Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – школьное питание.
Цель курсовой работы определила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть особенности рационального питания для школьников;
- рассмотреть пищевую и биологическую ценность основных продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий школьного питания;
- рассмотреть особенности технологического процесса производства полуфабрикатов, кулинарных изделий и блюд;
Введение 4
1. Особенности рационального питания для школьников 6
2 Пищевая и биологическая ценность основных продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий школьного питания 9
3 Особенности технологического процесса производства полуфабрикатов, кулинарных изделий и блюд 19
4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов, их роль в формировании качества продукции 26
5 Разработка технологических нормативов (ТК, ТТК) на ассортимент продукции. Расчет пищевой и энергетической ценности 28
6 Контроль качества продукции 31
7 Составление рационов питания 35
Заключение 40
Список литературы 41
Сбалансированность углеводов в рациональном питании школьников должна быть следующей: крахмал – 75 %, легкоусвояемые углеводы – 20, пектиновые вещества – 3, клетчатка – 2% общего количества углеводов. На долю углеводов должно приходиться 55-60% суточной энергетической ценности рациона.
Клетчатка играет важную роль в стимулировании перистальтики кишечника, нормализации полезной кишечной микрофлоры. Пектиновые вещества подавляют размножение гнилостных бактерий в кишечнике, способствуют выведению токсических веществ из организма.
Таблица 5 - Содержание углеводов в некоторых продуктах, г на 100 г продукта
Продукт |
Углеводы |
Продукт |
Углеводы |
Сахар-песок |
99,8 |
Картофель |
20 |
Мед пчелиный |
75 |
Свекла |
10,8 |
Крупа манная |
73,3 |
Морковь |
7,0 |
Виноград |
17,5 | ||
Крупа рисовая |
77,3 |
Яблоки |
11,3 |
гречневая |
72,2 |
Слива |
9,9 |
Макаронные изделия |
75,2 |
Арбуз |
9,2 |
Молоко |
4-5 |
Дыня |
9,6 |
Хлеб ржаной |
44 |
Тыква |
6,5 |
Хлеб пшеничный |
52 |
У школьников в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой повышена потребность в витаминах. Недостаточное потребление их в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на общем физическом развитии, выносливости, успеваемости, препятствует формированию здорового жизненного статуса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению хронических заболеваний. Особенно велика опасность витаминного дефицита в школьном возрасте, так как в этот период происходят дальнейшая дифференциация центральной нервной системы, перестройка гормональных систем; продолжаются интенсивный рост и развитие детей. Недостаточность витаминов особенно сказывается в период напряженных учебных занятий и весенних экзаменов, снижая работоспособность, внимание, сосредоточенность и успеваемость учащихся.
Для обеспечения детского организма витаминами необходимо в рацион школьников включать самый широкий ассортимент продуктов. Так, источником витаминов С и Р являются фрукты, ягоды, овощи; витаминов группы В – зерновые, дрожжи, мясо, субпродукты, рыба, яйца, молоко; А – печень говяжья, свиная, трески, сливочное масло, куриные яйца и т.д.
Обследования, проведенные
в различных регионах, выявили
у большей части детей
Дополнительная витаминизация школьников устраняет имеющийся у большинства детей поливитаминный дефицит, особенно в осеннее-весенний период, нормализует и улучшает биохимические показатели, а также благотворно влияет на успеваемость учащихся, повышая их умственную работоспособность и снижая утомляемость. Потребность в витамине С должна удовлетворяться также путем дополнительной С-витаминизации пищи. Обязательной она является в лечебно-профилактических учреждениях, школах-интернатах, профессионально-технических училищах. Проводить ее рекомендуется в осенне-весенний период. Осуществляют ее только по специальному предписанию органов здравоохранения, согласованному с соответствующими ведомствами и за счет средств, выделяемых на медикаменты. Улучшение витаминной обеспеченности возможно также за счет более широкого введения в рацион школьного питания продуктов, обогащенных витаминами.
