Прыгучесть волейболиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:19, дипломная работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток 6
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести у юных волейболисток 11
1.3 Средства и методы развития качества «прыгучесть» у юных волейболисток 18
1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть» 21
1.4.1 Игры 21
1.4.2 Комплексы упражнений 21
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 31
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33
2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет 33
2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа состоит из  1 файл

Д_ Прыгучести волейболистов.docx

— 84.76 Кб (Скачать документ)

     3. Бросок в прыжке: ИВ (из глубины)

     Выполнение: Партнер, с мячом занимает позицию  между кольцом и тумбой.

     – Стоя на полу перед тумбой лицом  к кольцу.

     – Немного согнуть ноги в коленях  и руки в локтях.

     – Выпрыгнуть с двух ног, приземлиться на тумбу и сразу же спрыгнуть  вниз на другую сторону тумбы.

     – Партнер должен отдать пас игроку в промежутке между началом первого  прыжка и до приземления его на другой стороне тумбы.

     – Коснувшись пола, тот час же мощно  выпрыгнуть вверх и произвести бросок в прыжке.

     Примечание: Приземление должно быть мягким, а  выпрыгивание взрывным. Пока партнер  подбирает мяч, игрок снова занимает позицию.

     Эффективность экспериментальной методики выявлялась в ходе педагогического эксперимента, результаты которого описаны в ходе следующего раздела работы.

2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов

 

     Педагогические  наблюдения, проводившиеся в ходе соревнований, позволили получить показатели, характеризующие соотношение игровых  действий, совершаемых волейболистами (девушками и юношами) на месте, в движении и в прыжке в среднем за игру. Полученные данные наглядно свидетельствуют о преимущественном вкладе действий, выполняемых в прыжке, в соревновательную деятельность.

     Так, из всех бросков, выполняемых волейболистами, 57 % - девушки и 81 % - юноши производят в прыжке. Броски мяча в движении осуществляются, главным образом, в прыжке при отталкивании одной ногой и составляют 28,4 %. Только незначительная часть бросков выполняется с места. У девушек на долю дальних бросков приходится 14,6 %.

     Для девушек характерным является выполнение дальних статических бросков, тогда  как юноши эти же броски выполняют  в прыжке.

     Такие технические приемы, как добивание  и подбор мяча, баскетболистами производятся в прыжке, и их вклад соответственно составляет 85 % и 79 % у девушек, 96 % и 93 % у юношей. На долю действий, выполняемых с места и в движении, приходится 15 % и 21 % у девушек, а у юношей всего 4 % и 7 %.

     Необходимо  отметить, что у девушек, по сравнению  с теми же показателями у юношей, преимущество игровых действий, выполняемых  в прыжке, несколько ниже.

     Некоторые различия, отмеченные в соотношении  игровых действий у девушек и  у юношей, на наш взгляд, связаны  с недостаточной специальной  прыжковой подготовленностью волейболисток, а также с неумением реализовывать ими уже достигнутого уровня развития прыгучести в соревновательной деятельности.

     Анализ  научно-методической литературы показал, что данные о количественных показателях  выполнения технических приемов  и их эффективности, в основном, касаются волейболистов или квалифицированных волейболистов.

     В связи с этим, в процессе проведения дальнейших наблюдений были определены количественные показатели технических  приемов, совершаемых юными спортсменками  в прыжке, при выполнении соответствующей  игровой функции.

     Полученные  результаты показывают, что в зависимости  от игрового амплуа количество технических  действий, структурно связанных с  проявлением прыгучести, имеет некоторые  различия. Наибольшее количество прыжков  совершает центровые игроки –  в среднем за игру 43 прыжков, нападающие – 41 и защитницы – 20.

     Решение вопроса, связанного с определением количества и эффективности бросков  мяча в прыжке в зависимости от координационной сложности, предусматривало  соответствующую запись игровых  действий.

     Под координационной сложностью подразумевалась  способность к управлению прыжковыми движениями в игровых условиях, которые  предполагают активное противодействие  соперника, использование обманных движений, изменение направления  отталкивания.

     В зависимости от координационной  сложности, волейболистки в среднем за игру выполняют 5,3 % бросков мяча после отталкивания одной ногой (П-1) и 29,9 % с отталкиванием двумя ногами (П-2) без применения элементов управления прыжковым движением. Броски мяча, выполняемые с элементами управления прыжковыми движениями, соответственно составили 26,3 % после отталкивания одной ногой (С-1) и 38,5 % двумя ногами (С-2).

     Наибольшее  количество бросков совершается  спортсменками после отталкивания двумя ногами, на их долю приходится 68,4 %.

     Определение эффективности рассматриваемых  бросков показало, что наилучшего процента попадания волейболистки достигли при выполнении бросков мяча в движении после отталкивания одной ногой– 66,6 %.

     При выполнении бросков с включением в прыжковое движение элементов  управления и в зависимости от игровой ситуации несколько снижается  точность попадания, так эффективность  бросков мяча, обозначенных С-1, составляет 53,3 % , а С-2 – 45,5 %.

     Полученные  данные свидетельствуют о том, что  со средней дистанции волейболистки все броски совершают в прыжке.

     Обобщая результаты исследования можно констатировать, что старшие школьники, обладая  достаточным уровнем прыгучести, не всегда способны управлять прыжковыми движениями в сложных игровых условиях.

