Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП «Витязь» ТД «Витязь» №3

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

Содержание

Введение
1. Содержание торгово-технологического процесса в магазинах
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торговли ТД «Витязь» №3
3. Анализ организации торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3
3.1 Организация доставки и приемки товаров
3.2 Организация хранения и подготовки товаров к продаже
3.3 Продажа товаров и дополнительное обслуживание
4. Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Положением «О торговом доме «Витязь»

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 694.00 Кб (Скачать документ)

Оптово-коммерческий отдел возглавляет  начальник торгового отдела. Он состоит  из группы товароведов, которые занимаются непосредственно поставкой товаров, заключением договоров, заведующих центральными складами, заведующих секциями и обслуживающего персонала.

Изучение спроса на те, или иные товары возложены на заведующих секциями, которые формируют свои заявки на основе анализа проданной продукции, заказов отдельных видов товаров покупателями или сторонними организациями. Для этого в секциях имеются специальные журналы заявок.

Так, например, мебельный салон, открытый сравнительно недавно в магазине не проспекте Строителей 33, большую  часть поставок осуществляет на основе сделанных заявок, которые оставляет покупатель с указанием своего адреса и телефона. Некоторые специфические дорогостоящие товары (например, мини-трактора «Беларусь», некоторые запасные части к автомобилям) привозятся на продажу только под заказ.

Для оценки деятельности ТД «Витязь» проведем анализ основных показателей  на основе внутренней отчетности.

Показатели эффективности деятельности представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Показатели эффективности  хозяйственной деятельности ТД «Витязь» за 2006-2007 гг.

Показатель

Магазин

2006 г.

2007 г.

 

Товарооборот, тыс. руб.

№ 1

1 362 451,4

1 302 918,6

 

№ 2

1 733 650,8

1 917 593,85

 

№ 3

4 414 944,6

4 798 247,3

 

№ 4

238 806,8

989 557,8

 

Всего:

7 985 277,7

9 042 607,0

 

Валовой доход, тыс. руб.

№ 1

143 365,7

142 458,0

 

№ 2

166 125,2

193 739,7

 

№ 3

479 461,8

598 981,8

 

№ 4

20 083,4

114 467,3

 

Всего:

818844,1

1 049 823,0

 

Издержки обращения,

тыс. руб.

№ 1

126 534,7

134 993,9

 

№ 2

112 971,6

127 592,0

 

№ 3

376 361,0

409 945,1

 

№ 4

19 924,9

86 614,6

 

Всего:

670 435,5

802 569,2

 

Прибыль от реализации,

тыс. руб.

№ 1

11 239,7

3 190,4

 

№ 2

46 674,8

60 330,8

 

№ 3

84 401,8

171 071,9

 

№ 4

-624,7

24 418,6

 

Всего:

116 473,7

215 759,1

 

Чистая прибыль, 

тыс. руб.

№ 1

-

-

 

№ 2

-

-

 

№ 3

-

-

 

№ 4

-

-

 

Всего:

25 589,2

98 368,0

 

Рентабельность, %

№ 1

1

0

 

№ 2

3

3

 

№ 3

2

4

 

№ 4

0

3

 

Всего:

2

2

 

Показатель

Магазин

2006 г.

2007 г.

Среднесписочная численность, человек

№ 1

16

15

№ 2

12

11

№ 3

48

46

№ 4

2

9

Всего:

81

84

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

№ 1

271,8

320,4

№ 2

278,5

349,7

№ 3

269,8

320,3

№ 4

233,3

284,2

Всего:

284,9

338,4

Реализовано телевизоров,

шт.

№ 1

2 223

2 058

№ 2

4 085

4 289

№ 3

7 665

8 360

№ 4

574

1 534

Всего:

14 547

16 241

Остатки товаров на конец периода, тыс. руб.

№ 1

559 718,5

508 730,3

№ 2

179 524,4

267 471,4

№ 3

607 625,3

497 469,1

№ 4

298 415,6

493 751,2

Всего:

1 716 951,1

1 877 598,9

Оборачиваемость товаров, дней.

