Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа
При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].
Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -
Ученые выделяют две группы приемов управления воспитательным воздействием.
Первая группа включала в себя общепедагогические приемы, рационально используемые педагогом, такие как поощрение, повышение ответственности за личную подготовленность, воспитание заботы об успехах своих одноклассников и др.
Вторая группа состоит из методических
приемов и педагогических ситуаций,
характерных для совместной физкультурно-спортивной
деятельности. Сюда относятся ситуации
соревновательного соучастия, когда
весь класс переживает за успех одного
или нескольких своих членов в
их соревновательной борьбе с членами
другого коллектива; методические приемы,
создающие возможности для
Все использованные методы и методические
приемы направлены в основном на решение
воспитательных задач и выполняли
определенные функции, органически
вытекающие из характера физкультурно-
По мнению специалистов эти функции заключаются в следующем.
1. Формировать и закреплять
2. Создавать положительный
3. Стимулировать преодоление
4. Включать школьников в
Во всех этих формах осуществлялись эмоционально -стимулирующая, воспитательно-образовательная и действенно-контролирующая функции.
Положительно оценивая воспитательную
роль физической культуры и спорта,
следует, однако, проанализировать и
некоторые специфические
В качестве ведущей формы физической культуры, в большей степени влияющей на развитие межличностного взаимодействия и общения, 56% опрошенных школьников выделяют занятия в спортивных секциях. 41% опрошенных основной формой физической культуры, наиболее успешно решающей названные воспитательные задачи, считают учебные занятия. И только 5% предпочли утреннюю физическую зарядку.
При ответе на вопрос: "Какие формы
физической культуры в большей степени
способствуют совершенствованию
По мнению Т.Т. Джамгарова [13, с.5], в науке используется прием, основанный на сравнении изучаемых объектов по одному или нескольким наиболее существенным признакам, а затем объединение их в определенное число классов или групп. Такая систематика позволяет вскрывать внутренние связи между объектами и закономерности их развития, служит платформой для обобщающих выводов, обоснованных прогнозов и практических рекомендаций.
Нами была уточнена систематика видов спорта и соревновательных упражнений, которые сведены в четыре группы, различающиеся особенностями взаимодействия между спортсменами.
В первую группу вошли виды спорта и спортивные упражнения, характеризующиеся высоким уровнем межличностного взаимодействия участников, обусловленного взаимосвязанностью совместной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Это все виды командных спортивных игр, акробатика парная и групповая, фигурное катание на коньках (парное катание и танцы на льду), гребля (кроме одиночек), командная гонка преследования (велоспорт), парусный спорт и т.д.
Во вторую группу вошли виды спорта
и спортивные упражнения, характеризующиеся
средним уровнем взаимодействия
участников совместной деятельности.
В этих видах спорта предусматривается
возможность контактов между
спортсменами либо во время тренировочных
занятии (например, оказание помощи и
страховки в гимнастике, прыжковой
акробатике), либо во время соревнований.
К этой группе мы отнесли также
спортивные упражнения, выполняемые
индивидуально каждым участником, но
требующие синхронного
В третью группу вошли виды спорта с ограниченным уровнем межличностного взаимодействия спортсменов, определяемого условиями деятельности (легкая атлетика, плавание, спортивное ориентирование, лыжные гонки, биатлон, стрельба, велоспорт, тяжелая атлетика, гиревой спорт и др.). Действия спортсменов в названных видах спорта носят преимущественно индивидуальный либо совместно-индивидуальный характер.
В четвертую группу вошли спортивные единоборства (бокс, все виды борьбы, контактные единоборства, фехтование, теннис, бадминтон - одиночный разряд). Психическая активность спортсменов-единоборцев характеризуется агрессивностью действий по отношению к сопернику. На учебно-тренировочных занятиях товарищи по команде часто выступают в роли спарринг-партнеров, что определяет специфику взаимодействия между ними, названного нами противоборствующим взаимодействием.