Питание школьников должно включать необходимый комплекс минеральных солей. Значение их в развитии и жизнедеятельности организма многообразно. Они являются обязательной составной частью крови, гормонов, ферментов, используются для построения костной, мышечной, нервной и прочих тканей, участвуют в процессах обмена веществ, поддержании необходимого осмотического давления в клетках и пр.
Важное значение для детей имеют кальций и фосфор – основные структурные компоненты скелета. Усвояемость организмом кальция зависит от источника поступления и соотношения его содержания с фосфором. Наиболее благоприятные соотношения кальция и фосфора для детей 6-летнего возраста – 1:1 или 1:1:1,2, для остальных групп школьников – 1:1,2 или 1:1,5. Оптимальная сбалансированность кальция и фосфора отмечается в молоке и молочных продуктах, хорошая – в плодах и овощах, но кальций содержится в этих продуктах в небольшом количестве, что уменьшает значение овощей как его источника. Неблагоприятное соотношение кальция, фосфора, магния в хлебе и мясе снижает его усвояемость. Источниками фосфора в питании школьников являются яйца, сыр, мясо, рыба, овсяная крупа, орехи, бобы и пр.
Для нормального развития растущего организма необходимо поступление достаточного количества магния. Он участвует в обмене веществ, оказывает влияние на сократительную функцию кишечника, желчеобразование. Потребность организма в магнии удовлетворяется главным образом за счет крупяных и мучных изделий.
Немаловажное значение имеет обеспечение рациона школьников минеральными веществами, принимающими участие в кроветворении (железо, медь, кобальт, марганец, кальций). Железо и медь содержатся в мясе и субпродуктах (особенно в печени, почках, яичном желтке). Железо в овощах и фруктах легко усваивается организмом, поэтому, несмотря на небольшое количество его в овощах и плодах, последние, являясь продуктами массового потребления, могут служить его источником. В зерновых продуктах 60% железа находится в неусвояемой форме. При правильном смешанном рациональном питании обеспечивается потребность организма в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах.
Важный фактор в организации рационального питания учащихся – это правильный режим, который включает кратность и время приема пищи в течение суток, распределение суточного рациона по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) Несоблюдение режима питания – одна из причин возникновения ряда заболеваний пищеварительной системы (гастриты, язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки). Беспорядочное питание неблагоприятно сказывается на других системах и общем состоянии организма. Так, выявлена связь нарушений режима питания с развитием избыточной массы и ожирения.
Основой рационального питания школьников является регулярность приема пищи. При этом вырабатывается рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока, богатого ферментами, что создает наилучшие условия для переваривания пищи. Для детей школьного возраста наиболее рационально 4-разовое питание с промежутками в 3,5-4 ч. Режим питания строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время каждого приема ее, но и энергетический объем. Домашнее питание должно дополнять школьное и, таким образом, обеспечивать полноценность всего рациона.
При отсутствии каких-либо продуктов, предусмотренных суточным набором, их заменяют другими. Замена должна быть равноценной, в первую очередь, по белковому и жировому компонентам.
Таблица 6 - Физиологические нормы потребления микроэлементов для детей школьного возраста, мг/день
Возраст, лет |
Кальций |
Фосфор |
Магний |
Железо |
6 |
1200 |
1450 |
300 |
15 |
7-10 |
1100 |
1650 |
250 |
18 |
11-13 (мальчики) |
1200 |
1800 |
350 |
18 |
11-13 (девочки) |
1100 |
1650 |
300 |
18 |
14-17 (юноши) |
1200 |
1800 |
560 |
18 |
14-17 (девушки) |
1300 |
1650 |
300 |
18 |
В организации рационального
Правильная кулинарная обработка продуктов должна максимально сохранить их биологическую ценность, повысить усвояемость и придать пище приятные внешний вид, вкус и запах.
Кулинарную обработку пищевых продуктов проводят в два этапа — первичная, или холодная, обработка и вторичная, или тепловая (термическая). Несоблюдение санитарно-гигиенических требований при первичной обработке продуктов может привести к повышению их микробного обсеменения, которое не всегда ликвидируется при последующей термической обработке.
