Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:31, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение товароведной характеристики и экспертизы качества мягких сычужных сыров.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
изучить литературные источники по данной теме и систематизировать знания;
изучить ассортимент мягких сычужных сыров;
провести экспертизу качества мягких сыров, реализуемых магазином «Горный» ИП Конюхов А.М.
Введение 4
1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Химический состав, пищевая ценность и классификация сыров 6
1.2. Общая характеристика и классификация мягких сыров 10
1.3. Сырье и технология производства 12
1.4. Маркировка и транспортировка 16
1.5. Требования к качеству сыров. Пороки сыров 17
1.6. Фальсификация 28
2. Объекты и методы исследования 30
2.1. Характеристика объектов исследования 30
2.2. Методы исследования качества 31
2.2.1. Порядок анализа маркировки и состояния упаковки 31
2.2.2. Органолептические и физико-химические методы исследования 35
2.2.3. Органолептические и физико-химические методы исследования 36
2.3.2. Определение органолептических показателей 36
2.3.3. Определение физико-химических показателей 37
3. Собственные исследования и их обсуждение 40
3.1. Результаты анализа состояния упаковки и маркировки исследуемых образцов 40
3.2. Органолептические показатели качества 47
4. Маркетинговые аспекты оценки конкурентоспособности мягких сычужных сыров 50
4.1 Понятие конкурентоспособности товара и факторы ее определяющие 51
4.2 Методы оценки конкурентоспособности товара 58
4.3 Оценка конкурентоспособности мягких сычужных сыров 64
Выводы 79
Библиографический список
Таблица 15 - Общая оценка параметров исследуемых образцов мягких сычужных сыров
Показатели | Образец № 1 | Образец № 2 | Образец № 3 | Образец № 4 | Образец № 5 | Образец № 6 | Образец № 7 | Образец № 8 | Образец № 9 | Образец № 10 | Образец № 11 |
Вкус
и
запах |
4,8 | 4,8 | 3,8 | 4,7 | 4,1 | 4,7 | 4,7 | 4,4 | 4,5 | 4,5 | 5,0 |
Консистенция и внешний вид | 5,0 | 4,7 | 4,0 | 4,4 | 4,4 | 4,7 | 4,1 | 3,8 | 4,5 | 4,2 | 5,0 |
Цвет теста | 5,0 | 4,8 | 4,0 | 4,7 | 4,5 | 5,0 | 4,0 | 4,4 | 4,7 | 4,8 | 5,0 |
Упаковка
и маркировка |
4,8 | 5,0 | 3,8 | 4,2 | 4,2 | 4,8 | 5,0 | 4,8 | 4,7 | 5,0 | 5,0 |
Цена реализации | 4,7 | 4,0 | 4,8 | 4,7 | 3,5 | 4,4 | 3,8 | 4,1 | 4,2 | 3,8 | 5,0 |
Масса | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 4,2 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
Итого | 29,3 | 28,3 | 25,4 | 26,9 | 25,7 | 28,6 | 26,6 | 26,5 | 18,4 | 27,3 | 5,0 |
Самые высокие оценки по всем показателям получил сыр Дорогобужский, оценки образцов Моцарелла Каземастр и Нарочь немного уступают по показателю «Консистенция и внешний вид». Камамбер, Адыгейский, Любительский получили оценку несколько ниже, так как их цена, по мнению экспертов была неоправданно завышенной, а головка сыра Fatty имела некоторое отклонение по массе. Рокфор и Кастелло Бри по результатам экспертной оценки получили самую низкую оценку среди испытуемых образцов, так как первый, возможно, обладал слишком резким аммиачным запахом, пока непривычным для российского потребителя.нсистенцию, а второй – имел желтоватые пятна на поверхности.
Полученные результаты позволили рассчитать единичные показатели конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам исследуемой продукции. Из потребительских параметров были взяты: вкус и запах, консистенция и внешний вид, цвет, упаковка и маркировка, масса. Экономический показатель представляет показатель цены или стоимости товара для потребителя. За базу принят эталон, некий «идеальный» образец (№11), который по всем показателям качества имеет максимальные оценки.
Отношение величины параметра оцениваемого образца и величины соответствующего параметра эталонной модели, позволяющее рассчитать единичные параметрические индексы для оцениваемых образцов, показано в таблице 16 - Единичные показатели конкурентоспособности по параметрам качества мягких сычужных сыров различных марок
Таблица 16 - Единичные показатели конкурентоспособности по параметрам качества мягких сычужных сыров различных марок
Наименование параметров | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | |||
Технические параметры | |||||||||||||
1. Вкус и запах | 0,96 | 0,96 | 0,76 | 0,94 | 0,82 | 0,94 | 0,94 | 0,88 | 0,9 | 0,9 | |||
2.Консистенция и внешний вид | 1,0 | 0,94 | 0,8 | 0,88 | 0,88 | 0,94 | 0,82 | 0,76 | 0,9 | 0,84 | |||
3. Масса | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,84 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||
4. Цвет | 0,1 | 0,96 | 0,8 | 0,94 | 0,9 | 1,0 | 0,8 | 0,88 | 0,94 | 0,96 | |||
5.