Несмотря на существенные различия
биодинамических, биоэнергетических
и иных характеристик соревновательных
упражнений и видов спорта, включенных
в каждую отдельную группу, деятельность
спортсменов в социально-
Наблюдение и анализ имеющихся научных данных показывают, что деятельность школьников в учебно-тренировочном процессе по индивидуальным видам спорта при условии ограниченности их межличностного взаимодействия и общения не способствует созданию благоприятных возможностей для решения воспитательных задач. Индивидуализация тренировочного процесса как воплощение принципа индивидуального подхода для спортивной тренировки - явление, бесспорно, прогрессивное.
Однако, если рассматривать не только
спортивный, но и воспитательный аспект
деятельности, то нельзя не согласиться
с Ю.Н. Щедриным [50, с.40], утверждавшим,
что утрированное применение этого
принципа может привести к невольной
дезинтеграции спортивного
Несмотря на то что исследования В.А. Щеголева убедительно показывают, что решающим фактором воспитания является не характер спортивно-технического взаимодействия, а уровень педагогического руководства, приводящий к возникновению или, напротив, отсутствию коллективистских отношений в команде вне зависимости от специфики вида спорта, все же нельзя не учитывать, что большая взаимосвязанность участников деятельности, интенсивность их общения приводят к значительной эмоциональной насыщенности контактов, что, по мнению В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, при правильном педагогическом руководстве способствует формированию необходимых нравственных отношений в студенческом коллективе. При этом создаются психологические условия для перехода формируемых отношений в личное, субъективное, т.е. их интериоризация. Становясь характерными чертами личности, они впоследствии могут переноситься ею в новую социальную среду, способствуя быстрой и успешной адаптации к новым условиям. В то же время наблюдения показывают, что имеются факты нежелательного влияния приобретенных в спорте качеств, например агрессивности, чрезмерной мотивации притязаний, которые могут затруднять контакты спортсмена с окружающими.
Исследования отечественных
Аналогичную зависимость учеными
наблюдается при анализе
У представителей видов спорта с высоким уровнем межличностного взаимодействия (взаимосвязанности спортсменов) средняя величина социометрического статуса, эмоциональной экспансивности по деловому и эмоциональным критериям, а также индекса психологической совместимости значительно выше, чем у представителей других видов спорта.
Наблюдения и анализ социометрических
измерений показали, что представители
таких видов спорта, как легкая
атлетика, плавание, лыжный спорт, спортивные
единоборства, не пользовались приоритетом
при выборе их в качестве партнеров
для профессионального и
Таким образом, изложенное выше подтвердает вывод Н.И. Пономарева о том, что специфика спортивной деятельности, спортивной среды, спортивного образа жизни определяет и некоторые особенности направленности личности и формы ее проявления.
Общение, как и деятельность, - необходимое условие формирования личности. В процессе общения устанавливается общность идей, настроений, взглядов, взаимовлияние и взаимодействие людей.
Проведенное отечественными учеными исследования показывают, что характер взаимосвязанности участников спортивной деятельности определяет различие условий реализации их потребности в общении. Учет этих особенностей становится необходимым при разработке рационального построения процесса воспитывающего обучения.
Эффективным средством социально-
Физкультурно-спортивная деятельность, отличающаяся высоким уровнем межличностного взаимодействия, при одинаковом уровне педагогического управления создает более благоприятные условия для приобретения школьниками необходимого психолого -педагогического опыта, используемого при формировании коллективного взаимодействия.
Различные формы физической культуры, а также виды спорта в разной степени содействуют формированию социально значимых качеств личности, определяющих дифференцированное проявление школьниками предметно -практической и коммуникативной включенности в решение общеколлективных задач.
Межличностное взаимодействие и общение в процессе физкультурно-спортивной деятельности обусловлены прежде всего конкретными физическими (в том числе соревновательными) упражнениями, реализация социально - педагогического потенциала которых происходит во всех основных видах взаимодействия.
Необходимый эффект в профилактике
групповой напряженности
Таким образом, проведенный анализ психолого -педагогического воздействия средств физической культуры на воспитание внутриколлективной согласованности и межличностного общения школьников свидетельствует о ее высокой эффективности. При этом важно отметить, что совместная физкультурно-спортивная деятельность, организованная в интересах укрепления школьного коллектива, не только способствует оптимизации межличностного общения и взаимодействия детей, но и более эффективно решает задачи повышения индивидуального уровня их физической подготовленности.