№ 1

139

160

№ 2

41

54

№ 3

50

42

№ 4

79

194

Всего:

80

86

               

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

По результатам таблицы 2.1 можно  сделать вывод, что наибольший товарооборот в 2007 году получен магазином №3 в  размере 4 798 247,3 тыс. руб.

Магазин №3 имеет наибольший уровень  рентабельности – 4%, следовательно, среди  всех магазинов ТД «Витязь» магазин  №3 осуществляет торговую деятельность наиболее эффективно. Также у магазина №3 наибольшая среднесписочная численность  работников.

Эффективность деятельности обусловлена расположением магазина рядом с предприятием-изготовителем основной товарной группы – РУПП «Витязь.

Наименьший товарооборот получен  магазином №4 в размере 989 557,8 тыс. руб., уровень рентабельности данного  магазина занимает среднее значение среди магазинов в размере 3%.

Наихудший результат получен магазином  №1 - при товарообороте 1 302 918,6 тыс. руб. уровень рентабельности составил 0%. Это свидетельствует о неэффективности  хозяйственной деятельности и необходимости  проведения мероприятий по улучшению его деятельности.

Магазин №3 реализует наибольшее количество основных товаров (телевизоров) в количестве 8 360 штук. Размер среднемесячной заработной платы по магазинам находится в пределах 284 – 350 тыс. руб., ее среднее значение по торговому дому составляет 338 тыс. руб.Рассмотрим темп роста, темп прироста и рост в натуральном выражении основных показателей деятельности ТД «Витязь» в разрезе магазинов, входящих в его состав за период 2006 – 2007 г.г.Для анализа динамики показателей хозяйственной деятельности составим таблицу 2.2

Таблица 2.2 – Динамика показателей эффективности хозяйственной  деятельности ТД «Витязь» в сопоставимых ценах за 2006-2007 г.г.

Показатель

№ магазина

Темп роста, %

Темп прироста, %

Изменение (+,-), тыс. руб.

Товарооборот, тыс. руб.

1

95,6

- 4,4

- 59 532,8

2

110,7

10,7

+ 183 943,1

3

108,7

8,7

+ 383 302,7

4

414,4

314,4

+ 750 751,0

Всего:

113,2

13,2

+ 1 057 329,3

Валовой доход, тыс. руб.

1

99,4

- 0,6

- 907,7

2

116,6

16,6

+ 27 614,5

3

124,9

24,9

+ 119 520,0

4

570,0

470,0

+ 94 383,9

Всего:

128,2

28,2

+ 230 978,9

Показатель

№ магазина

Темп роста, %

Темп прироста, %

Изменение (+,-), тыс. руб.

Издержки обращения,

тыс. руб.

1

106,7

6,7

+ 8 459,2

2

112,9

12,9

+ 14 620,4

3

108,9

8,9

+ 33 584,1

4

434,7

334,7

+ 66 689,7

Всего:

119,7

19,7

+ 132 133,7

Прибыль от реализации,

тыс. руб.

1

28,4

-71,6

- 8 049,3

2

129,3

29,3

+ 13 656,0

3

202,7

102,7

+ 86 670,1

4

-3 908,9

-4 008,9

+ 25 043,3

Всего:

185,2

85,2

+ 99 285,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

Всего:

384,4

284,4

+ 72 778,8

Рентабельность, %

Всего:

160,0

60,0

-

ССЧ, человек

1

93,8

-6,2

- 1

2

91,7

-8,3

- 1

3

95,8

-4,2

- 2

4

450,0

350,0

+ 7

Всего:

103,7

3,7

+ 3

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

1

117,9

17,9

+ 48,6

2

125,6

25,6

+ 71,2

3

118,7

18,7

+ 50,5

4

121,8

21,8

+ 50,9

Всего:

118,8

18,8

+ 53,5

Реализовано телевизоров,

шт.

