Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы выработать наиболее полные и качественные методы обеспечения населения товарами и торговыми услугами, а также разработать новые подходы к торгово-технологическому процессу магазина.
Задачей курсовой работы является:
-определить содержание торгово-технологического процесса в розничной торговой сети,
-выяснить значение рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине,
-проанализировать организационно-экономическую характеристику магазина
-изучить характеристику торгово-технологического процесса магазина,
-определить режим работы и условия труда в магазине,
-произвести оценку эффективности торгово-технологического процесса магазина,
-наметить пути совершенствования торгово-технического процесса магазина.
Введение
1. Сущность и значение отдельных составляющих торгово-технологического процесса магазина………………………………………………………………...5
2. Организационно-экономическая характеристика универсама «Перекресток»…………………………………………………………………....11
3. Организация торгово-технологического процесса в магазине………….....15
3.1 Организация и технология операций, связанных с поступлением товаров в магазин, технология хранения и предпродажной подготовки товаров……………………………………………………………………………23
4. Эффективность работы магазина…………………………………………….28
5. Основные направления повышения эффективности торгово-технологических операций……………………………………………………...33
Выводы и предложения
Список использованной литературы
В
случаях выявления в результате
приемки фактов злоупотреблений
или хищений товаров
Приемка товаров по качеству в магазине производится одновременно с приемкой по количеству: при одногородней поставке – не позднее 10 дней после поступления товаров в магазин, при иногородней поставке – не позднее 20 дней.
В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.
На складе создаются такие условия для правильной и своевременной приемки товаров по качеству, при которых обеспечивалась бы сохранность товаров и предотвращалась их порча. Своевременно проверяют средства испытания и измерения, которыми определяется качество товаров, и следят за их исправностью.
Если
при приемке обнаружены недоброкачественные
или некомплектные товары, то приемку
приостанавливают и составляют односторонний
акт, который передают в правление
кооперативной организации для
формирования комиссии и организации
окончательной приемки товаров
по качеству. Одновременно создаются
необходимые условия для
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Хранение товаров в магазине является составной частью торгово-технологического процесса. Задача работников магазина заключается в доведении до покупателей всех товаров, поступивших в магазин, без снижения их качества с наименьшими потерями.
Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения обеспечивают материально-ответственные лица.
В магазинах «Перекресток» хранение товаров организовано в специальных складских помещениях, товары размещены с учетом физико-химических свойств, соблюдены правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования, сгруппированы по признаку однородного режима хранения. Вместе с тем товары, одинаковые между собой по режиму хранения, размещены по ассортиментному признаку, например: мука-крупа, сахар - кондитерские изделия. Это создает удобства при отборке товаров для продажи.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.
При хранении соблюдаются оптимальные режимы хранения продовольственных товаров
За каждой группой товаров на складе закреплено постоянное место хранения. Для правильного хранения в магазине используются различные способы укладки товаров. В магазине применяется штабельная укладка для таких товаров, как мука, сахар, крупа; стеллажная – для товаров, упакованных в картонные коробки, пачки.
Размещая товары на хранение, учитывается длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.
За
каждой группой товаров закрепляют
постоянные места хранения. Товары
хранят в упакованном или
При
размещении товаров в торговом зале
соблюдаются правила товарного
соседства. За каждой товарной группой
закрепляют постоянную зону размещения.
Товары размещают ближе к зоне,
где выполняются
4.Эффективность работы магазина
Одним из основных направлений повышения эффективности работы магазина является рациональная организация труда продавцов, контролеров-кассиров и других работников.
Высокий
уровень организации труда
Основные мероприятия по совершенствованию организации труда в магазине разрабатываются по следующим направлениям:
-совершенствование форм разделения и кооперации труда;
-нормализация численности работников и структуры штатов;
-улучшение организации и обслуживания зон приложения труда;
-улучшение условий труда.
