Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….

18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….

37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Готово все!!!.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

     К сожалению, потенциал русских народных подвижных игр в дошкольных учреждениях используется не в полной мере. В организации деятельности детей, воспитатели отдают должное внимание проведению занятий по развитию речи, математическому развитию, занятиям художественной культуры и т.д. Воспитатели часто жалуются, что дети занимаются «беготней» вместо того, чтобы лишний раз сесть и позаниматься или «просто поиграть».

       При поиске резервов оптимизации  двигательной активности педагогам  следует помнить об адекватности  используемых средств, при работе  с ребенком дошкольного возраста, рациональности использования организованных педагогом форм двигательных видов деятельности, а также – о создании условий для самостоятельной двигательной активности. В этом смысле русские народные подвижные игры вполне отвечают этим требованиям, так как их использование доступно детям с двухлетнего возраста.

     Игровая деятельность, в том числе и  двигательная, доступна и интересна  детям. Подражание животным и птицам и другим персонажам и образам  свойственно им, содержание игр, сюжет  и правила привлекают детей. Желание  выразить в движении свое настроение вызывает положительные эмоции и, как доказано многочисленными исследованиями, оказывает оздоровительный эффект.

     При организации и проведении русских  народных подвижных игр, воспитателю  необходимо соблюдать ряд условий:

     Во-первых, необходимо учитывать индивидуальные способности детей старшего дошкольного возраста. Можно выделить 2 группы детей:

     1. Здоровые дети;

     2. Дети, имеющие отклонения (гиподинамия,  гипокинезия, ожирение, нарушение  осанки и координационных способностей).

     В частности, все эти болезни возникают из-за недостаточной двигательной активности детей. Эффективным профилактическим средством являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры носят соревновательный характер, тем самым, повышая двигательную деятельность. Они будут более эффективны, если их проводить на свежем воздухе. Из этого следует, что они должны быть составной частью прогулки. Также, необходимо вести индивидуальный и дифференцированный подход в организации и подборе русских народных подвижных игр. Они должны строго соответствовать особенностям развития детей в группе.

     Детям, у которых нет отклонений, можно  предлагать такие игры как: «Салка», «Кот и мышь», «Слепая Лисица», «Мяч в стену» и т.д. Необходимо постепенно усложнять сложность движений.

     Для детей, с отклонениями, например: нарушение или отсутствие координационных способностей, в начале необходимо проводить малоподвижные игры и игры, не отличающиеся сложными выполнениями действий («Колечко», «Телефон», «Змейка» и т.д.).

       Необходимо помнить, что в подвижных  играх успешность и активность детей зависит не только от уровня физического развития, но и от самооценки. Дети со средним уровнем физического развития, но с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, не боятся брать на себя роль ведущего и уверены в том, что своими силами смогут справиться с заданием, активнее проявляют свои интересы, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных возможностях занижает самооценку. Поэтому при подборе участников подвижной игры, при формировании команд педагог должен понимать, что результат игры и ее педагогическое влияние на формирование самооценки детей зависит от состава ее участников. Подобного рода взаимодействие должно учитывать не только уровень самооценки и  физического развития, но и степень самостоятельности, инициативы и исполнительности участников игры. Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.

     Во-вторых, необходимо использовать игры разной интенсивности: малой, средней и высокой подвижности. Планируя русские народные подвижные игры, например, для проведения Дня здоровья в детском саду, старшему воспитателю следует осуществлять индивидуальный подход и дифференцировать двигательные возможности детей. Условно, не зависимо от возраста, выделяются три группы детей, характеризующиеся малой, средней и большой подвижностью[25;63].

     Малоподвижные дети вялы и пассивны, быстро устают, не решительны, избегают участия в  подвижных играх, уходят в сторону, даже не наблюдая за ходом игры. Роль педагогов состоит в постепенном увлечении таких детей в подвижные не сложные игры с минимальным количеством правил, малой и средней физической нагрузки, в объединении таких детей в небольшие подгруппы и расширении их двигательного и игрового опыта. Игры «Художники», «Белочка с орехами», «Каракатица», а также «Городки» наиболее подходящие для детей данной группы, так как их можно проводить с минимальным количеством детей, они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости. Когда дети освоятся в этих играх, усложнять надо не содержание игр, а включать в состав участников игры одного или двух более сильных игроков, чтобы темп игры постепенно наращивался.

