Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – школьное питание.
Цель курсовой работы определила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть особенности рационального питания для школьников;
- рассмотреть пищевую и биологическую ценность основных продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий школьного питания;
- рассмотреть особенности технологического процесса производства полуфабрикатов, кулинарных изделий и блюд;
Введение 4
1. Особенности рационального питания для школьников 6
2 Пищевая и биологическая ценность основных продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий школьного питания 9
3 Особенности технологического процесса производства полуфабрикатов, кулинарных изделий и блюд 19
4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов, их роль в формировании качества продукции 26
5 Разработка технологических нормативов (ТК, ТТК) на ассортимент продукции. Расчет пищевой и энергетической ценности 28
6 Контроль качества продукции 31
7 Составление рационов питания 35
Заключение 40
Список литературы 41
Супы заправочные (борщи, щи, рассольники) необходимо чередовать с супами картофельными, овощными, крупяными, молочными. Ассортимент супов можно расширить с учетом особенностей национальных кухонь.
Вторые блюда для детей
Из натуральных блюд можно рекомендовать мясо и куры отварные, мясо, шпигованное овощами, жаркое по-домашнему, плов, гуляш, а из субпродуктов — язык отварной, печень, тушенная в сметане.
Разнообразить блюда можно, комбинируя мясо с овощами, крупами, а также приготовляя различные соусы. В детском питании можно использовать белые молочные, сметанные, томатные и сладкие соусы.
Особой любовью у детей
Рыбные блюда в школьных столовых готовят из нежирной малокостистой рыбы — трески, хека, щуки. Для варки и жарки разделывают рыбу с кожей без реберных костей. Большую часть блюд приготовляют из рыбной котлетной и кнельной массы. Рыбные котлеты, биточки, зразы, как и мясные, желательно для младших школьников готовить на пару.
Для улучшения вкуса отварной и припущенной рыбы порционные куски заливают горячей водой, добавляют лук, белые коренья, специи, соль и варят при слабом кипении. Рыба получится более нежного вкуса, если в отвар добавить немного огуречного рассола или раствора лимонной кислоты.
Для повышения усвояемости и улучшения вкуса мясных блюд лучше использовать сложные гарниры, состоящие из двух-трех видов овощей, например отварной картофель, тушеную капусту, припущенный зеленый горошек, морковное или свекольное пюре. К рыбе лучше подавать картофель отварной или в виде пюре, к блюдам из птицы — рис отварной. Крупяные гарниры необходимо сочетать со свежими или консервированными овощами.
В рацион детей необходимо включать большое количество блюд из разных овощей. К сожалению, ассортимент овощных блюд из-за их трудоемкости в школьных столовых беден и ограничивается чаще всего овощными гарнирами (картофельное пюре, капуста тушеная) и в лучшем случае такими блюдами, как рагу овощное, картофельные котлеты и голубцы овощные. К тому же дети часто отказываются от овощных блюд, так как с детства не приучены к ним.
Расширение ассортимента овощных блюд возможно в условиях индустриальной технологии производства овощных полуфабрикатов высокой степени готовности; это — запеканки капустные, морковные, овощные и картофельные, биточки капустные, морковные, свекольные и картофельные, голубцы, капуста тушеная.
Овощи подвергают различным видам тепловой обработки, разнообразя тем самым рацион.
Наиболее ценные вещества картофеля
и большинства корнеплодов
Для корнеплодов применяют и другой вид тепловой обработки. Очищенную морковь и свеклу нарезают ломтиками или кубиками. Затем к свекле для сохранения цвета добавляют раствор лимонной кислоты и припускают до размягчения. Морковь для лучшего сохранения каротина припускают с растительным маслом.
Незаслуженно забыты в детской кулинарии блюда из тыквы. По словам педиатров, тыква благодаря значительному содержанию Сахаров удовлетворяет потребность ребенка в сладком, не нарушая аппетита. К тому же она в любом виде хорошо усваивается организмом. Нежная, сочная, аппетитная мякоть тыквы может успешно использоваться в детском питании в вареном, тушеном и запеченном видах.
