Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа

Описание

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Содержание

Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -

Работа состоит из  1 файл

Диплом 11 апреля.docx

— 451.61 Кб (Скачать документ)

- установление контактов и связей  с тренером и спортсменами  в процессе деятельности; возникновение  формальных, взаимоотношений, способствующих  удовлетворению потребности;

- возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений  на основе формальных взаимоотношений;  формирование неформальных отношений. 

Взаимоотношения в спортивной группе подростков делятся на отношения  между учениками (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в системе  «спортсмен-спортсмен» ( «ученик - ученик»), и отношения спортсменов с  тренером (вертикальный уровень), или  взаимоотношения в системе «тренер - спортсмен» ( «учитель - ученик»).

Каждый из этих видов взаимоотношений  может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.

Формальная структура отношений  в команде создается и процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций  и требованиям тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношении  членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды  гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера  и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно  возникающие взаимоотношения, нормы  поведения и действия получили в  психологии название неформальных отношении.

Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем; как и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту  этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется  сдерживающая функция формальной организации  по отношению к развитию неформальной организации. Подобные «карантинные»  меры не всегда удаются, так как порой  неформальная структура связей почти  полностью совпадает с формальной или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается  «размывание» формальной структуры, характеризующееся  нарушением субординации в системе  «тренер - спортсмен», дисциплины, снижением  критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц.

Если же члены группы строят все  свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к  незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и, в  конечном счете, к конфликту. Два  типа структур - формальная и неформальная - всегда сосуществуют, образуя сложное  соотношение между собой.

Формальные отношения в системах «спортсмен - спортсмен» и «спортсмен-тренер»  заранее «запрограммированы» и  обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта в общем-то известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и  антипатий, предпочтений, совместных интересов, и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой - он равноправный член данного коллектива. Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, «застегнутого на все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях - вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему [31, с.145].

Установление правильных взаимоотношений  в системе «тренер - спортсмен» - дело исключительно сложное и  тонкое, граничащее с искусством, где  многое зависит от личных качеств  как самого тренера, так и ею учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного  и интеллектуального развития тренера  и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость  и идентичность системы ценностей  и мировоззрения и т.д.).

Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль  о том, что все ее члены равны  между собой. Действительно, для  таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального  мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т.д.

И все-таки, несмотря на это, равенства  в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической  структуре, нет. Этого равенства  и не может быть, так как все  члены группы выполняют хотя и  однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к  ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.

Ряд исследований, проведенных в  спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением  и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой - это лидеры.

Лидер же - это человек, который  объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым  группа людей признает право принимать  решения в значимых для нее  ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную  роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений  в этой группе.

Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии  предложить им (хотя и не всегда реально  дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать  нужное направление деятельности.

Существует два психологических  типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся  за любые самые трудные дела, стремятся  добросовестно во все вникнуть, чем  завоевывают прочное доверие  и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним  днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом  у своих подчиненных.

Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело  принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

Л.С. Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер:

Дальновидность. Лидеру нужно уметь  установить цели организации и объяснить  другим их смысл. С расширением дела цели организации, а следовательно, и задачи лидера усложняются, и если ему не удастся постоянно держать  коллег в курсе своих планов и  определять возможности их воплощения, то отношение к работе и моральный  климат ухудшатся и в конце  концов все хорошие начинания  сойдут на нет.

Рассудительность. По тому, как принимаются  решения на высшем уровне организации, можно судить о многом. Например, лидеры преуспевающих компаний, как  правило, очень много времени  тратят на сбор и обработку информации.

Умение по достоинству оценить  качества своих подчиненных и  сделать все, чтобы заставить  их «выкладываться» на работе. Иметь  дело с одаренным человеком гораздо сложнее, чем с подхалимом или ничтожеством, и из-за этого очень многие, казалось бы, перспективные, компании потерпели крах.

Энергичность. Руководитель истощается физически, умственно, душевно. Выносливость - залог успешного руководства.

Решительность. Поскольку лидер  прокладывает новые пути в свое работе и принимает на себя весь возможный  его риск, то именно он часто терпит неудачу в своих начинаниях. Важно  уметь воспрянуть после поражения, «пробивать» идею, которую скептики уже давно похоронили, и не перестраховываться. На уверенность в своих силах  огромное влияние оказывают родственники и друзья, конкретная ситуация и  т.д. В США, например, неудачу рассматривают  как часть учения.

Последовательность - это своеобразная «лакмусовая бумажка», определяющая хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости  методов руководителя, его взглядов и манеры принятия решения. Наиболее важным становится это качество в  тех случаях, когда полномочия руководителя распределяются между партнерами по работе.

Справедливость. Выстраивая отношения  с людьми, мы по-разному истолковываем  это понятие. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: например, если лидер  ожидает от подчиненных такого вклада в работу, который гарантирует  им место на фирме, то очень важно, что это правило применялось  ко всем без исключения. Справедливость в решении подобных вопросов имеет  огромное влияние на моральный климат в компании.

Безжалостность. При необходимости  лидеру приходится действовать безжалостно. Безжалостность - это не обязательно  жестокость или бесчувственность. Моральные  и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников  считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете.

Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно  важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства  и недостатки, извлечь уроки, как  из успехов, так и из неудач. Почти  всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым  решает такие проблемы.

Способности. Лидер должен уметь  говорить и слушать. Ему следует  научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия сотрудников, а также определять стиль принятия решений. Лидеру нужно  знать, как поощрять людей и как  при необходимости сделать им замечания. И, наконец (но не в последнюю  очередь), он должен чувствовать, когда  вмешиваться и когда лучше  остаться в стороне, - одним словом, уметь передать другим часть своих  полномочий.

Р.С. Уэнберг в свою очередь утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующие характеристики: ум (интеллект); настойчивость [7,с.85].

 

2.2. Возможности формирования межличностных  отношений средствами физической  культуры

 

В педагогической практике имеется  определенный опыт использования физических упражнений для оптимизации межличностного общения и профессионального  взаимодействия школьников и молодежи [34,с.10].

К числу наиболее эффективных средств, способствующих оптимизации межиндивидуальных связей школьников, укреплению взаимопонимания и сотрудничества на начальном этапе их пребывания в учебном коллективе, относятся средства совместной физкультурно -спортивной деятельности. Общение в данной сфере выступает как необходимый и существенный фактор, опосредующий не только двигательную активность, но и функцию обмена информацией и эмоциями в коллективе. Благодаря такому взаимодействию достигается понимание и развивается сотрудничество в школьной среде.

Совместная спортивно-коллективная и соревновательная деятельность может  в отдельных случаях и поляризовать отношения между школьниками, если при ее организации не учитывается  уровень их физической и спортивной подготовленности. В этой связи необходимо вовремя осуществлять педагогическую коррекцию, организации и методики проведения учебных занятий и  спортивно-массовой работы. Основной акцент необходимо делать на использовании  методов и методических приемов, обеспечивающих активное включение  школьников в учебно-воспитательный процесс.

Информация о работе Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр