Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:41, реферат
Целью данной работы является изучение такого понятия, как активность на занятиях физической культуры, в особенности у студентов первокурсников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;
рассмотреть физическую активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации;
проанализировать утомление при физической и умственной работе;
раскрыть средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность студентов.
Введение 4
1 Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека 4
2 Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации 5
3 Утомление при физической и умственной работе 6
4 ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ…………………10
5 Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность 11
заключение 12
список литературы 13
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ аЛТгтУ
ИМ. и.И. пОЛЗУНОВА
«ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
В ПЕРИОД НАПРЯЖЕННЫХ УМСТВЕННЫХ
НАГРУЗОК. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО
РЕЖИМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ».
Содержание:
стр.
Введение 4
1
Взаимосвязь физической
и умственной деятельности
человека 4
2 Физическая активность
в период напряженных
умственных нагрузок
и формы ее организации 5
3
Утомление при
физической и умственной
работе 6
4 ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ…………………10
5
Средства физической
культуры, обеспечивающие
умственную и физическую
работоспособность
11
заключение 12
список
литературы 13
Введение
Функциональная активность организма человека характеризуется различными двигательными процессами и способностью поддерживать высокий уровень психических функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) деятельности.
В
последние годы возросло внимание к
использованию средств
Учебный день студентов, в особенности первокурсников, насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма.
Установлено, что у студентов, которые систематически активно занимаются физическими упражнениями, существенно повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
Целью данной работы является изучение такого понятия, как активность на занятиях физической культуры, в особенности у студентов первокурсников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями, не говоря уже об учебно-тренировочных занятиях в спорте, оказывают существенное положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности студентов, в особенности первокурсников.
Результаты многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у не адаптированных к ним (нетренированных) убедительно показывают прямую зависимость всех названных параметров умственной работоспособности от уровня как общей, так и специальной физической подготовленности.
Способность к выполнению умственной деятельности в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т. п.).
Результаты
исследований показывают, что устойчивость
внимания, восприятия, памяти, способности
к устному счету различной сложности,
некоторых других сторон мышления может
оцениваться по уровню сохранения этих
параметров под влиянием различной степени
утомления. [1, с. 28-30]
2 Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации
Учебный
день студентов, в особенности первокурсников,
насыщен значительными
Для того чтобы этого избежать, один вид деятельности должен сменяться другим, или необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.
Последние годы возросло внимание к использованию средств физического воспитания для совершенствования учебного труда студентов, но многое еще остается нереализованным.
Проблемным
вопросом являются средства физической
культура (специфические и
В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма.
Однако сохранение активной деятельности головного мозга человека требует особых подходов, внимания, методов сочетания физических нагрузок и их целенаправленного воздействия на функцию центральной нервной системы.
Изменение умственной работоспособности и сенсомоторики студентов под влиянием занятий физкультурой зависит от времени их проведения в режиме учебного дня. Занятия с 8 до 10 и с 12 до 14 ч в большей степени способствуют повышению умственной работоспособности, быстроте сенсомоторных движений, а координация микродвижений при этом снижается.
Наибольшее повышение умственной работоспособности и быстроты движений отмечается в начале и в конце учебной недели. В эти дни также отмечено наименьшее снижение координации микродвижений.
Следовательно, в течение недели есть два периода наиболее эффективного влияния занятий по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов.
Занятия физической культурой оказывают разный эффект положительного воздействия на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов разных курсов и факультетов: больший на студентов I курса, меньший на студентов II и III курсов. Это говорит о том, что первокурсники больше подвержены утомлению в процессе учебных занятий в условиях адаптации к обучению.
Поэтому для них занятия по физическому воспитанию особенно важны. Утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе - все эти средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен организма.
Немаловажную
роль играет активный отдых в каникулярное
время: после отдыха в спортивно-оздоровительном
лагере учащиеся начинают учебный год
с более высокой
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительно сказывается на умственной и физической работоспособности человека.
Однако следует помнить, что при выполнении любого вида деятельности в зависимости от увеличения объема информации, интенсификации многих сторон жизни в условиях современного общества в организме может развиваться особое состояние, называемое утомлением.
Утомление – это вид функционального состояния организма человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности.
Состояние
утомления проявляется в
Развитие процесса утомления связано с ощущением усталости. В то же время утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.
Вместе с тем утомление, возникающее в процессе физического или умственного упражнения, является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма, его органы и системы, восстановительные процессы.
Таким образом, утомление может наступить как при физической, так и при умственной деятельности. Оно бывает острым и хроническим, т. е. может проявляться в короткий промежуток времени, носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим и локальным, т. е. характеризующим изменение функции организма в целом или какой-либо ограниченной группы мышц, органа, какого-либо анализатора и т. п.
Кроме того, различают две фазы развития утомления: компенсированную (без явно выраженного снижения работоспособности за счет подключения к напряженной деятельности резервных возможностей организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпываются и работоспособность явно снижается).
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению и, как следствие, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологическая основа всех этих явлений - нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения в ее корковых и подкорковых структурах, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.
Устранение и профилактика утомления при умственных и физических нагрузках возможны за счет повышения уровня общей и специальной тренированности организма, оптимизации его физической, умственной и эмоциональной активности.
Мобилизация других сторон психической активности и двигательной деятельности, не связанных с теми, которые привели к утомлению, способствует отдалению умственного утомления и даже его профилактике. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование арсенала средств восстановления.
Информация о работе Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок.