Прыгучесть волейболиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, дипломная работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток 6
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести у юных волейболисток 11
1.3 Средства и методы развития качества «прыгучесть» у юных волейболисток 18
1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть» 21
1.4.1 Игры 21
1.4.2 Комплексы упражнений 21
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33
2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа состоит из  1 файл

Д_ Прыгучести волейболистов.docx

— 84.76 Кб (Скачать документ)

     n - число волейболисток в группе.

     4) средняя ошибка разности 

               M э – М к

     t = ¾¾¾¾¾¾

             Öm2 э + m2 k 

     где Mэ - средний результат в экспериментальной  группе;

     Мк - средний результат в контрольной  группе;

     mэ  – средняя ошибка среднего  арифметического в экспериментальной  группе;

     mk - средняя ошибка среднего арифметического  в контрольной группе;

     t - средняя ошибка разности.

     Если  Р(t) > 0,05, то различия в группах эксперимента не являются достоверными.

     Если P(t) < 0,05, то различия в группах достоверные.

     Кроме того, вычислялись:

     средний арифметический результат в группе;

     разница в показателях до и после педагогического  эксперимента;

     вычисление  процентных изменений.

2.3 Организация исследования

 

     Исследование  проводилось в несколько этапов.

     Первый  этап (май - август 2009 года) включал анализ научной и методической литературы: определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулирование гипотезы. На основе изученных материалов разработана методика развития прыгучести в процессе физической подготовки волейболисток, спланировано проведение контрольных  испытаний, педагогического наблюдения и педагогического эксперимента.

     Второй  этап включал в себя период с сентября 2009 по март 2010 гг. На этом этапе осуществлялся  педагогический эксперимент по внедрению  в учебно-тренировочный процесс  экспериментальной методики развития прыгучести у волейболисток 15 – 16 лет.

     В процессе исследования определялась частота  и эффективность применения игровых  действий в нападении и защите, структурно связанных с проявлением  прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости от соревновательных ситуаций; оценивалась эффективность использования экспериментальной методики развития прыгучести у волейболисток 15 – 16 лет.

     На  третьем этапе (март - май 2010г.) проводилась  обработка полученных данных математическими  методами, анализ и обобщение полученных результатов, осуществлялись написание  и оформление выпускной квалификационной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ

2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет

 

     На  основе изучения научно-методической литературы и собственного опыта  была разработана программа развития и поддержания уровня прыгучести у волейболисток 15 - 16 лет.

     Отличительными  особенностями программы развития прыгучести стали:

     1. Изменение соотношения средств  общей физической и специальной  физической подготовки в годичном  цикле тренировки в пользу  СФП. Вместо традиционно принятого  [3]: ОФП - З0-40%, СФП - 60-70% - соотношение  составило: ОФП - 20% и СФП - 80%. Причем решение задач ОФП частично осуществлялось за счет СФП.

     2. Соотношение средств СФП составило  35% скоростно -силовой (в основном  прыжковой), 40% силовой, по 10% на быстроту  и специальную выносливость и  5% на увеличение подвижности в  суставах и расслабление.

     3. Занятия по СФП носили интегральный  характер и проводились в сочетании  с технико-тактической подготовкой.  Занятия с интегральной направленностью  проводились 3 раза в неделю  через день.

     4. Микроцикл в подготовительном  периоде составлял 3 - 1 - 2 - 1, в соревновательном - 6 - 1.

     В основу программы были положены взаимосвязанные  и взаимообусловленные методические положения о тренировочном процессе.

     Общий объем нагрузки характеризовался следующими компонентами: а) суммой прыжков в  прыжковых упражнениях; б) количеством метров - в беге на скорость; в) суммарным весом отягощений, поднятых в серии, и количеством серий при развитии силовых способностей.

     Интенсивность нагрузки определялась количеством  прыжков за единицу времени, количеством  пробегаемых отрезков за единицу  времени, количеством повторений в  серии. Контроль за воздействием нагрузки осуществляется по ЧСС: работа в диапазоне  ЧСС от 140 до 190 уд/мин в зависимости  от поддерживающего или развивающего характера задач, соответствующих  индивидуальным особенностям спортсмена и периоду годичного цикла  тренировки.

     Количество  повторений в серии зависело от состояния  физических кондиций, игрового амплуа спортсмена и целей тренировки (10-12 или 12-15).

     Количество  серий: в начале и конце тренировки по 5-8 серий на три вида подготовки из пяти: быстрота, скоростно-силовые качества, силовые качества, выносливость, подвижность в суставах и расслабление (всего до 15-25 серий).

     Очередность выполнения упражнений: в начале тренировки - на быстроту, затем скоростно-силовые (в основном прыжковые); в конце  тренировки: силовые, затем скоростно-силовые  упражнения (в основном прыжковые) и  в завершение упражнения на подвижность  в суставах и расслабление; либо в начале тренировки: скоростно-силовые (в основном прыжковые), затем силовые; в конце тренировки: силовые, затем  специальная выносливость и в  завершение упражнения на подвижность  в суставах и расслабление.

