Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП «Витязь» ТД «Витязь» №3

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

Содержание

Введение
1. Содержание торгово-технологического процесса в магазинах
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торговли ТД «Витязь» №3
3. Анализ организации торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3
3.1 Организация доставки и приемки товаров
3.2 Организация хранения и подготовки товаров к продаже
3.3 Продажа товаров и дополнительное обслуживание
4. Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Положением «О торговом доме «Витязь»

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 694.00 Кб (Скачать документ)

Снижение темпов роста по продажам в кредит наблюдается по холодильникам – 36,9% (-36,5 млн. руб.).

Основную долю продаж в 2006 году в  кредит составляет основная группа товаров  магазина – телевизоры (62,2%), электробытовые и радиотовары, реализуемые через  прилавок, рост продаж по которым обусловлен проведением акции «купи без денег» (23,9%) и мебель (9,4%).

Рост по продажам в кредит в 2007 году также обусловлен проведенной акцией «Купи без денег». При покупке  товара в кредит во время проведения акции покупатель не уплачивал предварительный взнос за приобретаемый товар.

В результате проведения акции в 2007 году было реализовано товаров по акции «купи без денег» на сумму 282,5 млн. руб., что составило 32,5% от продаж в кредит. За счет проведения данной акции произошел резкий рост продаж не дорогих товаров и товаров, которые в магазине №3 также реализуются через прилавок – 435,8%.

В 2006 году товарооборот по кредиту  формируется за счет кредита работникам завода в счет заработной платы, внешний  кредит покупателям через банк и кредит по акциям, проводимым ТД «Витязь».

Для более детального анализа методов  продаж в стоимостном выражении  составим таблицу 3.4.

Таблица 3.4 Товарооборот магазина №3 по методам продаж за 2006-2007 гг.

Метод продажи

Товарооборот за период, млн. руб.

Изменение

удельного веса, %

2006

Доля, %

2007

Доля, %

Продажа по образцам

3 878,33

87,8

4 156,56

86,6

- 1,2

Через прилавок

409,94

9,3

473,83

9,9

+ 0,6

По предварительным заказам

126,68

2,9

167,86

3,5

+ 0,6

Итого:

4 414,94

100

4 798,25

100

-


Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

При анализе данных по объемам реализации товаров в разрезе методов  продажи, отраженных в таблице 3.4 видно, что основную долю в товарообороте  магазина №3 занимает продажа товаров  по образцам. Товаров по образцам в магазине в 2007 году было продано на сумму 4 156,56 млн. руб., что составляет 86,6% от всего товарооборота. Продажа традиционным методом (через прилавок) занимает небольшую долю товарооборота 9,9% (473,83 млн. руб.).

Поэтому можно сделать вывод, что магазин №3 реализует товары преимущественно прогрессивными методами продажи на 90,1%: по образцам – 86,6% и по предварительным заказам – 3,5%. Традиционным методом (продажа товаров через прилавок) в магазине реализуется 9,9% товаров на сумму 473,83 млн. руб. За период 2006-2007 г.г. значимость методов продаж практически не изменилась, изменения произошли на уровне 0,6-1,2%. Произошло снижение удельный веса товарооборота продаж по образцам на 1,2% вместе с увеличением товарооборота продаж через прилавок и по предварительным заказам на 0,6%.Для более глубокого анализа рассмотрим динамику товарооборота по методам продаж за период 2006-2007 г.г. в таблице 3.5:

Таблица 3.5 – Динамика товарооборота по методам продаж за период 2006-2007 гг.

Метод продажи

Товарооборот за период

Темп роста, %

Изменение, млн. руб.

2006

2007

Продажа по образцам

3 878,33

4 156,56

107,2

+ 278,23

Через прилавок

409,94

473,83

115,6

+ 63,89

По предварительным заказам

126,68

167,86

132,5

+ 41,18


Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Как видно из таблицы 3.5, в ТД «Витязь» наблюдается рост продаж по всем методам  продажи.

Наибольший рост реализации товаров  произошел по продажам по предварительным  заказам, и составил 132,5% на сумму 41,18 млн. руб. 

В стоимостном выражении наибольший рост наблюдается по продажам по образцам в сумме 278,23 млн. руб., при темпе  роста 107,2%.

По  продажам традиционным методом также  наблюдается рост, который составил 115,6% (63,89 млн. руб.). Следовательно, магазин  выдерживает положительную тенденцию развития.

Более наглядно значимость каждого метода продажи товаров в магазине представим на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Структура товарооборота  по методам продаж за 2006-2007 гг.

Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Продажа по образцам является основным методом реализации товаров в  магазине №3. Рассмотрим детально товарооборот продаж по образам в разрезе реализуемых товаров в таблице 3.6:

Таблица 3.6 – Товарооборот продаж по образцам в разрезе реализуемых  товаров в 2006-2007 гг.

Наименование

Товарооборот за период, млн. руб.

2006

Доля, %

2007

Доля, %

Телевизоры

2 865,46

73,9

3 104,07

74,7

         

Холодильники

104,13

2,7

52,26

1,3

Стиральные машины

31,12

0,8

29,97

0,7

Мебель

877,56

22,6

970,16

23,3

Другие (ковры, зеркала)

0,06

0,002

0,1

0,002

Итого:

3 878,33

100

4 156,56

100


Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Таким образом, как показывают данные таблицы 3.6, среди всех товаров, реализуемых  по образцам, наибольший удельный вес  занимает продажа телевизоров – 74,7%. Второе место занимает продажа  мебели – 23,3%.