В питании детей широко применяют разнообразные по вкусу и технологии блюда из круп и макаронных изделий. Наиболее распространены различные каши, пудинги, запеканки, биточки. Для детей младшего школьного возраста желательно включать в рационы завтраков жидкие и вязкие каши из гречневой, овсяной, манной и рисовой крупы, а также из искусственных круп с повышенной биологической ценностью (Пионерская, Здоровье, Спортивная).
Вязкие каши можно готовить с морковью, тыквой, сливами. Хорошо разнообразят меню пудинги, запеканки, биточки из круп со сладкими соусами, вареньем, а также пловы с овощами и фруктами.
Незаменимы в детском питании молочные блюда. Молоко дается детям как самостоятельное блюдо и как добавка во многие блюда — каши, овощные пюре, соусы, супы, молочные кисели, кремы и т. д.
Большой удельный вес в рационах детей занимают блюда и изделия из творога. Творог натуральный с сахаром и сметаной, сырковая масса, сырники, вареники, запеканки, пудинги, блинчики, ватрушки с творогом — вот неполный перечень блюд, которые широко используют при составлении завтраков, обедов и ужинов для детей. Обязательным условием при переработке творога является его притирание. Блюда, приготовленные из протертого творога, более нежные, сочные. Для детей младшего школьного возраста пудинги и запеканки лучше готовить на пару — это повышает их вкусовые свойства, улучшает усвояемость.
Значительное место в детском питании отводится мучным кулинарным и кондитерским изделиям. Они отличаются большим разнообразием и высокой питательной ценностью. Широким спросом у детей пользуются блины, блинчики, пельмени, вареники, пирожки, расстегаи, пироги, слоеные языки и другие изделия.
Любой прием пищи должен завершаться сладким блюдом (компоты, желе, сладкие пудинги и др.) или напитком, свежими фруктами. В свежем виде можно использовать только созревшие, неповрежденные плоды и ягоды. Их перебирают, отрывают плодоножки (кроме вишен и черешен), промывают холодной проточной водой, а затем ополаскивают 2—3 раза холодной кипяченой водой.
Школьное питание может
Соблюдение требований гигиены
применительно к пищевым
Технологические схемы приготовления блюд в школьном питании.
Салат “Весна”
Суп-лапша домашняя.
Голубцы с мясом и рисом.
Кисель из плодов шиповника (витаминизированный)
При тепловой обработке
происходит размягчение овощей, изменение массы,
изменение цвета, пищевой ценности, изменение
активности ферментов.
При тепловой обработке в начальный период нагревания активизируются ферменты (до (40 – 50)0С) при этом происходит изменение основных пищевых веществ продуктов. При дальнейшем нагревании ферменты инактивируются (50-70)0С, цитоплазма и мембраны разрушаются, компоненты клеточного сока и других структурных элементов клетки смешиваются.
Размягчение овощей частично обусловлено деструкцией клеточных стенок, но при этом клеточные стенки сохраняют свою целостность, кроме того и при последующей механической обработке (протирании) не разрушаются. Это объясняется прочностью и эластичностью оболочек клеточных стенок. При протирании ткань разрушается по срединным пластинкам. Основным изменениям подвергаются пектиновые вещества и гемицеллюлозы, а также структурный белок экстенсин, целлюлоза в процессе тепловой обработки лишь набухает. Изменение механической прочности овощей при тепловой обработке зависит от степени деструкции полисахаридов клеточных стенок и растворимости продуктов деструкции.
Деструкция протопектина
и гемицеллюлоз. При тепловой обработке происходит расщепление
протопектина и гемицеллюлоз, образование
веществ с меньшей молекулярной массой,
растворимых в воде. Процесс расщепления
протопектина и гемицеллюлозы зависит
от строения пектиновых веществ и гемицеллюлозы,
от рН среды, от воздействия фермента пектинметилэстеразы.
Механизм деструкции клеточных стенок
различных овощей и плодов определяется
прежде всего степенью этерификации полигалактуроновой
кислоты в протопектине.