1

92,6

-7,4

- 165

2

105,0

5,0

+ 204

3

109,1

9,1

+ 695

4

267,2

167,2

+ 960

Всего:

111,6

11,6

+ 1694

Остатки товаров на конец периода, тыс. руб.

1

90,9

-9,1

- 50 988,2

2

149,0

49,0

+ 87 947,0

3

81,9

-18,1

- 110 156,2

4

165,5

65,5

+ 195 335,6

Всего:

109,4

9,4

+ 160 647,8

Оборачиваемость товаров, дней.

1

115,1

15,1

+ 21

2

131,7

31,7

+ 13

3

84,0

-16

- 8

4

245,6

145,6

+ 115

Всего:

107,5

7,5

+ 6

                 

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Как видно из таблицы 2.2, товарооборот увеличился на 13,2% по ТД в целом, что  в натуральном выражении составляет 1 057 329,3 тыс. руб., а в сопоставимых ценах рост составляет 11,0% (879 189,9 тыс. руб.) при индексе роста цен 101,97.

Если анализировать динамику товарооборота  по магазинам, то наибольший рост наблюдается  у магазинов 2 и №3 – 10,7 и 8,7%, соответственно.

У магазина №4 рост составил 314,4%, что  в натуральном выражении составляет 750 751,0 тыс. руб., но эти данные не отражают реального результата деятельности магазина, т.к. в 2005 году он работал только 4 месяца.

Снижение темпов роста по товарообороту  наблюдается у магазина №1 и составляет 95,6% от уровня 2006 года, уменьшение на 4,4% (на 59 532,8 тыс. руб. в натуральном выражении), что свидетельствует об ухудшении хозяйственной деятельности магазина.

Издержки обращения по торговому  дому выросли на 19,7%, что в натуральном  выражении составляет 132 133,7 тыс. руб.

Темп роста прибыли опережает  темп роста издержек обращения на 65,5% и оставляет 185,2%, что составило 99 285,4 тыс. руб., а рост рентабельности составил 60%, что отражает положительную  тенденцию развития ТД «Витязь».

Если проанализировать темп роста прибыли в разрезе магазинов, то по всем магазинам, кроме магазина 1, наблюдается увеличение прибыли. В магазине №1 прибыль от реализации составила 28,4% от уровня 2006 года, то есть произошло уменьшение на 71,6% от уровня 2005 года (на 8 049,3 тыс. руб.) – это свидетельствует об ухудшении хозяйственной деятельности магазина №1 за анализируемый период.

Среднесписочная численность работников увеличилась на 3 человека, и рост заработной платы в среднем составил 18,8%, что в натуральном выражении  составило 53,5 тыс. руб.

Реализация основных товаров (телевизоров) в натуральном выражении увеличилась  на 11,6%, в количестве 1694 штук.

Остатки товаров на конец периода  выросли на 9,4%, что в стоимостном  выражении составляет 160 647,8 тыс. руб.

Оборачиваемость товаров увеличилась на 6 дней, это является отрицательным результатом.

 

3. Анализ организации  торгово-технологического процесса  в ТД «Витязь» №3

3.1 Организация доставки  и приемки товаров

Транспортные средства, доставившие  товары в Торговый Дом, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочнораз-грузочных работ. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля транспортировщиками которые используют специальные механические преспособления (погрузчики, и тачки) .

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров  является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность так в Торговом доме 3 приемку ведут зав. складами, и товароведы. Товары по количеству принимаются в соответствии с сопроводительными документами ( ТТН, и договорами с поставщиком ). При приемки по качеству учитывается сохранность тары, т.е. отсутствие на ней повреждений, в случае наличия повреждений на таре производится ее дальнейшая распаковка и проверка товара на предмет доброкачественности. В случае недоброкачественности товара составляется комиссия в составе трех человек (ответственный за приемку товара и два человека из администрации ) которые составляют акт о недоброкачественном товаре который поставил поставщик для последующего предъявления претензий поставщику. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и  качеству в магазине осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

По результатам окончания приемки  товаров составляется акт.