Торговый зал имеет форму  прямоугольника с соотношением сторон 1:2 - данные размеры являются оптимальными для торгового зала. В торговый зал имеются 2 входа-выхода, это улучшает пропускную способность магазина, облегчает  эвакуацию из магазина. Прилавки расположены по периметру торгового зала. В центре размещены образцы холодильников, стиральных машин. Большая часть образцов мебели выставлена в центре. Основная группа товаров (телевизоры) выставлена отдельно от остальных товаров. Ближе к входу-выходу расположен единый расчетный узел. Планировка торгового зала представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Планировка магазина №3 ТД «Витязь»

Источник: собственная разработка.

Для расчета коэффициентов установочной и выставочной площади необходимо определить площадь, занятую под торговое оборудование.

Составим таблицу 3.7, содержащую площади  занятые торговым оборудованием.

Таблица 3.7 – Расчет установочной и выставочной площади торгового  зала

Наименование оборудования

Количество, шт.

Длина, м

Ширина, м

Кол-во

полок для товаров, шт.

Sу, м2

Sвыст., м2

Прилавок-витрина

57

1

0,5

1

28,5

28,5

Витрина-стеллаж

15

0,5

0,5

3

3,75

11,25

Прилавок

11

1

0,5

-

5,5

-

Прилавок

4

0,5

0,5

-

1

-

Горка пристенная

15

1

0,5

5

7,5

37,5

Горка пристенная

20

1

0,5

6

10

60

Горка пристенная

41

0,5

0,5

6

10,25

61,5

Стенд для электротоваров

1

1

0,5

3

0,5

1,5

Стенд для светильников

1

1,5

0,5

4

0,75

3

Стеллаж для телевизоров

22

0,8

0,8

3

14,08

42,24

Стенд для телевизоров

1

4

1

1

4

4

Стол продавца

3

1

0,5

-

1,5

-

Стенд для демонстрации телевизоров

3

1

0,5

-

1,5

-

Стенд для обоев

1

1

0,4

8

0,4

3,2

Стенд для зеркал

1

1,5

1

1

1,5

1,5

Кабина примерочная

1

1,5

1,5

-

2,25

-

Холодильники

-

-

-

-

3

3

Стиральные машины

-

-

-

-

6,72

6,72

Мебель (с учетом салона мебели)

-

-

-

-

202,5

202,5

Узел расчета

1

2,5

1,5

-

3,75

-

Итого:

-

-

-

-

308,95

466,41


Источник: собственная разработка.

По результатам расчетов таблицы 3.7 видно, что установочная площадь, занимаемая всем оборудованием в торговом зале, составляет 308,95 м2 , а выставочная площадь оборудования торгового зала составляет 466,41 м2.

Для универсальных магазинов рекомендуемая  торговая площадь составляет 54%.

Известно, что общая площадь  магазина составляет 2 579,98 м2 и торговая площадь магазина 1 185,91 м2.

Для расчета показателей эффективности  использования торговых площадей составим таблицу 3.8:

Таблица 3.18 – Расчет показателей  эффективности использования площади  торгового зала магазина №3 ТД «Витязь»

Наименование показателя

Значение

Общая площадь магазина

2 579,98 м2

Торговая площадь магазина

1 185,91 м2

Коэффициент торговой площади

0,46

Норматив коэффициента торговой площади

0,54

Установочная площадь

308,95 м2

Коэффициент установочной площади

0,26

Отклонение значения коэффициента установочной площади от нормативного

- 0,03

Норматив коэффициента установочной площади

0,29

Выставочная площадь

466,41 м2

Коэффициент выставочной площади

0,39

Норматив коэффициента выставочной  площади

0,7

Отклонение значения коэффициента установочной площади от нормативного

- 0,31


Источник: собственная разработка.

Проанализировав данные таблицы 3.8, можно  сделать вывод, что коэффициент  торговой площади меньше рекомендуемого значения на 8%, что составляет 206,4 м2 и, следовательно, в магазине под торговлю выделено меньше площадей, чем рекомендуется.

Торговая площадь составляет лишь 46%, а неторговая 54%. На основании  этого можно сделать вывод, что  площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена и на размещение аппарата управления.

Значение коэффициента установочной площади незначительно ниже нормативного и равен 0,26, это значит, что в  магазине №3 можно разместить дополнительно несколько единиц торгового оборудования площадью 34,96 м2 чтобы довести данный показатель до значения 0,29, рекомендованного для универсальных магазинов. Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку  оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается  за счет применения оборудования, имеющего большую выставочную площадь. Значение коэффициента выставочной площади зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7 [5, с. 48-49]. В магазине №3 коэффициент выставочной площади имеет низкое значение, которое ниже рекомендованного на 0,31и составляет 0,39. Это связано с тем, что большая часть торгового зала занята под демонстрацию образцов мебели, а не под торговое оборудование, имеющее большую выставочную площадь. Но так как мебель занимает большую долю товарооборота, это можно считать обоснованным использованием торговой площади, т.к. площадь не пустует, а используется под демонстрацию образцов товаров. Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д. В магазине №3 торговое оборудование (горки пристенные, витрины прилавки, прилавки-витрины, стенды, стеллажи) заполнены в среднем процентов на 80.Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов [5, с. 49].

В части торгового зала магазине, где выставлены образцы телевизоров, слишком много места отведено под проходы покупателей. Данное пространство торгового зала могло бы использоваться более эффективно, если бы данная площадь была использована под выставку образцов товаров, витрин, прилавков-витрин, островных горок или для реализации внутримагазинной рекламы (рекламные табло, стенды и др.). Для анализа составим таблицу 3.9, содержащую данные объема товарооборота приходящегося на 1 м2 торговой площади магазина №3 ТД «Витязь» в сравнении с остальными магазинами Торгового Дома.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП «Витязь» ТД «Витязь» №3