Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа

Описание

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Содержание

Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -

Работа состоит из  1 файл

Диплом 11 апреля.docx

— 451.61 Кб (Скачать документ)

Новый уровень  самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста в  самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

«Подростки (вместе с ранним юношеством) особая социально-психологическая и демографическая  группа, имеющая свои собственные  нормы, установки, специфические формы  поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство  принадлежности к подростковой общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для  развития личности подростка, влияя  на формирующиеся у него нормы  и ценности» [14, с.309].

Если  ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка  основная роль принадлежит устанавливающейся  системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений  с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка  состоит в том, что он включается в новую систему отношений  и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

 «Социальная  ситуация развития это ситуация  в семье, взаимоотношения со  взрослыми, ситуация в школе  и вне её» [1, с.108]. Взаимодействие  в этой ситуации названных  субъектов создает благоприятные  условия для нормального развития  подростков. Но они же и создают  определенную напряженность в  развитии, что обостряет процесс  взросления в этом возрасте. Напряженность  со взрослыми и в семье возникает  у подростков из - за того, что его требования забегают вперед по сравнению с его жизненным опытом, с его возможностями использовать предоставляемую ему самостоятельность. Подросток стремится строить свой образ жизни не только в соответствии с этими возможностями, но и на опережении их. Поэтому взрослым приходится, по сути, ограничивать самостоятельность подростка.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить  свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением  и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений  с товарищами, то тем самым создаются  благоприятные условия для психического развития.

Подросток включается в различные виды общественно- полезной деятельности, что расширяет  сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются  нравственные качества личности.

Хотя  учение и остаётся главным делом  подростка, но основные новообразования  в его психике связаны с  общественно- полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени  удовлетворяет доминирующие для  этого возраста потребность в  общении со сверстниками и потребность  в самоутверждении. Удовлетворяя эти  потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления  природы и общества, усваивает  социальные ценности, мораль, правила  поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы  воспитания подростка как гражданина.

На психическое  развитие подростка, его поведение  значительное влияние оказывает  общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках  он ориентируется, прежде всего, на это  мнение. Учитель для подростка  не является таким непререкаемым  авторитетом, как для младших  школьников. Подростки предъявляют  высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток  и строит своё отношение к учителям.

Происходит  изменение положения подростка  в семье: с ростом физических и  умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.

Трудности в работе с подростками обусловлены  психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной  неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в  организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой  возможностей, самоуверенностью и др.

Д.И. Фельдштейн установил, что процесс социального развития личности в подростковый период проходит через три пути (как и в другие периоды онтогенеза), «закономерно чередующиеся стадии.

-я стадия  характеризуется появлением новых  тенденций развития деятельности, когда ранее накопленные смысловые  нагрузки вычленяют новые возможности  функционирования ребёнка, создавая  соответствующее поле для его  развёрнутой деятельности.

-я стадия  отличается максимальной реализацией,  кумуляцией развития ведущего  типа деятельности.

-я стадия  насыщением ведущего типа деятельности  при невозможности дальнейшей  реализации его потенциалов, что  ведёт к актуализации другой  стороны деятельности» [49, с.5].

Социальное  развитие идёт от осознания подростком своих социальных возможностей, через  становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному  изменению социальной позиции в  результате собственной творческой деятельности.

По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности выделения  себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Подростком  решается не просто задача занятия  определённого места в обществе, но и проблема взаимоотношений, определения  себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования. Причём исследования Д.И. Фельдштейна показывают, что определённый уровень социальной зрелости опережает интеллектуальное развитие подростка.

Согласно  концепции А.В. Петровского «развитие  личности человека можно представить  как процесс вхождения в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека, его участие в деятельности и  общении различных групп, в которых  он осваивается и которые активно  осваивает, т.е. как процесс вхождения  в новую социальную среду и  интеграции в ней» [49,с.6].

Мера  стабильности этой среды различна, поэтому необходимо построить 2 модели развития личности. «1-я рассчитана на относительно стабильную социальную среду, 2-я на становление личности в изменяющейся среде» [49,с.6]. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. К первой фазе относится усвоение подростком действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Например, подросток, попавший в новую для него компанию ребят, первоначально стремится ничем не выделяться, усваивает принятые в ней нормы общения, лексики,  стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы адаптируется.

Вторую  фазу можно обозначить как индивидуализация. Справившись с трудностями адаптации, подросток начинает осознавать, что  он как личность утрачивает себя, т.к.  другие не могут в нём разглядеть индивидуальности. И  подросток ищет средства и  способы для обозначения  своей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении между полами, смелость и т.д.).

Третья  фаза – интеграция. Общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д.  Коллектив, присматриваясь к особенностям подростка, поддерживает лишь те, которые  способствуют успеху совместной деятельности. Происходит  интеграция личности в общении.

Развитие  личности подростка происходит в  изменяющихся условиях развития группы (учителя предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и  т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Неравномерно протекающий для мальчиков и  девочек темп развития создаёт внутри класса две половозрастные группы.

Многообразие  задач в различных видах деятельности ведёт к дифференциации школьников, образующих в одном случае «просоциальные группы (как результат работы в общественных организациях, турпоходах, спортивных секциях и т.д.), а в другом - асоциальные группы, тормозящие, а иногда и искажающие развитие личности.

 

1.2. Особенности межличностных отношений  подростков

 

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что  общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.

Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей давнюю, насчитывающую  более двадцати столетий истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном.

Зимняя И.А. считает, что  общение совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство  изучалось в рамках риторики, эвристики  и диалектики, то на современном  этапе проблема общения изучается  уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии.

Речевое общение широко исследуется  во всем мире. Созданы специальные  центры изучения общения (например, Центр  Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общения», его форм, механизмов. Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая  разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и д.р.

С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Утверждение единства общения  и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как  вид деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.).

Общение, во-первых - это особый тип деятельности (коммуникативная  деятельность), во-вторых, условие осуществления  любой деятельности, в третьих, результат  специальной задаваемой деятельности.

В качестве основного определения  используется следующее: общение это  взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями  и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.

Развитие взаимоотношений  выступает в качестве ведущей  деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в  младенчестве - это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает  отношения между людьми, в подростковом возрасте –дальнейшее освоение взаимоотношений  между людьми, но уже на более  высоком уровне по сравнению с  дошкольным периодом.

Следует отметить, что по вопросу определения конкретного  типа ведущей деятельности для подросткового  периода существуют две точки  зрения:

Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет  интимно-личностный характер, предметом  общения выступает другой человек  - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.

В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно  полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений  со сверстниками, со взрослыми и  развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу»

Все исследователи психологии подросткового возраста так или  иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет  для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций  подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и  вообще старших на ровесников, более  или менее равных по положению.

Мудрик А.В. отмечает, что  потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение  подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику  поведения подростков он объясняет  так:

Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический  вид механических отношений. Групповая  игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это специфический  вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку  чувство благополучия и устойчивости [32,с.112].

Отношения с товарищами находятся  в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона  его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

Информация о работе Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр