Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:19, шпаргалка
Цель, предмет и задачи товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинается с осн. Понятий, применяемых в ней.В товароведении такими понятиями явл продукция, товар и товароведение.Продукция-это мат или нематериальн продукт деят-ти, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителей.Прод-ции присущи 2 особенности:1)она д.б произведена 2)она д.б. кому-то нужна.Продукция становится товаром, когда она явл-ся объектом купли-продажи.Выращенные или добытые охотой животные – это продукция, но не товар.
6. Анализ и
оценка полученных данных для
составления заключений и
51. Классификация товарной экспертизы
-В зависимости от номенклатуры исследуемых товаров существуют следующие виды экспертиз товара: товароведная, экологическая, санитарно-гигиеническая и ветеринарная.
Товароведная экспертиза — изучает потребительские свойства товаров, используя органолёптические, физико-химическием, микробиологические исследования. Данная экспертиза дает также оценку количественным характеристикам товара. Осуществляется подобная экспертиза через испытания, измерение и опроса на основании сопроводительных документов и маркировки.
Санитарно-гигиеническая экспертиза оценивает свойства товаров исходя из их санитарно-гигиенической безопасности.
Ветеринарная экспертиза оценивает ветеринарную безопасность и соответствия товаров установленным требованиям.
Экологическая экспертиза оценивает экологические свойства товаров и степень их влияния на окружающую среду
-В зависимости от характера и основания проведения существуют следующие виды экспертизы товаров: первичные и повторные (назначаются в случае недостаточного качества и всесторонности исследований или выводов экспертизы, поручается другой экспертной организации), дополнительная (в случае изменения условий экспертизы и появления необходимости в дополнительном исследовании), контрольная, комплексная.
-Виды экспертиз
товаров зависят и от размеров
исследуемых объектов и
По количеству принявших участие экспертов существуют виды экспертизы товаров коллективные и единоличные.
В зависимости от цели экспертизы она может подразделяться на контрактную, потребительскую, страховую, таможенную, банковскую, консультационную.
Практически все приведенные виды экспертизы товаров в свою очередь делятся на подвиды. Например, товароведная экспертиза делится на количественную, качественную, ассортиментную, документальную, комплексную.
Санитарно-гигиеническая экспертиза на гигиеническую, фитосанитарную, технологическую, медицинскую.
Независимая товарная экспертиза по материальным свойствам товара делится на экспертизу непродовольственных и продовольственных товаров.
51. Классификация товарной экспертизы.
1)По видам
(проводиться с учетом номенкла
- товароведная
Проводиться по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям, показателям их колличественных характеристик, осуществляется экспертами путем проведения испытаний(измерений) и опросов, или на основании информации, указанной в маркировке или товарно-сопроводительных документах.
- санитарно-гигиеническая
Оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.
- ветеринарная
Оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров, установленным требований.
- экологическая
Оценка экологических свойств товаров, проведенная экспертами для установления их влияния на окружающую среду.
Выделяют также
технологическую и
2)В зависимости от характера и оснований для проведения
экспертизы:
- первичная
Основная экспертиза, проводимая по заявке заинтересованной организацией-заказчиком. Особенность: при ее проведении эксперты впервые знакомятся с объектом экспертизы.
- дополнительная
Проводиться для выявления недостающей информации с целью принятия окончательных решений.Основанием для проведения может быть решение группы или отдельного эксперта вышестоящего руководства в связи с исполн-ой информацией.
- повторная
проводиться в случае одной из незаинтересованных сторонс результатами первичной экспертизы.
- контрольная
проводиться с целью проверки достоверности и обоснованности результатов др. экспертиз. Может быть плановой и внеплановой. Основание проведения служит выявление сомнительности результатов ранее проведенных экспертиз.
-комплексная
Направлена на
достижение комплексной экспертной
оценки, которая охватывает все или
большинство характеристик
3) В зависимости от цели осуществления:
- контрактная
Оценка экспертами выполнение условий контракта или договора
- таможенная
Оценка экспертами товаров для таможенных целей. Проводиться для ассортиментной идентификации товара.
- страховая
Оценка экспертами причиненного страхователю ущерба с учетом качественных и количественных потерь при наступлении страхового случая.
- банковская
Оценка эксп-ами количества, качества и ориентировочной стоимости имущества.
- консультационная
Оценка экспертами товаров для выявления причин возникновения диф-ов при транспортировке, хранении.
- потребительская
Оц. эксп-ами характеристик товара потребителем.
52. Объекты и субъекты товарной экспертизы
В качестве субъектов товарной экспертизы могут выступать физические и юридические лица. Их классифицируют по юридическому статусу, а также по специализации.
Физический лица как субъекты экспертизы делятся на 3 категории:
- кандидаты в эксперты
- эксперты
- главные эксперты
Физические лица, прежде чем стать экспертами, должны пройти статус кандидата в эксперты. Юридический статус эксперта приобретают кандидаты, отвечающие определенным требованиям, прошедшие аттестацию (сертификацию) в соответствующей системе или экспертных организациях. После аттестации (сертификации) эксперты получают документ (аттестат или сертификат), подтверждающий их компетентность.
