Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:31, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение товароведной характеристики и экспертизы качества мягких сычужных сыров.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
изучить литературные источники по данной теме и систематизировать знания;
изучить ассортимент мягких сычужных сыров;
провести экспертизу качества мягких сыров, реализуемых магазином «Горный» ИП Конюхов А.М.
Введение 4
1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Химический состав, пищевая ценность и классификация сыров 6
1.2. Общая характеристика и классификация мягких сыров 10
1.3. Сырье и технология производства 12
1.4. Маркировка и транспортировка 16
1.5. Требования к качеству сыров. Пороки сыров 17
1.6. Фальсификация 28
2. Объекты и методы исследования 30
2.1. Характеристика объектов исследования 30
2.2. Методы исследования качества 31
2.2.1. Порядок анализа маркировки и состояния упаковки 31
2.2.2. Органолептические и физико-химические методы исследования 35
2.2.3. Органолептические и физико-химические методы исследования 36
2.3.2. Определение органолептических показателей 36
2.3.3. Определение физико-химических показателей 37
3. Собственные исследования и их обсуждение 40
3.1. Результаты анализа состояния упаковки и маркировки исследуемых образцов 40
3.2. Органолептические показатели качества 47
4. Маркетинговые аспекты оценки конкурентоспособности мягких сычужных сыров 50
4.1 Понятие конкурентоспособности товара и факторы ее определяющие 51
4.2 Методы оценки конкурентоспособности товара 58
4.3 Оценка конкурентоспособности мягких сычужных сыров 64
Выводы 79
Библиографический список
Графические методы:
Визуальный метод круговых диаграмм типа «Паук», «Радар» - рекомендуется использовать в практической деятельности для оперативного анализа конкурентоспособности и качества по нескольким критериям. Оценка конкурентоспособности проводиться путем сравнения площадей неправильных многоугольников, вершины которых соответствуют значениям показателей качества (критериев) для каждого варианта продукции.
Несмотря
на внешнюю привлекательность
Поэтому
целесообразно представить
Для адекватности оценки особое внимание необходимо уделить правильной градуировке шкал измерения критериев. Желательно, чтобы все шкалы разбивались на равное число интервалов и соответствовали, допустим, пяти значениям: очень низкое, низкое, среднее, высокое, очень высокое. Лучшие значения критериев располагаются дальше от оси.
Аналитико-
Данный метод позволяет разработать программу по совершенствованию оцениваемого товара.
Метод оценки уровня конкурентоспособности через относительную долю продаж анализируемого товара. Используя в практической деятельности для оперативного анализа и прогнозирования позиций товара на конкурентном рынке. Конкурентоспособность - это способность продукции занять и удержать позицию на рынке в рассматриваемый период времени при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения. В данном случае фактическим критерием конкурентоспособности является относительная доля продаж анализируемого товара по сравнению с товаром-конкурентом.
Данный метод позволяет определить ожидаемую величину продаж на основе статистических данных о долях продаж аналогичных товаров, а также прогнозируемое распределение спроса между всеми товарами-конкурентами при появлении на рынке анализируемого товара, разработать меры по повышению его конкурентоспособности. Полученный прогноз спроса на этот товар позволит далее оценить ожидаемую прибыль от реализации на рынке.
Метод оценки конкурентоспособности через коэффициент Буля. Позволяет измерить влияние на конкурентоспособность факторов, оказывающих воздействие на покупателя при выборе товара - реклама продукции, престиж фирмы, страны-изготовителя, обеспеченность сервисом, упаковка и т.д. с применением экспертных оценок.
В целом необходимо отметить, что аналитико-прогностические методы позволяют достаточно быстро выявить сильные и слабые стороны анализируемого товара, получить оценку эффективности маркетинговых мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности. А применение средств вычислительной техники помогает не только обработать полученные данные, но и построить аналитические и имитационные модели. Всё это делает использование аналитико-прогностических методов достаточно авторитетным и перспективным.
4.3 Оценка конкурентоспособности мягких сычужных сыров, реализуемых магазином «Горный» ИП Конюхов А.М.
Для
определения уровня конкурентоспособности
того или иного товара, необходимо
сравнить его с аналогом из его товарной
линии, в нашем случае это мягкие сычужные
сыры разных производителей. Для этого
составляется схема показателей конкурентоспособности
этого продукта, которая представлена
на рисунке 3.
Изучение
конкурентов изготовителей |
Выбор базы сравнения |
Формирование требований к сыру |
Определение перечня свойств, подлежащих оценке |
Оценка удовлетворенности уровня конкурентоспособности сыра |
нет |
Разработка
мер по повышению |
Поддержание параметров сыра на прежнем уровне |
Рисунок 3 - Схема определения показателя конкурентоспособности мягких сычужных сыров
Схема включает в себя следующие ступени оценки: изучение потребностей потенциальных покупателей (социологического опроса). В результате выявляется перечень показателей конкурентоспособности изучаемого товара и образец – некий гипотетический «этолон мягкого сычужного сыра для сравнения». С помощью экспериментального опроса проводится мониторинг значимости выбранных свойств. На основе изучения товарного предложения сливочного масла конкурентов-изготовителей выбирается база для сравнения. Затем на каждый оцениваемый продукт составляется опросный лист или анкета для эксперимента, определяется количественные характеристики и значимость каждого параметра конкурентоспособности. Для качественной оценки каждого показателя используется 5-балльная система оценки. Она позволит определить свойства товара по техническим и экономическим параметрам с последующим расчетом показателя конкурентоспособности.
Известны следующие типы баз для сравнения:
В качестве базы для сравнения взят гипотетический образец, имеющий по всем параметрам наивысший оценочный балл (все «5»).
Для определения перечня
Оценка свойств исследуемых товаров проводится нечетным количеством независимых экспертов (в данном случае - семь). В ходе оценки образцов были скрыты их наименования и присвоены порядковые номера:
Экспертные оценки исследуемых образцов мягких сычужных сыров представлены в виде таблиц 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
Таблица 5 - Экспертные оценки параметров Дорогобужского сыра (образец №1)
|
Таблица 6 - Экспертные оценки параметров сыра «Моцарелла» (образец №2)