Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 01:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в расширении, закреплении и систематизации полученных знаний по курсу «Теоретические основы товароведения», изучении правил формирования торгового ассортимента молочных продуктов функционального назначения, изучении потребительских свойств и показателей качества, изучении видов, форм и средств товарной информации, определении значения данной группы товаров для питания человека.
Введение 3
1 Ассортимент и значение для питания молочных продуктов функционального назначения 5
1.1 Ассортимент молока 6
1.2 Ассортимент кисломолочных напитков 6
1.3 Ассортимент молочных консервов 8
1.4 Ассортимент масла коровьего и сметаны 9
1.5 Ассортимент творога и творожных изделий 10
2 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества молочных продуктов функционального назначения 11
3 Формирование и сохранение качества и потребительских свойств молочных продуктов функционального назначения на стадиях технологического цикла. 15
4 Виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации данной группы товаров. 19
5 Характеристика методов определения показателей качества молочных продуктов функционального назначения. 22
Заключение 29
Список литературы 30
Технология изготовления кисломолочных продуктов состоит из подготовки сырья (молока или сливок), нормализации его по жиру, тепловой обработки, гомогенизации, охлаждения до температуры заквашивания, процесса заквашивания, сквашивания и охлаждения до температуры не выше 8 °С.
Производство кефира, сметаны и творога имеет свои особенности.
Применяют два способа сквашивания – термостатный и резервуарный. При термостатном способе заквашенное молоко или сливки разливают в бутылки или банки, которые затем помещают в термостатные камеры, где и протекает процесс сквашивания. Затем проводят охлаждение в хладостатной камере и созревание кефира и сметаны, т.е. выдержка продукта при низкой положительной температуре. При резервуарном способе сквашивание, охлаждение и созревание проводят в крупных емкостях (двустенные резервуары), а затем готовый к реализации кефир разливают в бутылки или пакеты, а сметану помещают в крупную тару (бидоны, бочки).
Особенности изготовления творога состоят в том, что процесс сквашивания может протекать не только в результате жизнедеятельности микроорганизмов закваски, но и под действием внесенного в молоко сычужного фермента (порошка, получаемого из слизистой оболочки четвертого отделения желудка – сычуга молочных телят и ягнят). Кроме того, после сквашивания от сгустка отделяют сыворотку.
Качество кисломолочных продуктов зависит от состава и свойств сырья, вида и активности заквасок, технологических режимов. Так, при пониженном содержании в молоке витаминов, свободных аминокислот и микроэлементов, которые необходимы для размножения молочнокислых бактерий, медленно протекает процесс сквашивания молока. Весной в молоке недостает указанных элементов.
Вкус, запах и консистенция кисломолочных продуктов зависят от состава закваски. Тепловая обработка сырья, необходима для уничтожения посторонней микрофлоры и инактивации ферментов, оказывает влияние на плотность сгустка и интенсивность отделения сыворотки. При повышении температуры пастеризации молока увеличивается прочность сгустка и снижается интенсивность отделения сыворотки.
Гомогенизация молока и сливок (при выработке кефира, простокваши, сметаны) ускоряет образование сгустка, повышает вязкость и пластичность его, снижает выделение сыворотки. При производстве творога нецелесообразно гомогенизировать молока, так как сгусток получается дряблым, плохо выделяющим сыворотку.
Температурный
режим и продолжительность
Консистенция, вкус и запах продуктов формируется в период этого технологического процесса.
Для прекращения молочнокислого брожения кисломолочные продукты охлаждают и хранят при температуре не выше 8 °С.
После охлаждения кисломолочные напитки подвергают созреванию для развития дрожжей и ароматобразующих бактерий (выдерживают при температуре 14 – 16 °С в течение 6 –12 часов).
