Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа
При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].
Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -
- установление контактов и
- возникновение симпатий, предпочтений,
дружбы, общих интересов и увлечений
на основе формальных
Взаимоотношения в спортивной группе
подростков делятся на отношения
между учениками (горизонтальный уровень),
или взаимоотношения в системе
«спортсмен-спортсмен» ( «ученик - ученик»),
и отношения спортсменов с
тренером (вертикальный уровень), или
взаимоотношения в системе «
Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.
Формальная структура
Одной из главных особенностей формальной
организации (впрочем; как и неформальной)
является то, что она способствует
объединению индивидов в
Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур - формальная и неформальная - всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.
Формальные отношения в
Установление правильных взаимоотношений
в системе «тренер - спортсмен» -
дело исключительно сложное и
тонкое, граничащее с искусством, где
многое зависит от личных качеств
как самого тренера, так и ею учеников.
Кроме этого, взаимоотношения подвержены
влиянию объективных факторов (возраст,
пол, уровень спортивного
Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т.д.
И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.
Ряд исследований, проведенных в
спортивных командах, позволили установить,
что в них есть лица, пользующиеся
значительно большими симпатиями, уважением
и авторитетом у своих
Лидер же - это человек, который
объединяет, направляет действия всей
группы, принимающей и поддерживающей
его действия. Это человек, за которым
группа людей признает право принимать
решения в значимых для нее
ситуациях, т.е. наиболее авторитетная
личность, реально играющая центральную
роль в организации совместной деятельности
и регулировании
Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Существует два
«Открытые» лидеры не столь заметны,
но они последовательны; берутся
за любые самые трудные дела, стремятся
добросовестно во все вникнуть, чем
завоевывают прочное доверие
и уважение на долгое время. Они тоже
гибки и действуют с учетом
обстоятельств, но живут не сегодняшним
днем, а устремлены в будущее. Именно
они являются истинными лидерами,
обладающими непререкаемым
Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.
Л.С. Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер:
Дальновидность. Лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить другим их смысл. С расширением дела цели организации, а следовательно, и задачи лидера усложняются, и если ему не удастся постоянно держать коллег в курсе своих планов и определять возможности их воплощения, то отношение к работе и моральный климат ухудшатся и в конце концов все хорошие начинания сойдут на нет.
Рассудительность. По тому, как принимаются решения на высшем уровне организации, можно судить о многом. Например, лидеры преуспевающих компаний, как правило, очень много времени тратят на сбор и обработку информации.
Умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы заставить их «выкладываться» на работе. Иметь дело с одаренным человеком гораздо сложнее, чем с подхалимом или ничтожеством, и из-за этого очень многие, казалось бы, перспективные, компании потерпели крах.
Энергичность. Руководитель истощается физически, умственно, душевно. Выносливость - залог успешного руководства.
Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые пути в свое работе и принимает на себя весь возможный его риск, то именно он часто терпит неудачу в своих начинаниях. Важно уметь воспрянуть после поражения, «пробивать» идею, которую скептики уже давно похоронили, и не перестраховываться. На уверенность в своих силах огромное влияние оказывают родственники и друзья, конкретная ситуация и т.д. В США, например, неудачу рассматривают как часть учения.
Последовательность - это своеобразная «лакмусовая бумажка», определяющая хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости методов руководителя, его взглядов и манеры принятия решения. Наиболее важным становится это качество в тех случаях, когда полномочия руководителя распределяются между партнерами по работе.
Справедливость. Выстраивая отношения с людьми, мы по-разному истолковываем это понятие. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных такого вклада в работу, который гарантирует им место на фирме, то очень важно, что это правило применялось ко всем без исключения. Справедливость в решении подобных вопросов имеет огромное влияние на моральный климат в компании.
Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно. Безжалостность - это не обязательно жестокость или бесчувственность. Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете.
Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки, как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы.
Способности. Лидер должен уметь
говорить и слушать. Ему следует
научиться устанавливать и
Р.С. Уэнберг в свою очередь утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующие характеристики: ум (интеллект); настойчивость [7,с.85].
2.2. Возможности формирования
В педагогической практике имеется определенный опыт использования физических упражнений для оптимизации межличностного общения и профессионального взаимодействия школьников и молодежи [34,с.10].
К числу наиболее эффективных средств, способствующих оптимизации межиндивидуальных связей школьников, укреплению взаимопонимания и сотрудничества на начальном этапе их пребывания в учебном коллективе, относятся средства совместной физкультурно -спортивной деятельности. Общение в данной сфере выступает как необходимый и существенный фактор, опосредующий не только двигательную активность, но и функцию обмена информацией и эмоциями в коллективе. Благодаря такому взаимодействию достигается понимание и развивается сотрудничество в школьной среде.
Совместная спортивно-