Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа
При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].
Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -
Психолого-педагогическое исследование мной проводилось в школе №1 поселка Ферзиково, 8 «Б» классе.
На начальном
этапе экспериментального исследования
нами проводилось тестирование исходного
уровня коммуникативных и
Экспериментальное
исследование длилось два месяца.
В течение этого времени
Для выявления
структуры межличностных
Методика изучения самооценки качеств личности школьников использовалась методика Т. Дембо - С. Рубинштейн. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для оценки такого качества как общительность).
Методика
КОС предназначена для изучения
коммуникативных и
Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей школьников и изменение их средствами подвижных и спортивных игр. Коммуникативные и организаторские способности являются стержневыми в профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются важные факторами для достижения успеха во многих профессиях типа "человек - человек" (например, труд учителя, тренера, врача, работника клуба и т.д.) Коммуникативные и организаторские способности являются ведущими в образовании межличностных отношений, в сплочении членов коллектива, в организации учебных, спортивных, игровых и других групп, в привлечении к себе людей, в умении организовать и направить их деятельность.
Авторы: В. Синявский и Б. А. Федоришин.
Описание методики: учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей - через выявление и оценку соответствующих склонностей (методика "КОС-I"). Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.
Методика "КОС-I" базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения. Данный проективный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей,
При построении опросника были учтены различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.
В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания; а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзой; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу; г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей, В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов.
Программа
изучения организаторских склонностей
включает вопросы иного содержания:
а) быстрота ориентации в сложных
ситуациях; б) находчивость, инициативность,
настойчивость, требовательность; в) склонность
к организаторской
Поэтому,
учитывая, что способности тесно
связаны с потребностями
Анкетная часть методики "КОС-I" предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Опросник включает 40 вопросов, 20 из которых направлены на изучение коммуникативных склонностей, а 20 характеризуют организаторские.
Вам нужно ответить на все вопросы бланка. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке «Листа ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный «-». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Следите за тем, чтобы номера вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Заполняя «Лист ответов», имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. Когда Вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами.
Ответы
на вопросы испытуемый заносит в
специальный «Лист ответов», в
котором фиксируются также
Ключи для первичной обработки (для подсчета сырых баллов) представлены в виде заготовки под шаблон для полуавтоматизированной обработки. Необходимо вырезать отмеченные цветом ячейки – тогда при наложении на заполненный испытуемым бланк удастся достаточно легко и быстро посчитать набранные им баллы. Естественно, что процедура
изготовления шаблона (вырезание ячеек) занимает определенное время, поэтому целесообразно его делать в том только случае, если в исследование принимает достаточно большое количество испытуемых, или если небольшое количество испытуемых регулярно повторяется.
Коммуникативные умения | ||
Уровень |
Оценка |
Показатель |
1 -низкий |
1 |
0,10-0,45 |
2 - ниже среднего |
2 |
0,46-0,55 |
3 - средний |
3 |
0,56-0,65 |
4 - высокий |
4 |
0,66-0,75 |
5 - очень высокий |
5 |
0,76-1 |
Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» обладает высокой надежностью, он прост, им удобно пользоваться. Для его заполнения отводится от 10 до 15 мин. Использовать КОС целесообразно в первую очередь тогда, когда вас интересуют особенности самовосприятия личности в общении и лидерстве.
После подсчета количества совпадающих с ключом ответов по шкалам методики, вычисляется оценочный коэффициент по формуле:
К = 0,05•С, где
К — величина оценочного коэффициента;
С — количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых умений.
Организаторские умения | ||
Уровень |
Оценка |
Показатель |
1 -низкий |
1 |
0,20-0,55 |
2 - ниже среднего |
2 |
0,56-0,65 |
3 - средний |
3 |
0,66-0,70 |
4 - высокий |
4 |
0,71-0,80 |
5 - очень высокий |
5 |
0,81-1 |
Интерпретация
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своѐ мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые,
получившие оценку 4, относятся к
группе с высоким уровнем проявления
коммуникативных и
Испытуемые,
получившие высшую оценку - 5, обладают
очень высоким уровнем
При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровнях развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности, Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий или низкий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться [46,с.47].
Опросник КОС
Инструкция: Перед Вами 40 вопросов, на которые Вам необходимо ответить «да» или «нет». Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро и честно, поставив галочку под выбранным ответом в бланке.