Прыгучесть волейболиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, дипломная работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток 6
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести у юных волейболисток 11
1.3 Средства и методы развития качества «прыгучесть» у юных волейболисток 18
1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть» 21
1.4.1 Игры 21
1.4.2 Комплексы упражнений 21
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33
2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа состоит из  1 файл

Д_ Прыгучести волейболистов.docx

— 84.76 Кб (Скачать документ)

     4. Повторить упражнение 2.

     5. Лечь животом на гимнастическую  доску, одним концом закрепленную  на 3-й или 4-ой перекладине стенки, а другим - на табурете. Под себя  подложить одеяло или коврик, хорошо скользящие по доске.  Взяться руками за перекладину,  на которой закреплена доска.  Максимально разогнуть руки в  плечевых и локтевых суставах, скользя туловищем по наклонной  плоскости вниз. Потянуться. Затем,  сгибая руки в локтевых и  плечевых суставах, максимально  подтянуться вверх.

     Начать  с 4 подтягиваний, постепенно довести  количество подтягиваний до 20.

     6. Повторить упражнение 2.

     7. Лечь животом на гимнастическую  доску, руки вдоль туловища. Поднять  руки через стороны и соединить  тыльной поверхностью кисти над  головой. Вдох. Опустить прямые  руки через стороны. Выдох.  Повторить 3-4 раза.

     8. Выполнять как упражнение 5, но, подтянувшись  второй раз, ухватиться на одну  перекладину выше. Затем разогнуть  руки, скользя туловищем по доске  вниз. Потянуться. Подтянувшись третий  раз, сделать попытку ухватиться  еще на одну перекладину выше. Всего 2-3 подтягивания.

     9. Повторить еще раз упражнение 7.

     Вывод по 1 главе. Совершенствование процесса физической подготовки волейболисток в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов тренировки на разных этапах подготовки. Для этого необходимо иметь объективные данные о силе тренировочного воздействия средств и методов тренировки, направленных на совершенствование (развитие) тех или иных физических качеств, о распределении средств тренировки в рамках конкретного времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ

2.1 Задачи исследования

 

     Цель  исследования определила решение следующих  задач:

     1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести у волейболисток.

     2. Определить удельный вес игровых  действий, структурно связанных  с проявлением прыгучести, в общем  объеме соревновательной деятельности  волейболисток 15 – 16 лет.

     3. Теоретически обосновать и разработать  содержание методики в соответствии  с преимущественной направленностью  на развитие прыгучести у волейболисток  на этапе спортивного совершенствования.

     4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки волейболисток.

2.2 Методы исследования

 

     В ходе работы применялись следующие  методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Метод бесед.
  3. Педагогическое наблюдение.
  4. Контрольные испытания (тесты).
  5. Педагогический эксперимент.
  6. Метод математического анализа [20].
 
 

     Анализ  научно-методической литературы

     Данный  метод проводился с целью изучения состояния вопроса в научно-методической литературе. В процессе изучения литературы по подготовке волейболисток особое внимание обращалось вопросам методики развития прыгучести. Результаты анализа  научно-методической литературы послужили  теоретической предпосылкой для  проведения нашего исследования.

     Всего была изучено 43 работ, включая статьи в периодической печати, сборники научных трудов, учебники, учебно-методические пособия, авторефераты.

     Метод бесед

     Данный  метод использовался для фактического сбора информации по проблеме развития прыгучести у волейболисток. В процессе общения с тренерами, специалистами  баскетбола обсуждались вопросы  подбора упражнений для развития прыгучести, их планирования в системе  физической подготовки.

     Педагогическое  наблюдение

     В ходе педагогических наблюдений определялась частота и эффективность применения игровых действий в нападении  и защите, структурно связанных с  проявлением прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости  от соревновательных ситуаций.

     Педагогические  наблюдения за соревновательной деятельностью  юных волейболисток проводились  на соревнованиях города Челябинска, среди товарищеских матчах, как у  девушек, так и у юношей, что  позволило сделать сравнительный  анализ рассматриваемых показателей.

     Для определения интересующих нас данных о соревновательной деятельности волейболисток 15-16 лет использовался метод стенографии  – запись игр специально разработанными символами. Применялись следующие  обозначения:

     П–1 - броски мяча, выполняемые после  отталкивания одной ногой, без применения элементов управления прыжковыми движениями;

     П-2 - то же, только отталкивание выполнялось  двумя ногами;

     С-1 - броски мяча, выполняемые после  отталкивания одной ногой, с элементами управления прыжковыми движениями;

     С-2 - то же, только отталкивание выполнялось  прыжком с двух ног.

     Контрольные испытания (тесты)

     Данный  метод использовался с целью  контроля за развитием прыгучести у  волейболисток 15 – 16 лет. На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки спортсменов  в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, предлагается ряд тестов, использование которых  в совокупности обеспечивает получение  информативных данных [2; 12; 31].

     Уровень развития прыгучести определялось с  помощью трех основных тестов:

     – выпрыгивание вверх из упора присев со свободным движением рук;

     – прыжок в длину с места;

     – выпрыгивание вверх из основной стойки.

     Однако  по показателям объективности результатов, лучшим является прыжок вверх из упора  присев со свободным движением рук. В практике работы с подростками  чаще применяется прыжок из основной стойки, как более простой и  удобный.

     ТЕСТ 1 - измерение высоты выпрыгивания с  места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.

     На  пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см.

     Занимающийся  становится боком к разметке в  основной стойке и по сигналу учителя  выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.

     ТЕСТ 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх  с одного шага толчком одной ногой  с касанием рукой разметки.

     Стоя  боком к разметке, прикрепленной  к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет  прыжок вверх с сильным взмахом  руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.

     ТЕСТ 3 - измерение дальности прыжка в  длину с места толчком двумя  ногами со взмахом руками.

     На  полу вдоль границы баскетбольной  площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 м с разметкой через каждый сантиметр.

     Занимающийся  становится у начала разметки и по команде учителя выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом  руками. Дальность выпрыгивания оценивается  с точностью до 1 см.

     ТЕСТ 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом  руками. В спортивной практике многие прыжковые упражнения: прыжок в высоту, в длину, с шестом, тройной и  другие - выполняются толчком одной, более сильной, ногой. Поэтому выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге - информативный тест для определения  прыгучести.

     Напротив  пролета гимнастической стенки с  разметкой по сигналу тренера  занимающийся приседает на одной  ноге и выполняет прыжок вверх  со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.

     ТЕСТ 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх  после прыжка в глубину.

     Перемещение тела вверх после прыжка в глубину - достаточно сильный раздражитель нервно-мышечного аппарата, предъявляющий  большие требования не только к силовым  и скоростным возможностям спортсмена, но и к координационным. Поэтому  данный тест используется для определения  уровня прыгучести квалифицированных  спортсменов.

     Перпендикулярно гимнастической стенке на расстоянии 1 м от пролета с разметкой ставится скамейка. По сигналу тренера спортсмен, спрыгнув со скамейки, выполняет прыжок вверх толчком двумя ногами со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.

     Тестирование  проводилось перед началом и  после окончания педагогического  эксперимента, что позволило проследить динамику изменения прыгучести в  ходе экспериментальной работы.

     Педагогический  эксперимент

     Педагогический  эксперимент проводился с целью  выявления эффективности разработанной  методики развития прыгучести у волейболисток  15 – 16 лет. Исследования проводились  на базе СОШ № 55 г. и СОШ № 37 г. Челябинска. В экспериментальной  группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный  процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность  разработанной методики осуществлялось путем сравнения результатов  исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия  по волейболу проводились по общепринятой методике.

     Метод математического анализа

     Для получения достоверных результатов  мы использовали методы математического  анализа. Для этого определялись следующие статистические величины:

     1) средний результат в группе 

              åVi

     М = ¾¾¾

                n 

     где åVi - сумма результатов в группе эксперимента,

     n - число волейболисток в группе. 
 
 

     2) среднеквадратичное отклонение 

                Vmax - Vmin

     s = ± ¾¾¾¾¾,

                     К 

     где Vmax - Vmin - максимальные и минимальные  результаты в группе;

     К - коэффициент, определяемый по таблице  Л. Типпета;

     s - среднеквадратичное отклонение.

     3) средняя ошибка среднего арифметического 

                s

     m = ± ¾¾

             Ö n 

     где s - среднеквадратичное отклонение;

     m - средняя ошибка среднего арифметического;

Информация о работе Прыгучесть волейболиста