     Интервалы отдыха между упражнениями - 15 до 30 с, между сериями - от 45 с до 1 мин.

     Периодичность занятий: три раза в неделю.

     Основные  методы выполнения упражнений - повторный, станционный, круговой, игровой, соревновательный. Основное условие гибкого и эффективного управления тренировочным процессом - постоянный мониторинг состояния всех его компонентов, а именно: учет и анализ всей проделанной спортсменом работы и контроль за его состоянием (реакцией на тренировочную работу).

     За  основу прыжковой тренировки нами были взяты положения Плайометрии. Одним  из важнейших факторов Плайометрии  является эластичность мышц и сухожилий.

     Хорошая эластичность мышц позволяет выполнять  игровые движения с большей мощью. Так, например, при выполнении серийных прыжков при приземлении мышцы  сначала быстро сокращаются, а затем, используя собственную эластичность и дополнительное сокращение, выталкивают  вас вверх.

     Таким образом, чем лучше эластичность мышц, тем большую мощь они производят. В связи с этим чтобы улучшить вертикальный прыжок необходимо сначала  укрепить определенные мышцы, участвующие  в работе, – икроножные мышцы, бицепсы  бедра, ягодицы, квадрицепс и плечи. Также очень важна сила мышц спины  и брюшного пресса.

     Занятия Плайометрией предусматривают выполнение целого комплекса упражнений, начиная  с развития абсолютной силы мышц и  выполнения программ по растягиванию как в целях улучшения эластичности мышц, так и в целях подготовки к тренировке.

     Плайометрические  упражнения являются важным видом тренировки, поскольку, повторяя все основные волейбольные движения, вырабатывают правильную технику, а так же тренируют нейромышечную систему.

     Прыжковые упражнения планировались на начало тренировки, так как в противном  случае утомление мышц вызовет отрицательный  эффект.

     Все упражнения методики были разделены по индексу сложности:

     - Низкая интенсивность (ИН);

     - Средняя интенсивность (ИС);

     - Высокая интенсивность (ИВ).

     При выполнении прыжковых упражнений обращалось внимание на скорость прыжка, а не на его высоту.

     Основу  прыжковой подготовки составили  четыре блока.

     БЛОК 1. Упражнения прыжки на месте

     1. Подскоки на месте с двух  ног: ИН

     Выполнение: В положении стоя на полу:

     – Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.

     – Слегка согнуть ноги в коленях  и руки в локтях.

     – Выпрыгнуть вертикально вверх с  двух ног, за счет работы голеностопов.

     – Приземлившись, выпрыгнуть снова.

     – Продолжить выполнение.

     Примечание: Выполнять прыжки только за счет работы голеностопных суставов. При прыжках  распрямлять голеностопный сустав максимально, на сколько это возможно. Приземление должно быть мягким, пятки  не должны касаться пола. Выполнять  упражнение непрерывно, не делая пауз. Для прыжков можно использовать скакалку.

     2. Подскоки (Из стороны в сторону): ИН

     Выполнение: В положении стоя на полу:

     – Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.

     – Слегка согнуть ноги в коленях  и руки в локтях.

     – Выпрыгнуть с двух ног максимально  вверх и в сторону, за счет работы голеностопных суставов.

     – Приземлившись, выпрыгнуть в другую сторону.

     – Продолжить выполнение.

     Примечание: Выполнять прыжки только за счет работы голеностопных суставов. При прыжках  распрямляйте голеностопный сустав максимально, на сколько это возможно. Приземление должно быть мягким, пятки не должны касаться пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.

     3. «Твист» (Развороты из стороны  в сторону): ИН

     Выполнение: В положении стоя на полу:

     – Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.

     –Слегка согнуть ноги в коленях и руки в локтях.

     – Слегка подпрыгнув с двух ног вверх  повернуть нижнюю часть тела в  одну сторону. · Приземлившись, выпрыгнуть обратно в стартовую позицию.

     – Приземлившись, тот час же выпрыгнуть и развернуть нижнюю часть тела в  другую сторону.

     – Прыжком вернуться в исходное положение.

     – Продолжить выполнение.

     Примечание: При выполнении прыжков верхняя  часть тела не должна вращаться. Приземление  должно быть мягким, пятки не должны касаться пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.

     4. Выпрыгивания (C места вверх до отметки): ИН

     Выполнение: В положении стоя на полу около  стены:

     – Сделать отметку на стене.

     – Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.

     – Слегка согнув колени, мощно выпрыгнуть вверх.

     – Коснуться намеченной цели.

     – Приземлившись продолжить выполнение.

     Примечание: Перед выпрыгиванием не подшагивайте - выпрыгивайте с места.

     5. Выпрыгивания (С разножки): ИС

     Выполнение: В положении стоя на полу:

     – Вышагнуть вперед одной ногой.

     – Не меняя положения ног выпрыгнуть максимально вверх, при этом помогая  себе взмахом рук.

     – Приземлившись в ту же позицию, тот  час же выпрыгнуть снова.

Информация о работе Прыгучесть волейболиста