Созреванию подвергают и сметану. При этом окончательно формируются структура и консистенция продукта. Сметану охлаждают до температуры 1 – 6 °С и выдерживают. Охлаждение и созревание длится 6 –48 часов в зависимости от фасовки сметаны. В процессе созревания происходит кристаллизация и отвердевание молочного жира, что повышает прочность структуры и вязкость сметаны, а также поглощение влаги казеином и сывороточными белками, что также способствует улучшению консистенции продукта.
Молоко следует хранить в чистых и вентилируемых помещениях без доступа света. Пастеризованное коровье молоко следует хранить при температуре от 0 до 8 °С не более 36 часов с момента окончания технологического процесса, стерилизованное молоко при температуре от 0 до 10 °С – 6 месяцев, в упаковке тетра-брик-асептик – 4 месяца.
Молоко должно быть разлито в чистые целые бутылки, фляги без следов ржавления, герметичные пакеты. Алюминиевые колпачки на стеклянных бутылках должны быть плотно обжаты и не прокручиваться на горлышке бутылки. Фляги должны быть опломбированы.
Хранят сухие молочные продукты при температуре от 1 до 10 °С. Относительная влажность воздуха при хранении молока в негерметичной упаковке не должна превышать 75 %, а в герметичной – 85 %. В этих условиях сухое молоко в герметичной таре можно хранить 8 месяцев, в негерметичной – 3 месяца. Увлажнение сухих молочных продуктов и хранение при повышенной температуре вызывают снижение растворимости, появление затхлых запаха и привкуса, привкусов прогоркания и осаливания, изменение цвета.[2]
Упаковка играет решающую роль в сохранении качества молочной продукции в процессе транспортировки и реализации. К ней предъявляются многочисленные требования: соответствие санитарным и гигиеническим нормам, технологичность в изготовлении и использовании, экономичность, надежность, прочность, привлекательность и удобство для потребителя. Важным условием является также то, что упаковка не должна выделять вредных для жизни и здоровья людей веществ, негативно влиять на состояние окружающей среды.
В последние годы стали актуальными вопросы утилизации использованной упаковки и переработки производственных отходов. По данным статистики, в городском мусоре доля использованной упаковки составляет до 70 %.
Основные виды упаковок, используемые производителями в настоящее время:
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. [5]
Рассмотрим виды товарной информации на примере кисломолочного коктейля «Биофилин».
Основополагающая товарная информация:
«Биофилин» – коктейль кисломолочный с сахаром маложирный.
Масса нетто – 500 грамм.
Предприятие-изготовитель – ОАО «Савушкин продукт».
Изготовлен – час, день, месяц.
Годен до – час, день, месяц.
Коммерческая товарная информация:
Нормативные документы о качестве товара – ТУ РБ 200030514.036 – 2003.
Штрих-код.
Потребительская товарная информация:
Состав: изготовлен из молока коровьего нормализованного, сахара, с использованием закваски обогащенной бифидобактериями.
Количество бифидобактерий в 1 грамме продукта, КОЕ, не менее 1х106.
100 грамм продукта содержит:
белка, не менее – 2,6 г;
жира, не менее – 2,5 г;
углеводов, не менее – 8,0 г.
Энергетическая ценность, не менее – 64,9 ккал.
Хранить при температуре (4±2) °С. Использовать в течение 24 часов после вскрытия упаковки.
Перед употреблением взбалтывать.
«Биофилин» изготовлен из натурального молока с использованием закваски, состоящей из четырех типов полезных микроорганизмов, в том числе ацидо- и бифидокультур. Имеет мягкий, нежный вкус.
Также применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую.
Словесная
и цифровая информация аналогична приведенной
выше. Изобразительная представлена
на рисунках 1 – 5.
Рисунок
1 – Знаки соответствия национальным стандартам
Республики Беларусь
и Российской Федерации
Рисунок
2 – Знаки качества
Рисунок
3 – Манипуляционный
знак
Рисунок
4 – Штрих-код
Рисунок
5 – Фирменный товарный
знак
Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.
На бумажном пакете, полиэтиленовом мешке и другой потребительской таре должны быть нанесены тиснением или несмывающейся краской следующие обозначения: