Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа

Описание

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Содержание

Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -

Работа состоит из  1 файл

Диплом 11 апреля.docx

— 451.61 Кб (Скачать документ)

На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они  активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.

Однако различие между  полами в уровне общительности не столько количественные, сколько  качественные. Хотя возня и силовые  игры приносят мальчикам громадное  эмоциональное удовлетворение, в  них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и  собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие  индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным  и избирательным. Судя по данным психологических  исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом  с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них  сравнительно второстепенно.

С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.

Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.

Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых.

Чувство одиночества и  неприкаянности, связанное с возрастными  трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования  со сверстниками, в обществе которых  они находятся или надеются найти  то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и  признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее  его положение. Для некоторых  это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию  лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих  – непререкаемым авторитетом  в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом  поведения подростков, особенно младших  подростков.

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало  быть такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.

Интимно – личностное общение  –взаимодействие, основанное на личных симпатиях, – «я» и «ты». Содержанием  такого общения выступает соучастие  собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает  при условии общности ценностей  партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений  друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение  – взаимодействие, основанное на случайных  контактах – «я» и «они». Стихийно-групповой  характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к  появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость  и т.д.

Социально-ориентированное  общение –взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел –«я» и «общество». Социально-ориентированное  общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Исследования, проведённые  Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве [45,с.99].

Материалы проведённой опытно-экспериментальной  работы показывают, что общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую  форму при отсутствии развёрнутой  общественно-полезной деятельности. Невключённостъ подростков в систему общественно-полезных дел, как следствие этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения.

Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.

Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой из форм общения соответствует определённый круг общения.

Так, при интимно-личной форме  партнёрами по общению у подростков чаще всего выступают товарищи по классу –50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята –8,2%.

Взрослые, а также младшие  дети исключены в качестве партнёров  общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в  качестве субъектов общения.

При стихийно-групповой форме  общения иерархия предпочтения партнёров  общения иная. В ней ведущее  место занимают товарищи по двору (65,5%), более старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%). Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков данной группы [45,с.105].

Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения.

Для подростков, участвующих  в социально-ориентированной форме  общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.

Одна из главных особенностей подросткового возраста –смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений  с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных  ими правил и порядков. Причина  этого кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно, родители знают  о своем ребенке значительно  больше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, каким  он был несколько лет назад. Спешка неумение и нежелание выслушать  и понять то, что происходит в  сложном юношеском мире, постараться  взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в собственной  непогрешимости вот что в первую очередь создает психологический  барьер между растущими детьми. Еще  на один момент исследователи обращают внимание. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только негативные стороны: подросток  стал «непослушным», «скрытным» и совершенно не замечают позитивного нового. Одним  из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности  подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать их горе или радость. Взрослые, в лучшем случае, готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним на равных.

Таким образом, одна из главных  тенденций переходного возраста переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более  или менее равных по положению. Роль эмоциональной функции общения  проявляется в двух аспектах: в  приобретении опыта эмоциональных  отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.

Общение со сверстниками очень  важный специфический канал информации (позволяющий часть информации по вопросам пола подросток получать от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или предать ему нездоровый характер). Это специфический вид межличностных отношений [7,с.40].

Положение принципиального  равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует  этическому содержанию возникающего у  подростка чувства собственной  взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические  сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к  отношениям с взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений  со сверстниками вглубь. У подростка  формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем  взрослым. Общение с взрослыми  уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в  самовыявлении, раскрытии своих  переживаний выше интереса к чувствам и переживаниям другого.

 

ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов

2.1. Роль  физической культуры в формировании  межличностных отношений подростков

 

Уроки физической культуры в школе часто  воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде  отношению учителей-предметников к  урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто  пренебрегают ими. Да и родители, порой  не имея на то достаточно серьезных  оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. Однако настало время переосмыслить  роль этих уроков не только в физическом, но и умственном развитии учащихся.

Традиционно считается, что цель физического  воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо  с педагогической и медицинской  точек зрения. Ни в коей мере не отрицая  этого, мы хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической  точки зрения. Такой подход позволяет  обогатить общепринятое представление  о назначении уроков физического  воспитания.

С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств - это внешний  результат физического воспитания. Однако существует еще и не менее  важный внутренний - психологический  результат, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем  большинстве случае отсутствует.

Общепринятое  представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна подлинная культура физического воспитания. В нашем случае - это межличностные отношения на уроках физической культуры.

Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения  стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как  учитель, так и все ученики.

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет учителя и учеников взаимодействовать, кооперировать  свои усилия, искать и устанавливать  личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. «...В ходе этого  процесса (общения) устанавливаются, сохраняются  и изменяются отношения между  участниками совместной деятельности».

В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам  и общению делового характера  постепенно возникают контакты и  связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.

Возникновение и формирование межличностных  отношений в спортивных коллективах  происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций  и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

- возникновение потребности и  ее осознание;

- превращение потребности в  стойкий интерес к той или  иной деятельности, способной удовлетворить  возникшую потребность;

- сравнение и оценка своих  возможностей, способностей с требованиями  той деятельности, в которой надлежит  принять участие для удовлетворения  потребностей;

- формирование мотива поведения,  направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую  потребность;

Информация о работе Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр