Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа

Описание

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Содержание

Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -

Работа состоит из  1 файл

Диплом 11 апреля.docx

— 451.61 Кб (Скачать документ)

Ученые выделяют две группы приемов  управления воспитательным воздействием.

Первая группа включала в себя общепедагогические приемы, рационально используемые педагогом, такие как поощрение, повышение  ответственности за личную подготовленность, воспитание заботы об успехах своих одноклассников и др.

Вторая группа состоит из методических приемов и педагогических ситуаций, характерных для совместной физкультурно-спортивной деятельности. Сюда относятся ситуации соревновательного соучастия, когда  весь класс переживает за успех одного или нескольких своих членов в  их соревновательной борьбе с членами  другого коллектива; методические приемы, создающие возможности для условного  самовыражения личности, проигрывания определенной роли во взаимодействии с другими школьниками.

Все использованные методы и методические приемы направлены в основном на решение  воспитательных задач и выполняли  определенные функции, органически  вытекающие из характера физкультурно-спортивной деятельности.

По мнению специалистов эти функции  заключаются в следующем.

1. Формировать и закреплять знания, представления и понятия о  нормах школьных отношений, непосредственно  связанных с изучением и совершенствованием  двигательных действий (по отношению  к коллективу класса, учебным  заданиям и поручениям, к партнерам,  соперникам в ходе учебных  соревнований, воспитывающих ситуаций, к учетилям, материальным ценностям и т.п.).

2. Создавать положительный эмоциональный  настрой перед выполнением упражнений  и решением ситуаций повышенной  трудности. 

3. Стимулировать преодоление трудностей  при выполнении упражнений, связанных  с элементами риска. Одобрялись  взаимопомощь и поддержка партеров.

4. Включать школьников в организованную  коллективную деятельность, приучать  к работе в коллективе, к взаимоуважению  и уважению к общественному  активу, к старшим. 

Во всех этих формах осуществлялись эмоционально -стимулирующая, воспитательно-образовательная  и действенно-контролирующая функции.

Положительно оценивая воспитательную роль физической культуры и спорта, следует, однако, проанализировать и  некоторые специфические особенности  физкультурно-спортивной деятельности. Речь идет об изучении форм физической культуры, а также видов спорта с точки зрения их влияния на формирование личностных качеств школьников и  совершенствование межличностного взаимодействия в школьных коллективах.

В качестве ведущей формы физической культуры, в большей степени влияющей на развитие межличностного взаимодействия и общения, 56% опрошенных школьников выделяют занятия в спортивных секциях. 41% опрошенных основной формой физической культуры, наиболее успешно решающей названные воспитательные задачи, считают  учебные занятия. И только 5% предпочли  утреннюю физическую зарядку.

При ответе на вопрос: "Какие формы  физической культуры в большей степени  способствуют совершенствованию межличностного взаимодействия и общения?" - специалисты  по физической культуре отдали предпочтение спортивной работе (52% ответов), учебным  занятиям (35%), самостоятельным занятиям физической культурой (7%), утренней физической зарядке (6%).

По мнению Т.Т. Джамгарова [13, с.5], в науке используется прием, основанный на сравнении изучаемых объектов по одному или нескольким наиболее существенным признакам, а затем объединение их в определенное число классов или групп. Такая систематика позволяет вскрывать внутренние связи между объектами и закономерности их развития, служит платформой для обобщающих выводов, обоснованных прогнозов и практических рекомендаций.

Нами была уточнена систематика  видов спорта и соревновательных упражнений, которые сведены в  четыре группы, различающиеся особенностями  взаимодействия между спортсменами.

В первую группу вошли виды спорта и спортивные упражнения, характеризующиеся  высоким уровнем межличностного взаимодействия участников, обусловленного взаимосвязанностью совместной учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности. Это  все виды командных спортивных игр, акробатика парная и групповая, фигурное катание на коньках (парное катание  и танцы на льду), гребля (кроме  одиночек), командная гонка преследования (велоспорт), парусный спорт и т.д.

Во вторую группу вошли виды спорта и спортивные упражнения, характеризующиеся  средним уровнем взаимодействия участников совместной деятельности. В этих видах спорта предусматривается  возможность контактов между  спортсменами либо во время тренировочных  занятии (например, оказание помощи и  страховки в гимнастике, прыжковой  акробатике), либо во время соревнований. К этой группе мы отнесли также  спортивные упражнения, выполняемые  индивидуально каждым участником, но требующие синхронного исполнения (синхронное плавание, синхронные прыжки на батуте и т.д.).

В третью группу вошли виды спорта с ограниченным уровнем межличностного взаимодействия спортсменов, определяемого  условиями деятельности (легкая атлетика, плавание, спортивное ориентирование, лыжные гонки, биатлон, стрельба, велоспорт, тяжелая атлетика, гиревой спорт  и др.). Действия спортсменов в  названных видах спорта носят  преимущественно индивидуальный либо совместно-индивидуальный характер.

В четвертую группу вошли спортивные единоборства (бокс, все виды борьбы, контактные единоборства, фехтование, теннис, бадминтон - одиночный разряд). Психическая активность спортсменов-единоборцев  характеризуется агрессивностью действий по отношению к сопернику. На учебно-тренировочных  занятиях товарищи по команде часто  выступают в роли спарринг-партнеров, что определяет специфику взаимодействия между ними, названного нами противоборствующим взаимодействием.

Несмотря на существенные различия биодинамических, биоэнергетических  и иных характеристик соревновательных упражнений и видов спорта, включенных в каждую отдельную группу, деятельность спортсменов в социально-психологическом  отношении имеет важные общие  черты. Это явилось подтверждением положения об особой значимости параметра  взаимодействия партнеров.

Наблюдение и анализ имеющихся  научных данных показывают, что деятельность школьников в учебно-тренировочном  процессе по индивидуальным видам спорта при условии ограниченности их межличностного взаимодействия и общения не способствует созданию благоприятных возможностей для решения воспитательных задач. Индивидуализация тренировочного процесса как воплощение принципа индивидуального  подхода для спортивной тренировки - явление, бесспорно, прогрессивное.

Однако, если рассматривать не только спортивный, но и воспитательный аспект деятельности, то нельзя не согласиться  с Ю.Н. Щедриным [50, с.40], утверждавшим, что утрированное применение этого  принципа может привести к невольной  дезинтеграции спортивного коллектива: индивидуальный подход в определенных случаях становится причиной возникновения  индивидуализма.

Несмотря на то что исследования В.А. Щеголева убедительно показывают, что решающим фактором воспитания является не характер спортивно-технического взаимодействия, а уровень педагогического руководства, приводящий к возникновению или, напротив, отсутствию коллективистских отношений в команде вне зависимости от специфики вида спорта, все же нельзя не учитывать, что большая взаимосвязанность участников деятельности, интенсивность их общения приводят к значительной эмоциональной насыщенности контактов, что, по мнению В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, при правильном педагогическом руководстве способствует формированию необходимых нравственных отношений в студенческом коллективе. При этом создаются психологические условия для перехода формируемых отношений в личное, субъективное, т.е. их интериоризация. Становясь характерными чертами личности, они впоследствии могут переноситься ею в новую социальную среду, способствуя быстрой и успешной адаптации к новым условиям. В то же время наблюдения показывают, что имеются факты нежелательного влияния приобретенных в спорте качеств, например агрессивности, чрезмерной мотивации притязаний, которые могут затруднять контакты спортсмена с окружающими.

Исследования отечественных ученых позволяют сделать вывод, что  наибольший вклад в создание отношений  товарищеской взаимопомощи и благоприятной  психологической атмосферы в  школьных коллективах, как правило, вносят представители видов спорта с высоким уровнем взаимосвязанности  участников спортивной деятельности, а наименьший - представители индивидуальных видов спорта и спортивных единоборств.

Аналогичную зависимость учеными  наблюдается при анализе динамики социометрических показателей, характеризующих  положение личности в группе, потребность  в общении и психологическую  совместимость школьниов различных спортивных специализаций [32,с.280].

У представителей видов спорта с  высоким уровнем межличностного взаимодействия (взаимосвязанности  спортсменов) средняя величина социометрического статуса, эмоциональной экспансивности по деловому и эмоциональным критериям, а также индекса психологической совместимости значительно выше, чем у представителей других видов спорта.

