Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа
При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].
Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и во что бы то ни стало стремится ее завоевать.
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. А иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, появления новых познавательных интересов. Дружба активизирует общение подростков, улучшает их личные взаимоотношения.
К концу
подросткового периода у ребят
возникает интерес и к другу
противоположного пола. На основе этого
у них возникает желание
С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива изменяется групповой статус личности, определяемый ее деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответственности и т.п. В классах с низкой сплоченностью на социометрический выбор влияет общительность подростков, в группах же с высокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.
Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода детей из школы, подпадание под дурное влияние вне школы. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно позитивно влиять на их развитие.
Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от педагога.
Анализируя и сопоставляя результаты опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что подвижные и спортивные игры являются средством развития коммуникативных и организаторских способностей, а также самооценки личности у старших подростков.
На уроках физической культуры педагог должен создавать атмосферу принятия подростка, эмоционально сопереживать ему, отражать его чувства и переживания, обеспечивать в процессе игровых занятий условиями, актуализирующих переживания подростком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Список литературы:
Приложение №1
КОС. Бланк ответов
Фамилия ________________ Имя __________
Возраст ____ Дата ________
Да |
Нет |
Да |
Нет | ||
1 |
21 |
||||
2 |
22 |
||||
3 |
23 |
||||
4 |
24 |
||||
5 |
25 |
||||
6 |
26 |
||||
7 |
27 |
||||
8 |
28 |
||||
9 |
29 |
||||
10 |
30 |
||||
11 |
31 |
||||
12 |
32 |
||||
13 |
33 |
||||
14 |
34 |
||||
15 |
35 |
||||
16 |
36 |
||||
17 |
37 |
||||
18 |
38 |
||||
19 |
39 |
||||
20 |
40 |
КОС. Ключ.
Коммуникативные склонности
Да |
Нет |
Да |
Нет | ||
1 |
21 |
||||
2 |
22 |
||||
3 |
23 |
||||
4 |
24 |
||||
5 |
25 |
||||
6 |
26 |
||||
7 |
27 |
||||
8 |
28 |
||||
9 |
29 |
||||
10 |
30 |
||||
11 |
31 |
||||
12 |
32 |
||||
13 |
33 |
||||
14 |
34 |
||||
15 |
35 |
||||
16 |
36 |
||||
17 |
37 |
||||
18 |
38 |
||||
19 |
39 |
||||
20 |
40 |
КОС. Ключ.
Организаторские склонности
Да |
Нет |
Да |
Нет | ||
1 |
21 |
||||
2 |
22 |
||||
3 |
23 |
||||
4 |
24 |
||||
5 |
25 |
||||
6 |
26 |
||||
7 |
27 |
||||
8 |
28 |
||||
9 |
29 |
||||
10 |
30 |
||||
11 |
31 |
||||
12 |
32 |
||||
13 |
33 |
||||
14 |
34 |
||||
15 |
35 |
||||
16 |
36 |
||||
17 |
37 |
||||
18 |
38 |
||||
19 |
39 |
||||
20 |
40 |
Приложение №4