Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток 6
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести у юных волейболисток 11
1.3 Средства и методы развития качества «прыгучесть» у юных волейболисток 18
1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть» 21
1.4.1 Игры 21
1.4.2 Комплексы упражнений 21
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33
2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
4. Повторить упражнение 2.
5.
Лечь животом на
Начать с 4 подтягиваний, постепенно довести количество подтягиваний до 20.
6. Повторить упражнение 2.
7.
Лечь животом на
8.
Выполнять как упражнение 5, но, подтянувшись
второй раз, ухватиться на
9. Повторить еще раз упражнение 7.
Вывод
по 1 главе. Совершенствование процесса
физической подготовки волейболисток
в значительной степени зависит от правильного
подбора и распределения средств и методов
тренировки на разных этапах подготовки.
Для этого необходимо иметь объективные
данные о силе тренировочного воздействия
средств и методов тренировки, направленных
на совершенствование (развитие) тех или
иных физических качеств, о распределении
средств тренировки в рамках конкретного
времени.
Цель исследования определила решение следующих задач:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести у волейболисток.
2.
Определить удельный вес
3.
Теоретически обосновать и
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки волейболисток.
В ходе работы применялись следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы
Данный
метод проводился с целью изучения
состояния вопроса в научно-
Всего была изучено 43 работ, включая статьи в периодической печати, сборники научных трудов, учебники, учебно-методические пособия, авторефераты.
Метод бесед
Данный
метод использовался для
Педагогическое наблюдение
В
ходе педагогических наблюдений определялась
частота и эффективность
Педагогические
наблюдения за соревновательной деятельностью
юных волейболисток проводились
на соревнованиях города Челябинска,
среди товарищеских матчах, как у
девушек, так и у юношей, что
позволило сделать
Для
определения интересующих нас данных
о соревновательной деятельности волейболисток
15-16 лет использовался метод
П–1 - броски мяча, выполняемые после отталкивания одной ногой, без применения элементов управления прыжковыми движениями;
П-2 - то же, только отталкивание выполнялось двумя ногами;
С-1 - броски мяча, выполняемые после отталкивания одной ногой, с элементами управления прыжковыми движениями;
С-2 - то же, только отталкивание выполнялось прыжком с двух ног.
Контрольные испытания (тесты)
Данный метод использовался с целью контроля за развитием прыгучести у волейболисток 15 – 16 лет. На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки спортсменов в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, предлагается ряд тестов, использование которых в совокупности обеспечивает получение информативных данных [2; 12; 31].
Уровень развития прыгучести определялось с помощью трех основных тестов:
– выпрыгивание вверх из упора присев со свободным движением рук;
– прыжок в длину с места;
– выпрыгивание вверх из основной стойки.
Однако
по показателям объективности
ТЕСТ 1 - измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.
На пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см.
Занимающийся становится боком к разметке в основной стойке и по сигналу учителя выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.
ТЕСТ 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.
Стоя боком к разметке, прикрепленной к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет прыжок вверх с сильным взмахом руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.
ТЕСТ 3 - измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками.
На полу вдоль границы баскетбольной площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 м с разметкой через каждый сантиметр.
Занимающийся
становится у начала разметки и по
команде учителя выполняет
ТЕСТ 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом руками. В спортивной практике многие прыжковые упражнения: прыжок в высоту, в длину, с шестом, тройной и другие - выполняются толчком одной, более сильной, ногой. Поэтому выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге - информативный тест для определения прыгучести.
Напротив пролета гимнастической стенки с разметкой по сигналу тренера занимающийся приседает на одной ноге и выполняет прыжок вверх со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.
ТЕСТ 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх после прыжка в глубину.
Перемещение тела вверх после прыжка в глубину - достаточно сильный раздражитель нервно-мышечного аппарата, предъявляющий большие требования не только к силовым и скоростным возможностям спортсмена, но и к координационным. Поэтому данный тест используется для определения уровня прыгучести квалифицированных спортсменов.
Перпендикулярно гимнастической стенке на расстоянии 1 м от пролета с разметкой ставится скамейка. По сигналу тренера спортсмен, спрыгнув со скамейки, выполняет прыжок вверх толчком двумя ногами со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.
Тестирование
проводилось перед началом и
после окончания
Педагогический эксперимент
Педагогический
эксперимент проводился с целью
выявления эффективности
Метод математического анализа
Для
получения достоверных
1)
средний результат в группе
åVi
М = ¾¾¾
n
где åVi - сумма результатов в группе эксперимента,
n
- число волейболисток в группе.
2)
среднеквадратичное отклонение
Vmax - Vmin
s = ± ¾¾¾¾¾,
К
где Vmax - Vmin - максимальные и минимальные результаты в группе;
К - коэффициент, определяемый по таблице Л. Типпета;
s - среднеквадратичное отклонение.
3)
средняя ошибка среднего
s
m = ± ¾¾
Ö
n
где s - среднеквадратичное отклонение;
m
- средняя ошибка среднего