Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток 6
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести у юных волейболисток 11
1.3 Средства и методы развития качества «прыгучесть» у юных волейболисток 18
1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть» 21
1.4.1 Игры 21
1.4.2 Комплексы упражнений 21
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33
2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Значительного
эффекта в развитии прыгучести можно
достигнуть, применяя комплексы упражнений
с напрыгиванием, перепрыгиванием
и доставанием различных
Ю.Д. Железняк рекомендует для развития прыгучести следующие упражнения.
1.
Стоя на гимнастической стенке
лицом к ней, держась за рейку
на уровне пояса, глубокое
2.
Прыжки из глубокого приседа,
касаясь подвешенного предмета,
установленной планки (высота индивидуально
для каждого учащегося): со взмахом
рук, с отягощением на теле,
с волейбольным мячом в руках
и выполнением нападающего
3.
Прыжок «в глубину» — с
4. Прыжки по лестнице вверх на одной и двух ногах, на двух ногах из глубокого приседа.
5. Взбегание по лестнице вверх.
6.
Стоя на расстоянии 1 —1,5 м от
стены (щита) с набивным баскетбольным
мячом в руках, в прыжке
7. Прыжки (10—12) через препятствия (высота 60—70 см) из глубокого приседа.
8. Рывок штанги (мешок с песком), вес до 50 % максимального.
9.
Прыжки с места вверх из
полуприседа с отягощением.
10. Прыжки толчком двух ног из полуприседа, правая (левая) нoгa впереди, на плечах отягощение. То же, во время прыжка сменинить положение ног.
11. Приседание с отягощением на плечах. Присед глубокий.
12.
Лежа на спине, прямые ноги
подняты вверх—вперед. На стопы
партнер набрасывает набивной
мяч. Носками стоп быстро
13. Прыжки на обеих ногах, на плечах отягощение 5—6 кг. Ноги в коленных суставах сгибаются незначительно.
14.
Силовая тренировка на
Подводя итог данному разделу работы, отметим, что уровень проявления прыгучести теснейшим образом связан со степенью освоенности движений. Только при хорошо освоенной технике движений волейболист способен к полному проявлению скоростных возможностей мышц.
В.Н. Платонов, с чем мы полностью согласны, подчеркивает, что эффективная работа над развитием прыгучести связана с комплексным применением различных методов. Планирование отдельных компонентов нагрузки при использовании различных методов должно обеспечивать предельные и околопредельные требования к скоростно-силовым возможностям спортсменов. При этом упражнения должны выполняться также с предельной или околопредельной скоростью.
Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.
В связи с этим средствами для развития прыгучести являются:
– упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание
– упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра
– упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений
– упражнения для изучения и совершенствование техники:
приземления – схождение и спрыгивание с возвышения
отталкивания
– пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы полетной фазы
– прыжковых поз
– прыжки в глубину
– упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир
– упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой
Какими бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематически осуществляемой тренировки.
Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.
Основными методами воспитания прыгучести являются:
1)
Метод повторного выполнения
упражнения, характеризующегося
2)
Продолжительность интервалов
3)
Интервалы отдыха должны быть
с одной стороны достаточно
короткими, чтобы возбудимость
ЦНС не успевала существенно
снизиться, а с другой стороны
достаточно длинными, чтобы более
или менее полно
4)
При применении повторно этого
метода тренирующее
5)
Интервальный метод. Внешне
6)
Игровой метод воспитания
В
последние время нашёл
Все
методы воспитания прыгучести следует
применять не в стандартных ситуациях,
а в вариативных, изменяющихся ситуациях
(метод сопряжённых
– за счёт увеличения максимальной скорости;
– за счёт увеличения максимальной силы.
1.
Играющие делятся на две
Побеждает команда, которая пройдет путь быстрее.
2.
Встречная эстафета со
3.
Игроки делятся на две (или
несколько) равные команды.
Выигрывает команда, игроки которой окажутся дальше.
Комплекс I.
1. Легкий бег. 5-7 минут
2.
Упражнения на гибкость и
3.
Висы на перекладине, свободно
расслабив тело. 2 подхода по 20 секунд
без отягощения и один - с небольшими
гантелями, привязанными к
4.
Прыжки, доставая до какого-нибудь
высоко расположенного
5.
Во дворе подняться на
6.
Приседать, делать подскоки, наклоны,
выталкивания со штангой
7. Стараться плавать в бассейне 2-3 раза в неделю. При этом выполнять в воде различные потягивания. Например, максимально вытягивать руки и ноги при плавании брассом. Делать за день в полную силу не менее 200 прыжков.
Комплекс II.
Этот комплекс рекомендует заслуженный врач РСФСР А. Транквиллитати. Для его выполнения необходима гимнастическая стенка и гимнастическая доска. Длина доски и высота стенки в рост человека + руки, вытянутые вверх.
1.
Встать правой ногой на 3-ю или
4-ю перекладину
2.
Встать лицом к гимнастической
стенке. Руки опущены. Подняться
на носки, одновременно
3.
Встать обеими ногами на 3-ю
или 4-ю перекладину