     Основной  задачей педагогического эксперимента явилось выявление эффективности разработанной методики развития прыгучести у волеболисток 15 – 16 лет.

     Исследования  проводились на базе СОШ № 55 г. и  СОШ № 37 г. Челябинска. В экспериментальной группе (СОШ № 55, n = 14) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (СОШ №37, n = 15), где секционные занятия по волейболу проводились по общепринятой методике. Результаты исследования представлены в таблице (табл. 1).

     Таблица 1

     Показатели  прыгучести волейболисток 15 –16 лет до и после педагогического эксперимента

Группа Выпрыгивания  с места толчком двумя ногами со взмахом руками, см Выпрыгивания  вверх с одного шага толчком одной  ногой, см Прыжок  в длину с места толчком  двумя ногами, см Выпрыгивание  из приседа на одной ноге, см
До

эксп.

После

эксп.

До

эксп.

После

эксп.

До

эксп.

После

эксп.

До

эксп.

После

эксп.

Экспериментальная 41,9

±1,9

42,7

±1,5

53,2

±2,9

55,9

±2,4

179,6 ±3,4 182,9

±3,1

20,2

±1,8

21,3

±1,1

Контрольная 40,8

±1,6

41,3

±1,4

53,9

±3,3

54,1

±2,9

178,9

±2,8

180,3

±2,5

20,1,±1,4 20,6

±1,5

Коэффициент

корреляции (P(t))

< 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05
 

     Для более наглядного восприятия результатов  исследования, вычислен прирост показателей  прыгучести в экспериментальной  и контрольной группе в процентах. Результаты вычислений представлены в  таблице 2. 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2

     Динамика  прироста уровня развития прыгучести баскетболисток 15 – 16 лет в экспериментальной  и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента

    ТЕСТЫ Прирост, %
    Эксперимент.

    группа

    Контрольн.

    группа

    1. Выпрыгивания  с места толчком двумя ногами  со взмахом руками 1,9 1,2
    2. Выпрыгивания  вверх с одного шага толчком  одной ногой 3,6 1,5
    3. Прыжок  в длину с места толчком  двумя ногами 2,3 1,1
    4. Выпрыгивание  из приседа на одной ноге 5,4 2,1
 

     Результаты  исследований позволяют констатировать более высокий прирост прыгучести в экспериментальной группе, по сравнению  с контрольной группой. По всем четырем  тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение  в тесте 1 на 1,9%, в тесте 2 на 3,6%, в  тесте 3 на 2,3%, в тесте 4 на 5,4%. В контрольной  группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.

     Особенно  хотелось бы обратить на результаты тестов 2 и 4, которые больше отражают динамику и технику волейбола. По сравнению с тестами 1 и 2, мы наблюдаем в приведенных тестах более значимое улучшение, соответственно на 3,6% и 5,4%.. В контрольной группе во всех тестах динамика улучшения практически одинаковая, что говорит о том, что использованная там методика развития прыгучести не отражала специфики физической подготовки волейболистов.

     Таким образом, результаты педагогического  эксперимента доказывают эффективность  использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в  процессе совершенствования физической подготовки волейболисток 15 – 16 лет. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     1. По итогам анализа научно-методической  литературы определено, что специфическими  особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм  движений. Величина усилий, развиваемых  за максимально короткое время  при выполнении толчка в прыжках,  должна быть предельно большой.  Это возможно лишь при их  взрывном характере. Взаимосвязь  скорости и силы проявляется  в мощности движений. Для короткого  и сильного отталкивания необходимо  проявление мгновенной сократимости  мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации  волевых усилий. Для развития  прыгучести волейболистов используют  упражнения в динамических скоростных  режимах: специальные прыжковые  упражнения, толкания и броски  ногами тяжелых предметов, упражнения  с отягощениями и пр., выполняемые  с максимальной интенсивностью.

     2. Экспериментальная методика развития  прыгучести волейболисток 15 –  16 лет предусматривала:

     - Изменение соотношения средств  общей физической и специальной  физической подготовки в годичном  цикле тренировки в пользу  СФП. Вместо традиционно принятого:  ОФП - З0-40%, СФП - 60-70% - соотношение  составило: ОФП - 20% и СФП - 80%. Причем решение задач ОФП частично осуществлялось за счет СФП.

     - Соотношение средств СФП составило  35% скоростно-силовой (в основном  прыжковой), 40% силовой, по 10% на быстроту  и специальную выносливость и  5% на увеличение подвижности в  суставах и расслабление.

     - Занятия по СФП носили интегральный  характер и проводились в сочетании  с технико-тактической подготовкой.  Занятия с интегральной направленностью  проводились 3 раза в неделю  через день.

     - Блочную систему применения прыжковых  упражнений различной интенсивности.

     3. В результате исследований определен  удельный вес игровых действий, структурно связанных с проявлением  прыгучести, в общем объеме соревновательной  деятельности волейболистов 15 –  16 лет. Полученные данные наглядно  свидетельствуют о преимущественном  вкладе действий, выполняемых в  прыжке, в соревновательную деятельность. 57 % бросков – девушки и 81 % - юноши производят в прыжке. Броски  мяча в движении осуществляются, главным образом, в прыжке при  отталкивании одной ногой и  составляют 28,4 %. Только незначительная  часть дальних бросков выполняется  с места, что в основном характерно  для девушек, тогда как юноши  эти же броски производит в  прыжке.

Информация о работе Прыгучесть волейболиста