При
выборе форм разделения и кооперации
труда учитывают торговую площадь,
взаимосвязь и очередность
В
магазине применяется функциональное,
технологическое и
В зависимости от характера выполняемых функций весь персонал магазина разделяется на функциональные группы: административно-управленческие работники (директор, заведующий секцией, товаровед, главный бухгалтер, бухгалтер, старший кассир), основные работники (продавцы I, II, III категорий) и вспомогательные работники (грузчики, уборщики, электрик, дворник, слесарь-сантехник).
При разработке и совершенствовании форм разделения труда установлено рациональное соотношение в численности функциональных групп и подгрупп работников.
При разделение труда по технологическому признаку производится специализация работников по выполнению торгово-технологического процесса: продавцы зон индивидуального обслуживания покупателей, контролер-кассир.
Квалификационные разделение труда существует внутри каждой из функциональных групп и предполагает распределение работников в соответствии их квалификацией, например, продавцы I, II, III категорий.
Рациональная структура штатов позволяет определить круг обязанностей каждого работника, установить объем работ, обеспечивающих равномерную загрузку в течение рабочего дня.
Важное значение в работе магазина имеет правильное соотношение числа работников различной квалификации.
Одним
из путей рационального
Совмещение
профессий, должностей и функций
позволяет повысить квалификацию работников,
обеспечить их взаимозаменяемость в
торгово-технологическом
Разделение труда в магазине предусматривает взаимосвязь и согласованность действий работников в торговом процессе, то есть кооперацию труда.
Рациональная кооперация труда обеспечивает непрерывность торгово-технологического процесса, сокращение затрат времени покупателей на формирование и приобретение покупок.
Наиболее
эффективное использование
Одним из важных направлений организаций труда в магазине является разработка мероприятий по улучшению условий труда работников, которые в значительной степени определяют их работоспособность и утомляемость.
Из различных факторов, влияющих на состояние условий труда торговых работников и качество обслуживания покупателей, выделяют температуру окружающего воздуха, его влажность, наличие шума, уровень освещенности.
Условия труда во многом зависят от вентиляции и отопления. Температура воздуха в помещениях магазинов «Перекресток» в теплый период не превышает 27 0С, а в холодный – поддерживается в пределах 18 – 22 0С. Для поддержания оптимальной температуры в магазине установлено два кондиционера. Относительная влажность воздуха в магазине не превышает 75%.
Особые требования предъявляются к освещению магазина, оно равномерное, достаточное интенсивное, но не ослепляющее. Рабочие места продавцов-кассиров освещаются в два раза интенсивнее чем остальная площадь торгового зала. В рабочих помещениях магазина следят за тем, чтобы концентрация пыли не превышала допустимые нормы. Для ее снижения используют вытяжную вентиляцию.
Для
удаления пыли, осевшей на оборудовании,
стенах, используют пылесосы. Неблагоприятное
воздействие на организм человека оказывает
шум. Он приводит к переутомлению
работников, развитию различных заболеваний,
оказывает отрицательное
В
магазине при организации рабочих
мест соблюдаются требования технической
эстетики и оформления интерьера, все
продавцы работают в форменной одежде,
строго соблюдаются санитарно-
Качество обслуживания покупателей, численность работников, фонд заработной платы и эффективность использования рабочего времени в определенной мере зависят от режима работы магазина, труда и отдыха работников
Режим работы магазина может быть односменным, полуторасменным и двусменным.
В
праздничные дни
При закрытия предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые чеки, должны быть обслужены. За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
На
входной двери магазина устанавливается
табличка с указанием его юридического
адреса, начала и окончания работы,
обеденного перерыва и наличия выходного
дня.
5. Основные направления повышения эффективности торгово-технологических операций
Рациональное построение торгово-технологического процесса, четкое и последовательное выполнение операций, постоянное их совершенствование – основа и главная задача магазинов «Перекресток».
Для
того чтобы обеспечить более рациональное
осуществление торгово-
В
основу организации торгово-
Информация о работе Основные направления повышения эффективности торгово-технологических операций