     Дети  средней подвижности, отличаются ровным, спокойным поведением, адекватной подвижностью, они эмоциональны, обладают хорошими двигательными умениями и способностями. Такие дети любят играть в подвижные игры, с удовольствием выполняют в игре разные роли, могут играть самостоятельно. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, где результат зависит от скорости и аккуратности движений (игра «Водочерпалка»), от сосредоточенности и ловкости (игры «Городки», «Рыбак и рыбки»), либо от развития психических процессов (памяти, внимания, требующихся в игре «Водяной»). 

     Индивидуального и дифференцированного подхода  требуют дети, обладающие высокой  подвижностью – гиперактивные дети. Они отличаются реактивностью, неуравновешенностью  поведения. Для них характерны скоростные движения, повышенная интенсивность которых вызывает быстрое утомление. Следует также отметить, что движения таких детей не отличаются хорошей техникой выполнения, точностью и координацией. В подвижных играх гиперактивные дети нетерпеливы, часто спешат, не могут сосредоточиться, не осознают своих действий, не запоминают правил и являются постоянными их нарушителями. Они любят играть в шумные игры с большой физической нагрузкой, но интенсивность игры вызывает у них скорое утомление, что может сказаться на поведении. Индивидуальный подход будет заключаться в уменьшении дозировки двигательной активности, переключении на более спокойные игры, а также использование похвалы за каждое успешное двигательное действие.

     С детьми этой группы можно организовать игры, где необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия (игра «Черепаха-путешественница»), либо проявить максимум ловкости (игра «Капканы»), либо совершать простые действия, но результат игры будет зависеть не от скорости, а от точности и аккуратности действий (игры «Водолей», «Водонос», «Городки). При проведении игр необходимо постараться показать детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

     В-третьих, воспитателю, следует помнить о многообразии русских народных подвижных игр, которые различаются по характеру движений. Выделяют игры с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и т.д. Ведь однотипные игры ведут к снижению интереса игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Чем разнообразнее движения в игре, тем больший интерес она привлекает. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать двигательными качествами(ловкость, быстрота, равновесие, глазомер, гибкость, сила, выносливость и т.д.). С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества. Можно проводить игры: «Филин и пташки», «Зевака», «Летучий мяч», «Здравствуй, сосед!», «Мешочек» и т.д.

     Итак, на основании вышесказанного, можно  сделать вывод, что при организации  русских народных подвижных игр воспитатель должен учитывать индивидуальные и двигательные способности детей, использовать в практике многообразие игр, различающихся по движениям и владеть приемами их проведении. 

Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр

     2.1.Психолого-педагогическое  исследование методик  и результатов  первичной диагностики  уровня здоровьесбережения  у детей старшего  дошкольного возраста

     Контролировать  уровень достигнутых ребенком результатов  – необходимое условие грамотного процесса физического воспитания. Каждому  человеку, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть элементарными  приемами, (тестами), позволяющими судить об уровне развития, состояния здоровья и физической подготовленности воспитанников[21;315].

     При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться  на следующие факторы:

     1. Степень овладения ребёнком базовыми  умениями и навыками в 

     разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

     2. Умение активно участвовать в  разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой  арсенал движений в разных  условиях;

     3.Развитие  физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;

     4. Общая двигательная активность  ребёнка в течение всего времени  пребывания в дошкольном учреждении.

     Диагностика физического состояния детей  дошкольного возраста проводится по методике М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской[20;74].

     Тестирование  позволяет выявить реальный уровень  подготовленности ребенка и степень  его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным.

     Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

     Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой  или соревновательной форме. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

     Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. [21;164].

     Цель: Определить скоростные качества в беге на 10- 30 м. с высокого старта.

     Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!”  участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде  “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут  к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

  Таблица 1

     Средние показатели скорости бега на 10 и 30 м

Упражнения      Пол      5 лет      6 лет
10 м с хода (сек) Мальчики 2,5-2,1 2,4-1,9
Девочки 2,7-2,2 2,5-2,0
30 м со старта  (сек) Мальчики 9,2-7,9 8,4-7,6
Девочки 9,8-8,3 8,9-7,7

 

     Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, прежде всего, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. В связи с возрастными особенностями, у дошкольников определяются комплексные проявления силы и скорости в скоростно-силовых упражнениях[21;173].

     Скоростно-силовые  способности плечевого пояса  можно измерить по расстоянию, на которое  ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед (таблица 2).

Информация о работе Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста