помощью экспертного метода, с применением экспертизы по способу ранжирования, определить степень согласованности мнений экспертов, т.е. коэффициент конкордации.
3.2 Характер выполнения работы: работа выполняется группой студентов по 5 человек.
3.3 Теоретическая часть
Экспертный метод применяется в квалиметрии - разделе метрологии, изучающем вопросы измерения качества. Однако он не является принадлежностью только квалиметрии.
Экспертный метод измерения
показателей качества применяется
тогда, когда использование
Существует несколько основных областей применения экспертного метода:
Разновидностями экспертного метода можно считать органолептический и социологический методы измерений.
В органолептическом методе измерений в качестве первичных измерительных преобразователей используются органы чувств экспертов – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Социологический метод строится на массовых опросах населения или отдельных его социальных групп, члены которых выступают в качестве экспертов.
По способу проведения экспертизы различают следующие методы органолептического анализа:
При проведении рангового метода дегустатору предлагают беспорядочно поданные закодированные образцы ранжировать в порядке нарастания или снижения интенсивности оцениваемого признака. Метод можно применять при оценке качества продуктов, а также при испытании зрительной чувствительности дегустаторов.
В этом методе, называемом также порядковым, не надо ориентировать дегустаторов на какой-либо стандарт, так как сравнение проводится непосредственно между образцами. Метод прост, осуществляется быстро и позволяет проанализировать большое число образцов одновременно.
Ранговый метод не даёт представления о величине различий между образцами. Результаты одного опыта не сравниваются с результатами другого опыта, так как дегустатор не сравнивает образец с каким-либо стандартом. Этот тест рекомендуется применять в тех случаях, когда требуется выделить из ряда продуктов образцы, представляющие наибольший интерес, с тем чтобы подвергнуть их более точному анализу другими методами.
3.4 Материальное обеспечение
Растворы
с различной концентрацией
3.5 Порядок проведения работы:
Работу выполняют в следующем порядке:
3.5.1 Определение степени
согласованности мнений
Для определения степени согласованности (коэффициента конкордации) студенты разбиваются на подгруппы экспертов по 5 человек.
Полученные результаты экспертизы заносят в таблицу 7.
Таблица 7 – Результаты ранжирования объектов экспертизы.
Номер объекта экспертизы |
Оценка эксперта |
Сумма рангов |
Отклонение от среднего арифметического |
Квадрат отклонения от среднего арифметического | ||||
1-го |
2-го |
3-го |
4-го |
5-го | ||||
1 2 3 |
||||||||
m |
|
S |
Определяют степень согласованности в следующей последовательности:
где S – сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объек-
та экспертизы от среднего арифметического рангов;
n – число экспертов;
m – число объектов экспертизы.
В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент координации может принимать значение от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии). Степень согласованности считается удовлетворительной при значении коэффициента конкордации от 1 до 0,5. Если степень согласованности оказывается неудовлетворительной проводят тренировки с экспертами с обсуждением результатов и разбором ошибок.
3.5.2 Оформление отчёта
При оформлении работы указывается название, цель работы.
Заполняется таблица 7, приводятся результаты промежуточных вычислений и расчёт коэффициента конкордации.
На основании полученных результатов делается вывод о согласованности мнений экспертов, о качественном составе экспертной группы.
3.6 Контрольные вопросы
1.Что изучает раздел метрологии – квалиметрия?
2.Приведите определение экспертизы.
3.Какие существуют методы органолептического анализа?
4.Назовите основные
условия применения
5.Что понимают под термином, «сенсорная чувствительность» и «порог чувствительности»?
6.От чего зависит
качество экспертов,
7.На чём основан социологический метод измерений?
8.Что такое «коэффициент весомости», какими методами он определяется?
9.Дайте характеристику
органолептических методов
Классификация стандартов. Ознакомление с основными
требованиями построения, содержания и изложения
технических условий
4.1 Цель работы: ознакомиться с
категориями и видами стандарто
4.2 Характер выполнения работы: каждый студент выполняет работу индивидуально.
4.3 Теоретическая часть
В соответствии с руководством ИСО/МЭК 2 (международной организацией по стандартизации) по ГОСТ Р 1.0-92: Стандарт представляет собой нормативный документ, разработанный на основе согласия большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области.
На предприятиях общественного питания используют разнообразную нормативную документацию (НД).
НД делится по категориям и видам. Категория определяет значимость НД, а вид – её содержание.
Категории стандартов:
Межгосударственная система стандартизации представляет собой (совместную) систему стандартизации, применяемую независимыми государствами, добровольно участвующими в проведении согласованной политики в области стандартизации.
С целью обеспечения непрерывности производства к межгосударственным стандартам отнесли действующий фонд государственных стандартов СССР и сохранили обозначение «ГОСТ», т.к. оно содержится во многих миллионах листов технической документации и широко известно в мире.
В действующем фонде
отраслевых (ОСТ) и республиканских
стандартов (РСТ) воплощён значительный
научный и технический потенциа
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация