Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа

Описание

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Содержание

Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -

Работа состоит из  1 файл

Диплом 11 апреля.docx

— 451.61 Кб (Скачать документ)

 

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн  названа по именам двух ее авторов.

Тамара Дембо -  коллега  и сотрудница Курта  Левина (1902-1993).   Изучала:  проявления гнева в  социальных ситуациях;  проблемы реабилитации и ресоциализации  после потери конечностей;   проблемы церебрального паралича у детей.   Она создала и экспериментально исследовала теорию, согласно которой   возникновение реакции  гнева  в большей степени обусловлено  ситуацией, нежели зависит от особенностей  личности.

Эту методику  разрабатывала с целью изучения представлений о счастье.

Суссана Яковлевна Рубинштейн   создала модификацию  методики Дембо для изучения самооценки.  Если сравнить  ее модификацию с первоначальным вариантом – то мы имеем более расширенную  методику – и по количеству шкал (их стало 4 вместо одной - «здоровье», «ум», «характер»,  «счастье»), и  по  вариантам интерпретации.

П.В. Яньшин предложил добавить еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Модификация  Яншина, а также углубленная интерпретация  также представлены  на сайте.

А.М. Прихожан ее также модифицировала,  добавив еще три шкалы:  «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». А  вместо шкалы «счастье»  введена шкала  «уверенность в себе».  Таким образом,  необходимо четко представлять, что вы имеете в виду, когда говорите "методика Дембо-Рубинштейн"

Данный вариант - это модификация  Прихожан, содержащий  семь шкал.[Пр.№4]

Сама процедура  выполнение методики и  подсчет результатов является основой для дальнейшего собеседования с испытуемым. Более того, в процессе собеседования может быть выявлена необходимость  какой-нибудь еще шкалы.  Ее также можно включить в исследование.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании)  испытуемыми ряда личных качеств,  таких как здоровье, способности,  характер и т.  д.  Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки)  и уровень притязаний,  т.  е.  уровень развития этих же качеств,  который бы удовлетворял их.  Каждому испытуемому предлагается бланк методики,  содержащий инструкцию и задание.

Испытуемому выдается бланк,  на котором  изображено семь линий, высота каждой - 100  мм,  с указанием верхней,  нижней точек и середины шкалы.  При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой.

Методика может проводиться  как фронтально — с целой   группой, так и индивидуально. При  фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу.  Надо убедиться,  правильно  ли применяются предложенные значки,  ответить на вопросы.  После этого  испытуемый работает самостоятельно.  Время,  отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Методика Демо-Рубинштейна, модификация Прихожан. 

Обработка и интерпретация результатов.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» не учитывается). Длина каждой линии,  обозначающей шкалу, 100 мм, в соответствии с тем, на какой высоте испытуемый поставил отметку, его ответ получает количественную характеристику,  (например, 54 мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал необходимо определить: 

- уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

- высоту самооценки - от «0» до  знака «-»;

-  значение расхождения между  уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «---»; если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого  показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний,  он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Уровень самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя»  и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, 2 неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку  (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.  Эти испытуемые составляют  «группу риска»,  их,  как правило, мало.  За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и  «защитная», когда декларирование  (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

3.2. Описание  результатов исследования и их  интерпретация

 

Эксперимент по формированию межличностных отношений  средствами подвижных и спортивных игр у учащихся  нами проводился в школе №1 поселка Ферзиково, в  восьмом «Б» классе.

На начальном  этапе экспериментального исследования нами проводилось тестирование исходного  уровня коммуникативных и организаторских  склонностей учащихся и их уровень  самооценки общительности.

Для выявления  структуры межличностных отношений  в классе проводилось наблюдение и беседа с классным руководителем. Для выявления коммуникативных  и организаторских склонностей  лидеров была использована анкета Б.А. Федоришина (КОС).

Методика  изучения самооценки качеств личности школьников использовалась методика Т. Дембо - С. Рубинштейн. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для оценки такого качества как общительность).

Результаты  исходного уровня коммуникативных, организаторских способностей и  самооценка качеств личности школьников представлены в таблице.

Таблица №1

Исходный  уровень коммуникативных и организаторских  способностей и самооценка качеств  личности школьников на начальном этапе  экспериментального исследования.

Параметры

Среднее значение

Коммуникативные способности

3

Организаторские способности

2

Самооценка качеств личности

средняя


Как видно  из таблицы сформированность коммуникативных и организаторских способностей и самооценка качеств личности школьников на начальном этапе экспериментального исследования соответствует низкому уровню.

Экспериментальное исследование длилось два месяца. В течение этого времени учащиеся 8 «Б» класса на третьем уроке  физической культуры занимались по программе  подвижных и спортивны игр.

На завершающем  этапе экспериментального исследования мы вновь провели тестирование уровня сформированности коммуникативных и организаторских способностей и самооценку качеств личности школьников.

Результаты  уровня коммуникативных, организаторских  способностей и самооценка качеств  личности школьников на завершающем  этапе экспериментального исследования представлены в таблице.

Таблица №2

Уровень коммуникативных и организаторских  способностей и самооценка качеств  личности школьников на завершающем  этапе экспериментального исследования.

Параметры

Среднее значение

Коммуникативные способности

4

Организаторские способности

4

Самооценка качеств личности

высокая


 

Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что подвижные и спортивные игры являются средством развития коммуникативных и организаторских способностей у старших подростков и способствуют формированию межличностных отношений.

На уроках физической культуры педагог должен создавать атмосферу принятия подростка, эмоционально сопереживать ему, отражать его чувства и переживания, обеспечивать в процессе игровых занятий условиями, актуализирующих переживания подростком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

 

Заключение

 

Общение – это деятельность, в процессе которой происходит взаимодействие людей, развивается взаимопонимание  между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей. Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять. Пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Межличностные отношения представляют собой систему  «человек – человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования, в которой выделяются три основных контекста:

  • познавательные отношения – другой как предмет познания;
  • эмоциональные отношения – другой как предмет симпатии;
  • практические отношения – другой как предмет воздействия.

Это в  полной мере относится и к детям  разных возрастов.

Межличностные отношения детей на протяжении всего  периода их пребывания в школе  развиваются и совершенствуются.

Особенно  интенсивное развитие общение получает в подростковом возрасте. В это  время у ребят складываются две  разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение  подростка в орбиту уже не детских  интересов побуждает его к  инициативной перестройке взаимоотношений  с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с  ним как с маленьким. Подросток  требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его  обязанностям.

Однако, фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения  к своим обязанностям, а также  отсутствие у них способности  действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению  отношения подростка к взрослому.

Отношения со сверстниками обычно строятся как  равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Он начинает больше времени проводить со сверстниками, поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы и удовлетворения его актуальных интересов и потребностей.

Обособленные  группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим  правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность  открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - это делает атмосферу  в таких группах более привлекательной  для детей, чем сообщество взрослых людей.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения, которые  включают в себя уважение личного  достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Вместе с тем, подростки осуждают эгоистичность, жадность, нарушения слова, измену товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей.

Информация о работе Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр