Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток 6
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести у юных волейболисток 11
1.3 Средства и методы развития качества «прыгучесть» у юных волейболисток 18
1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть» 21
1.4.1 Игры 21
1.4.2 Комплексы упражнений 21
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33
2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
3. Бросок в прыжке: ИВ (из глубины)
Выполнение: Партнер, с мячом занимает позицию между кольцом и тумбой.
– Стоя на полу перед тумбой лицом к кольцу.
– Немного согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Выпрыгнуть с двух ног, приземлиться на тумбу и сразу же спрыгнуть вниз на другую сторону тумбы.
– Партнер должен отдать пас игроку в промежутке между началом первого прыжка и до приземления его на другой стороне тумбы.
– Коснувшись пола, тот час же мощно выпрыгнуть вверх и произвести бросок в прыжке.
Примечание: Приземление должно быть мягким, а выпрыгивание взрывным. Пока партнер подбирает мяч, игрок снова занимает позицию.
Эффективность экспериментальной методики выявлялась в ходе педагогического эксперимента, результаты которого описаны в ходе следующего раздела работы.
Педагогические
наблюдения, проводившиеся в ходе
соревнований, позволили получить показатели,
характеризующие соотношение
Так, из всех бросков, выполняемых волейболистами, 57 % - девушки и 81 % - юноши производят в прыжке. Броски мяча в движении осуществляются, главным образом, в прыжке при отталкивании одной ногой и составляют 28,4 %. Только незначительная часть бросков выполняется с места. У девушек на долю дальних бросков приходится 14,6 %.
Для девушек характерным является выполнение дальних статических бросков, тогда как юноши эти же броски выполняют в прыжке.
Такие технические приемы, как добивание и подбор мяча, баскетболистами производятся в прыжке, и их вклад соответственно составляет 85 % и 79 % у девушек, 96 % и 93 % у юношей. На долю действий, выполняемых с места и в движении, приходится 15 % и 21 % у девушек, а у юношей всего 4 % и 7 %.
Необходимо отметить, что у девушек, по сравнению с теми же показателями у юношей, преимущество игровых действий, выполняемых в прыжке, несколько ниже.
Некоторые
различия, отмеченные в соотношении
игровых действий у девушек и
у юношей, на наш взгляд, связаны
с недостаточной специальной
прыжковой подготовленностью
Анализ научно-методической литературы показал, что данные о количественных показателях выполнения технических приемов и их эффективности, в основном, касаются волейболистов или квалифицированных волейболистов.
В
связи с этим, в процессе проведения
дальнейших наблюдений были определены
количественные показатели технических
приемов, совершаемых юными
Полученные результаты показывают, что в зависимости от игрового амплуа количество технических действий, структурно связанных с проявлением прыгучести, имеет некоторые различия. Наибольшее количество прыжков совершает центровые игроки – в среднем за игру 43 прыжков, нападающие – 41 и защитницы – 20.
Решение вопроса, связанного с определением количества и эффективности бросков мяча в прыжке в зависимости от координационной сложности, предусматривало соответствующую запись игровых действий.
Под координационной сложностью подразумевалась способность к управлению прыжковыми движениями в игровых условиях, которые предполагают активное противодействие соперника, использование обманных движений, изменение направления отталкивания.
В зависимости от координационной сложности, волейболистки в среднем за игру выполняют 5,3 % бросков мяча после отталкивания одной ногой (П-1) и 29,9 % с отталкиванием двумя ногами (П-2) без применения элементов управления прыжковым движением. Броски мяча, выполняемые с элементами управления прыжковыми движениями, соответственно составили 26,3 % после отталкивания одной ногой (С-1) и 38,5 % двумя ногами (С-2).
Наибольшее
количество бросков совершается
спортсменками после
Определение эффективности рассматриваемых бросков показало, что наилучшего процента попадания волейболистки достигли при выполнении бросков мяча в движении после отталкивания одной ногой– 66,6 %.
При выполнении бросков с включением в прыжковое движение элементов управления и в зависимости от игровой ситуации несколько снижается точность попадания, так эффективность бросков мяча, обозначенных С-1, составляет 53,3 % , а С-2 – 45,5 %.
Полученные
данные свидетельствуют о том, что
со средней дистанции
Обобщая
результаты исследования можно констатировать,
что старшие школьники, обладая
достаточным уровнем
Основной
задачей педагогического
Исследования проводились на базе СОШ № 55 г. и СОШ № 37 г. Челябинска. В экспериментальной группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия по волейболу проводились по общепринятой методике. Результаты исследования представлены в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Показатели прыгучести волейболисток 15 –16 лет до и после педагогического эксперимента
Группа | Выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками, см | Выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой, см | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см | Выпрыгивание из приседа на одной ноге, см | ||||
До
эксп. |
После
эксп. |
До
эксп. |
После
эксп. |
До
эксп. |
После
эксп. |
До
эксп. |
После
эксп. | |
Экспериментальная | 41,9
±1,9 |
42,7
±1,5 |
53,2
±2,9 |
55,9
±2,4 |
179,6 ±3,4 | 182,9
±3,1 |
20,2
±1,8 |
21,3
±1,1 |
Контрольная | 40,8
±1,6 |
41,3
±1,4 |
53,9
±3,3 |
54,1
±2,9 |
178,9
±2,8 |
180,3
±2,5 |
20,1,±1,4 | 20,6
±1,5 |
Коэффициент
корреляции (P(t)) |
< 0,05 | < 0,05 | < 0,05 | < 0,05 |
Для
более наглядного восприятия результатов
исследования, вычислен прирост показателей
прыгучести в экспериментальной
и контрольной группе в процентах.
Результаты вычислений представлены в
таблице 2.
Таблица 2
Динамика
прироста уровня развития прыгучести
баскетболисток 15 – 16 лет в экспериментальной
и контрольной группах в
ТЕСТЫ | Прирост, % | |
Эксперимент.
группа |
Контрольн.
группа | |
1. Выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками | 1,9 | 1,2 |
2. Выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой | 3,6 | 1,5 |
3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 2,3 | 1,1 |
4. Выпрыгивание из приседа на одной ноге | 5,4 | 2,1 |
Результаты
исследований позволяют констатировать
более высокий прирост
Особенно хотелось бы обратить на результаты тестов 2 и 4, которые больше отражают динамику и технику волейбола. По сравнению с тестами 1 и 2, мы наблюдаем в приведенных тестах более значимое улучшение, соответственно на 3,6% и 5,4%.. В контрольной группе во всех тестах динамика улучшения практически одинаковая, что говорит о том, что использованная там методика развития прыгучести не отражала специфики физической подготовки волейболистов.
Таким
образом, результаты педагогического
эксперимента доказывают эффективность
использования
1.
По итогам анализа научно-
2.
Экспериментальная методика
-
Изменение соотношения средств
общей физической и
-
Соотношение средств СФП
-
Занятия по СФП носили
-
Блочную систему применения
3.
В результате исследований