Высокометоксилированные пектиновые вещества, содержащие незначительное количество свободных остатков галактуроновой кислоты подвергаются гидролизу легче, чем низкометаксилированные. В процессе деструкции высокоэтерифицированных продуктов обязательно присутствие воды, поэтому овощи имеющие степень этерификации выше 60% жарить не рекомендуется, так как при жарке влага испаряется. Деструкция гемицеллюлозы происходит при температуре (70 – 90) 0 С и выше с образованием растворимых продуктов.
Деструкция структурного белка клеточных стенок экстенсина начинается при температуре 500С происходит с высвобождением оксипролина, при этом уменьшается механическая прочность растительной ткани.
Деструкция протопектина идет тремя путями: разрушение солевых мостиков у низкоэтерифицированного пектина; распад водородных связей между этерифицированными остатками галактуроновой кислоты; гидролиз гликозидных связей в цепи протопектина.
Распад водородных связей
между этерифицированными остатками
галактуроновой
кислоты возможен при наличии определенного
количества влаги.
Солевые мостики разрушаются
в результате ионообменной реакции.
Для прохождения этой реакции
необходимы ионы одновалентных металлов
и осадители кальция и магния
(щавелевая кислота, фитиновая, лимонная,
растворимый пектин), которые содержатся
в клеточном соке и после т.о. могут участвовать
в этих реакциях после разрушения мембран
растительных клеток.
Гидролиз гликозидных связей происходит при наличии воды, с повышением температуры, легче подвергается гидролизу высокометоксилированный пектин. Интенсивность гидролитического расщепления зависит от рН среды.
Продукты деструкции
пектиновых веществ имеют разную
способность к растворению: пектовая
кислота - нерастворима или слаборастворима,
пекти
новая кислота - растворима в воде, а метоксилированные
и ионизированные
остатки полигалактуроновой кислоты легко
растворимы в воде.
Продолжительность тепловой
обработки овощей и плодов зависит от свойств самого продукта,
способа тепловой обработки, степени измельчения
продукта, температурного режима обработки,
рН среды, строения пектиновых веществ,
гемицеллюлозы, экстенсина, от наличия
в клеточном соке органических кислот
и их солей с катионами щелочных металлов,
которые участвуют в ионообменных реакциях
расщепления хелатных связей протопектина
(Са-осадительная способность сока, которая
определяется содержанием органических
кислот и
их солей).
Технологическая карта № 19
Салат «Летний»
Наименование продуктов |
Норма расхода продуктов на порцию массой нетто 100 г | |
вес брутто, г |
вес нетто, г | |
Картофель молодой |
23,9 |
20/18,7 |
Огурцы свежие неочищенные |
21 |
20 |
Помидоры свежие |
18,8 |
16 |
Лук зеленый |
15 |
12 |
Фасоль стручковая |
13,3 |
8 |
Яйца вареные |
3/10шт. |
12 |
Соус салатный для школьного питания |
14 |
14 |
Соль поваренная |
0,25 |
0,25 |
Выход порции, г |
100 |
Наименование салата |
Пищевая ценность порции массой нетто 100 г |
Калорийность, ккал | ||
белки, г |
жиры, г |
углеводы, г | ||
Салат «Летний» |
6,6 |
5,7 |
7,0 |
106 |
Технология приготовления: картофель молодой очищают, отваривают в воде в течение от 30 до 40 мин, воду сливают, картофель охлаждают до температуры от 8 до 100С. Горошек зеленый консервированный или фасоль стручковую консервированную проваривают в собственном отваре в течение 5 мин после закипания, после чего отвар сливают, горошек или фасоль охлаждают до температуры 8-100С. Подготовленные овощи нарезают: картофель и огурцы – ломтиками, помидоры – тонкими дольками, фасоль стручковую – ромбиками. Лук зеленый шинкуют. Картофель, овощи и фасоль или горошек зеленый консервированные перемешивают с добавлением соли поваренной йодированной. При отпуске салат заправляют соусом салатным, оформляют дольками яиц и посыпают луком зеленым.