Тепловая обработка придает продуктам новые свойства: размягчает их, способствует улучшению вкуса и запаха. В то же время несоблюдение температурного режима приводит к разрушению ценных питательных веществ, ухудшению усвояемости продуктов, изменению их внешнего вида, цвета и консистенции.
При тепловой
обработке продуктов
При тепловой обработке легко разрушается витамин C, следовательно, для его сохранения овощи следует закладывать в кипящую жидкость, так как при этом разрушаются ферменты, ускоряющие окисление витамина C, варить овощи следует при закрытой крышке во избежание окисления их кислородом воздуха. Овощи нельзя подвергать тепловой обработке дольше установленных сроков. Овощные блюда готовят с учетом возможности их реализации в течение 30—60 мин, так как длительное хранение также способствует разрушению витамина С. Стабилизатором витамина C в супах и соусах является мучная пассировка.
Для достаточного обеспечения детей
витамином C в течение года в школах
рекомендуется проводить
При варке продуктов животного происхождения (мясо, рыба) белки соединительных волокон размягчаются. Белки мышечных волокон уже при 67—70°С уплотняются, теряя большое количество воды. При этом уменьшаются объем и масса мяса. Излишнее нагревание приводит не только к дополнительным потерям, но и к ухудшению органолептических свойств и усвояемости мяса.
Из детского питания исключают острые приправы и специи — горчицу, уксус, хрен и всевозможные виды перца. Вместо них применяют белые коренья (петрушку, сельдерей, пастернак), зелень петрушки, укропа, ванилин, лавровый лист; уксус заменяется лимонной кислотой.
Немаловажное значение в детском питании имеет оформление блюд и посуда, в которой подают пищу. Поэтому необходимо следить за правильностью нарезки продуктов, красивым сочетанием их по цвету, расположением их на тарелке. Элементы оформления блюда должны быть только съедобными и, как правило, из продуктов, предусмотренных рецептурой. Для нарезки продуктов рекомендуется максимально использовать различные инструменты, выемки, формочки, облегчающие труд поваров.
Особые требования предъявляют
к приготовлению холодных блюд и
закусок, так как их не подвергают
окончательной тепловой обработке.
При приготовлении и хранении
таких блюд необходимо строго соблюдать
санитарно-гигиенические
При подборе холодных блюд и закусок, прежде всего, уделяют внимание ассортименту блюд из сырых овощей и фруктов с целью максимального обеспечения детского организма витаминами, макро- и микроэлементами, органическими кислотами, эфирными маслами и другими биологически ценными веществами.
Имеет значение и качество нарезки овощей. Овощи, нарезанные соломкой, ломтиками, кубиками или кружочками, должны быть недеформированы, одинаковых размеров, с четкими ровными краями. Дети с удовольствием едят блюда, украшенные овощами в виде колокольчиков, звездочек, гребешков и различных фигурок.
Высокой биологической ценностью отличаются винегреты, которые можно дополнять сельдью, нерыбными продуктами моря и мясом. Картофельные салаты в зависимости от входящих в них компонентов можно готовить с солеными огурцами или квашеной капустой, а также с сельдью, пастой Океан или яблоками. Для вкуса в салаты можно добавить сахар, лимонную кислоту, а в качестве заправки используют растительное масло или сметану.
Одним из основных условий качества холодных блюд и закусок является их свежесть, поэтому салаты готовят не впрок, а непосредственно перед их использованием. Обработанные овощи и зелень, предназначенные для салатов, хранят при температуре от 0 до 6 °С в течение часа, вареные овощи — не более 8—12 ч, салаты из сырых овощей — 15 мин, из вареных — не более 20— 30 мин.
В ассортимент супов для детского
питания можно включать все супы,
за исключением очень острых: солянок,
харчо, борща флотского. Летом детям
можно рекомендовать
Все супы, за исключением тех, в рецептуру которых входит мясо (например, суп с фрикадельками), готовят на воде или овощном отваре. Так как многие дети не любят в супах лук и морковь, их следует мелко нарезать, часть моркови для картофельных супов натереть на терке и затем пассеровать вместе с луком. При этом не только улучшается внешний вид блюда, так как происходит более полная экстракция красящих веществ в жир, но и создаются более благоприятные условия для образования витамина А.