В отдельных случаях эксперты подбираются из числа высококвалифицированных специалистов в определенной области науки, техники, технологии, торговли или общественного питания, назначаются приказом по организации и включаются при необходимости в состав постоянных или временных экспертных групп или дегустационных советов (комиссий). Они составляют категорию независимых экспертов, основное место работы которых находится вне экспертных организаций (например, учебные заведения, научно-исследовательские институты и др.). Независимые эксперты зачастую не проходят статуса кандидата в эксперты.
Эксперты могут входить в состав персонала соответствующих экспертных организаций или органов (центров) по сертификации, сертификационных испытательных лабораторий.
Требования к экспертам. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость; компетентность; опыт работы; личные качества.
Объект - это потребительский свойства товаров, проявляющиеся в процессе эксплуатации. В зависимости от вида товара, целей и глубины исследования некоторые свойства могут быть выделены в самостоятельные группы. (например, безопасность, безвредность).
55. Фальсификация товаров
фальсификация товаров - применительно к потребителю - это предоставление ему недостоверной, заведомо ложной, искаженной информации о товаре, в результате чего он не в состоянии правильно сделать выбор того или иного товара. Фальсификация обычно подразумевает подделку одной или несколько характеристик товара.
подделка, фальсификация товаров. Существует несколько видов фальсификации: ассортиментная или видовая, стоимостная, качественная, количественная и информационная. Каждый вид фальсификации товаров имеет свои способы подделки.
Ассортиментная фальсификация товаров - полная или частичная замена товара его заменителем другим наименования или вида, сохраняя сходство одного или нескольких признаков. Фальсификаторы-заменители обычно значительно дешевле натурального продукта, идентичны по характерным признакам, но с пониженными потребительскими свойствами.
Качественная фальсификация – замена товара высшего качества товаром низшего качества, или подделка товара при помощи пищевых и непищевых добавок с утратой его потребительских свойств.
Количественная фальсификация является обманом потребителей за счет серьезных отклонений массы или объема товаров, превышающих предельные нормы отклонений.
Стоимостная фальсификация –реализация низкокачественного товара по цене высококачественного или товара с меньшими размерными характеристиками по цене товаров с большими размерами.
Информационная фальсификация – подача потребителю неточной информации о товаре. Неверно могут быть указаны наименование продукта, страна производитель, фирма-изготовитель, срок хранения, количество, сроки годности, дата выработки и т.д.
56. Качественная и количественная товароведная экспертиза (кратко)
Количественная экспертиза — оценка количественных характеристик товара экспертами при невозможности применения измерительных методов и/или необходимости подтверждения достоверности результатов измерений независимой стороной.
Назначением количественной товароведной экспертизы является определение количества товара в товарной партии и/или количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц. Наиболее распространенная сфера применения количественной экспертизы — приемка товаров по количеству в случаях возникновения разногласий между поставщиком и получателем, при значительных расхождениях между количеством, указанным в ТСД, и количеством, установленным при измерении у получателя. Результаты количественной экспертизы могут быть обжалованы одной из заинтересованных сторон.
При количественной экспертизе импортных товаров эксперт должен обратить внимание на единицы измерения товара, так как поставщик-импортер может использовать национальные единицы измерений. В таких случаях необходимо сделать пересчет национальных единиц измерения на единицы измерения Международной системы (СИ). При количественной экспертизе таких товаров определяют массу: брутто, нетто и тары.
Для определения
различных показателей
Прямые методы измерений — методы непосредственной или сравнительной оценки количества товаров. К прямым методам относятся перевешивание, обмеривание по длине, объему, измерение плотности и других показателей, применяемых при приемке товаров по количеству.
Косвенные методы измерений — методы определения показателей количественной характеристики товаров опосредованно, в основном расчетным путем.
Правила проведения количественной экспертизы при приемке товаров:
1. Предварительное
ознакомление с товарно-
2. Измерение количественных показателей товара с помощью средств измерения или пересчета. Измерение может быть сплошным или выборочным. Сплошное измерение применяется для неупакованных товаров (например, зерно, овощи, поступившие насыпью), а также упакованных товаров с нефиксированными массой, объемом или длиной в каждой упаковке.
Выборочное измерение используют для упакованных товаров с одинаковой фиксированной массой упаковки.
На показатели количественной характеристики товара значительное влияние могут оказать условия и сроки транспортирования и/или хранения товаров.
Качественная экспертиза — оценка качественных характеристик товара экспертами для установления соответствия требованиям нормативных документов. Назначением этой экспертизы является определение качества товаров в товарной партии при сдаче-приемке или после длительного хранения или обнаружении скрытых технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявления претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется при оценке качества образцов новых товаров перед постановкой их на серийное производство.
В зависимости от назначения качественная экспертиза подразделяется на пять разновидностей: приемочная экспертиза но качеству, экспертиза по комплектности, экспертиза новых товаров, дегустация пищевых продуктов и экспертиза по договорам.