Упаковка
и маркировка |
0,96 | 1,0 | 0,76 | 0,84 | 0,84 | 0,96 | 1,0 | 0,96 | 0,94 | 1,0 | |||
Экономические параметры | |||||||||||||
1.Цена реализации | 0,94 | 0,8 | 0,96 | 0,94 | 0,7 | 0,88 | 0,76 | 0,82 | 0,84 | 0,76 |
На
базе единичных показателей
Тогда групповые показатели по техническим ( ) параметрам составят:
= (0,96*0,3+1,0*0,15+1,0*0,2+0,
=0,28+0,15+0,2+0,23+0,096=0,95
= (0,96*0,3+0,94*0,15+1,0*0,2+0,
=0,28+0,14+0,2+0,01+0,1=0,73
=(0,76*0,3+0,8*0,15+1,0*0,2+0,
=0,22+0,12+0,2+0,1+0,076=0,71
= (0,94*0,3+0,88*0,15+0,84*0,2+
=0,28+0,13+0,16+0,12+0,08=0,77
=(0,82*0,3+0,88*0,15+1,0*0,2+
=0,24+0,13+0,2+0,11+0,08=0,76
= (0,94*0,3+0,94*0,15+1,0*0,2+1,
=0,28+0,14+0,2+0,13+0,096=0,84
= (0,94*0,3+0,82*0,15+1,0*0,2+0,
=0,26+0,002+0,2+0,11+0,096=0,8
=(0,88*0,3+0,16*0,15+1,0*0,2+
=0,26+0,02+0,2+0,11+0,096=0,69
=(0,9*0,3+0,9*0,15+1,0*0,2+0,
=0,27+0,13+0,2+0,12+0,094=0,81
=(0,9*0,3+0,84*0,15+1,0*0,2+0,
=0,27+0,12+0,2+0,12+0,1=0,81
Таким образом, наивысшая величина группового показателя по потребительским параметрам у образца сыра «Дорогобужский».
Следующий этап - расчёт группового показателя по экономическим параметрам - Iэп (цена товара), принято значение коэффициента 0,12.
= 0,94*0,12=0,112
= 0,8*0,12=0,096
= 0,96*0,12=0,115
= 0,94*0,12=0,112
= 0,7*0,12=0,084
= 0,88*0,12=0,105
= 0,76*0,12=0,091
= 0,82*0,12=0,098
= 0,84*0,12=0,108
= 0,76*0,12=0,91
По экономическим параметрам лидирует мягкий сычужный сыр Рокфор.
На
базе групповых показателей
1 Сыр «Дорогобужский»:
К=0,95/0,112=8,48
2 Сыр «Моцарелла» Каземастр:
К=0,73/0,196=3,72
3 Сыр «Рокфор» Гурмет:
К=0,71/0,115=6,17
4 Сыр «Fatty»:
К=0,77/0,112=6,88
5 Сыр «Кастелло Бри»:
К=0,76/0,84=9,05
6 Сыр «Нарочь»:
К=0,84/0,105=8,00
7 Сыр «Камамбер»:
К=0,80/0,91=8,79
8 Сыр «Любительский»:
К=0,96/0,98=9,8
9 Сыр «Моале»:
= 0,81/0,108=7,5
10 Сыр «Адыгейский»:
К=0,81/0,091=8,9
Таким
образом по соотношению цена-качество
наиболее привлекательным для
Полученные единичные и групповые показатели, отражая степень удовлетворения потребности, еще не дают возможности оценивать конкурентоспособность товара. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемого товара по отношению к аналогичному товару конкурентов и выяснить, какой из них в большей степени соответствует потребности клиентов. В данном случае сопоставление производится по отношению к сыру «Дорогобужский», обладающий наивысшей величиной группового показателя по потребительским товарам. Такой анализ позволяет определить уровень конкурентоспособности исследуемого товара в сравнении с товаром конкурентов, как по техническим, так и по экономическим параметрам. Анализ параметров исследуемых образцов представлен в виде
Таблица 17 – Общая оценка конкурентоспособности мягких сычужных сыров по отношению к сыру «Дорогобужский»
Образцы сравнения | Конкурентоспособность по потребительским параметрам | Конкурентоспособность по экономическим параметрам |
«Моцарелла» Каземастр | 1,30 | 0,85 |
«Рокфор» Гурмет | 1,30 | 1,02 |
«Fatty» | 1,23 | 1,00 |
«Кастелло Бри» | 1,25 | 0,84 |
«Нарочь» | 1,13 | 0,93 |
«Камамбер» | 1,18 | 0,80 |
«Любительский» | 1,37 | 0,87 |
«Моале» | 1,17 | 0,89 |
«Адыгйский» | 1,17 | 0,80 |