После приемки товары доставляют в  помещения для хранения в данном случае на центральный склад, который  находиться на площадях Торгового Дома №3 . Процесс хранения товаров в  магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица, а именно заведующие складами.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время для развозки в дальнейшим по другим Торговым Домам ( №1,2,4 ), размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре — на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила  товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

3.2 Организация хранения  и подготовки товаров к продаже

Размещение и хранение производится на центральном складе, который находится  как сказано выше на площади ТД №3 и является головным. Хранение товаров  производится предварительно группировав по признаку однородности при этом учитывается вид товара его модель, артикул, габариты, тара. Группировка производится для рационального размещения на площади склада и простоты перемещения дальнейшим в торговый зал либо на склада секций или отгрузки в остальные три Торговых Дома. Все товары хранятся на деревянных поддонах и специализированных стеллажах, как на центральном складе, так и на складах секций. Все товары, чья тара загрязнена, проходят очистку тары. С центрального склада в зависимости от количества товара в секциях Торгового Дома поступают на склада секций или как например мебель прямо в торговый зал пройдя перед этим распаковку и дополнительную подготовку ( сборку ). Что касается других товаров попав на склады секций, они проходят предпродажную подготовку. Распаковку проверку работоспособности например электротоваров и в дальнейшем размещения их в отделах секций ( торговом зале ).

3.3 Продажа товаров  и дополнительное обслуживание

В ТД «Витязь» применяются, как традиционный метод продажи – через прилавок, так и прогрессивные, где в качестве основного выступает продажа товаров по образцам, которая осуществляется по правилам, установленным Приказом Министерства торговли Республики Беларусь № 83 от 16 июня 1998 г. и продажа товаров по предварительным заказам.

Магазин № 3 является ведущим магазином  ТД «Витязь» и занимает более половины общего товарооборота, поэтому исследование и анализ методов продажи товаров  будет проводиться на примере  магазина №3.

Магазин №3 имеет самое удобное  местоположение для покупателей, подъездные пути, благоустроенную стоянку и находится рядом с предприятием-изготовителем, расположен в отдельно стоящем двухэтажном здании (бывшая столовая предприятия). Там же расположен административно-управленческий персонал, а на первом этаже расположен открытый совсем недавно мебельный салон, который позволил значительно повысить товарооборот ТД «Витязь», а также кафе-бар “Остров сокровищ”, открытие которого способствовало дополнительному привлечению покупателей. Территория, прилегающая к зданию торгового комплекса, благоустроена насаждениями, создана зона отдыха. Необходимо также отметить и быстроразвивающуюся сеть торговых точек в данном районе, торгующих сложнобытовой техникой, в том числе и телевизорами, что значительно повышает конкуренцию. Это, прежде всего, «Вулкан», ТД «Ольга», ТД «Омега». Поэтому данному магазину, как никакому другому, приходится быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка, совершенствовать ассортимент, применять и совершенствовать новые формы торговли для завоевания широкого круга покупателей в условиях жесточайшей конкуренции.

Магазин №3 расположен по адресу: пр-т  Строителей, 33. Руководитель – Борщова  С.С., режим работы с 10 00 до 19 00 (в субботу  с 10 00 до 19 00, в воскресенье с 10 00 до 15 00). Площадь 2579,98 м. кв. в том числе 1185,91 –торговая (46,0%).

Для продажи товаров в магазине используются как традиционный методы продажи – через прилавок, так  и прогрессивные – продажа  товаров по образцам и продажа  товаров по предварительным заказам.

В магазине утвержден обязательный ассортиментный перечень товаров, который представлен на информационном стенде, расположенном на втором этаже торгового зала магазине.

На основании перечня можно  сделать вывод что, что магазин  №3 является универсальным. Универсальные  магазины – реализующие универсальны ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров [5, с. 359].

Проанализируем товарооборот магазина №3 по секциям на основе внутренней отчетности предприятия, данные представим в таблице 3.1:

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП «Витязь» ТД «Витязь» №3