Наблюдения и анализ социометрических измерений показали, что представители  таких видов спорта, как легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, спортивные единоборства, не пользовались приоритетом  при выборе их в качестве партнеров  для профессионального и неформального  общения. Они же, как правило, имеют  невысокие показатели психологической  совместимости с товарищами по учебной  группе. Это подтверждает наше предположение  о том, что в процессе предшествующей спортивной деятельности у представителей названных видов спорта в определенной мере были ограничены возможности для  приобретения того социального опыта, который бы им пригодился для более  успешной адаптации в новой социальной среде.

Таким образом, изложенное выше подтвердает вывод Н.И. Пономарева о том, что специфика спортивной деятельности, спортивной среды, спортивного образа жизни определяет и некоторые особенности направленности личности и формы ее проявления.

Общение, как и деятельность, - необходимое  условие формирования личности. В  процессе общения устанавливается  общность идей, настроений, взглядов, взаимовлияние  и взаимодействие людей.

Проведенное отечественными учеными  исследования показывают, что характер взаимосвязанности участников спортивной деятельности определяет различие условий  реализации их потребности в общении. Учет этих особенностей становится необходимым  при разработке рационального построения процесса воспитывающего обучения.

Эффективным средством социально-личностного  управления, способствующим оптимизации  межличностных взаимоотношений  школьников, является совместная физкультурно-спортивная деятельность. Она создает благоприятные условия для расширения коммуникативного опыта подростков на начальном этапе обучения и воспитания. Данный опыт используется с целью своевременного принятия решения, согласования совместных действий, предупреждения межличностных конфликтов. Повышение эффективности группового взаимодействия школьников связано также и с тем, что за счет непосредственного управления процессом межличностной коммуникации во время рационально организованных занятий физической культурой и спортом происходит оптимизация межличностных связей и нервно-психических состояний членов школьного коллектива.

Физкультурно-спортивная деятельность, отличающаяся высоким уровнем межличностного взаимодействия, при одинаковом уровне педагогического управления создает  более благоприятные условия  для приобретения школьниками необходимого психолого -педагогического опыта, используемого при формировании коллективного взаимодействия.

Различные формы физической культуры, а также виды спорта в разной степени  содействуют формированию социально  значимых качеств личности, определяющих дифференцированное проявление школьниками  предметно -практической и коммуникативной  включенности в решение общеколлективных задач.

Межличностное взаимодействие и общение  в процессе физкультурно-спортивной деятельности обусловлены прежде всего  конкретными физическими (в том  числе соревновательными) упражнениями, реализация социально - педагогического  потенциала которых происходит во всех основных видах взаимодействия.

Необходимый эффект в профилактике групповой напряженности оказывает  оптимальное педагогическое управление. Наиболее продуктивными при этом являются методы одобрения, поддержки, воспитания ответственности за успешное выполнение группового задания. Особо важную роль играет положительное влияние формального или неформального лидера школьного коллектива. Это обусловлено тем, что одобрение и поддержка лидера выступают не только как средство регуляции поведения, но и как стимул, повышающий волевую активность студентов, мобилизующий их на максимальное проявление своих возможностей и в известной мере компенсирующий недостаточность спортивного мастерства, пробелы в развитии волевых качеств. Ведущим мотивом в регуляции поведения детей в условиях значимой спортивно-коллективной деятельности является общая цель - стремление к победе. На фоне такой перестройки мотивов у студентов часто происходят разительные сдвиги в структуре установки. Благодаря этому они не затрачивают усилий на подавление вспышек и отрицательных эмоций, поскольку ориентируются на позитивные действия, помощь партнерам и их поддержку независимо от своей личной симпатии или антипатии к ним.

Таким образом, проведенный анализ психолого -педагогического воздействия средств физической культуры на воспитание внутриколлективной согласованности и межличностного общения школьников свидетельствует о ее высокой эффективности. При этом важно отметить, что совместная физкультурно-спортивная деятельность, организованная в интересах укрепления школьного коллектива, не только способствует оптимизации межличностного общения и взаимодействия детей, но и более эффективно решает задачи повышения индивидуального уровня их физической подготовленности.

Информация о работе Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр