Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….

18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….

37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Готово все!!!.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)
 
     Содержание
Введение   3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников  
 
1.1 Здоровьесбережение  у детей старшего дошкольного  возраста как психолого-педагогическая проблема………..  
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….  
 
 
18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...  
31
Глава 2. Проектирование  деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр  
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….  
 
 
37
2.2 Педагогическое  проектирование по здоровьесбережению  у детей старшего дошкольного  возраста через использование русских народных подвижных игр………..                                     
 
47
Заключение                                                                                                 

Список  литературы                                                                                   

Приложение                                                                                                


 

     Введение

     Дошкольный  возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс  социализации, устанавливается связь  ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития. [2;23].

       Достаточно ли прочным будет  этот фундамент, зависит целиком  от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к спортивно-оздоровительным мероприятиям, играм, физической культуре и потребности в таких занятиях.

     Охрана  здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, двигательную активность и т.п.

     Выделяют средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания выступают: оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни и игровая деятельность дошкольников[21;42].

     Тема  укрепления и сохранения здоровья у  дошкольников через игры является актуальной т.к. игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими, эффективно влияют на деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. Из этого следует, игра является одним из факторов здоровьесбережения у дошкольников.

     Проблемой игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития: В.Штерна, Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Л.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

     Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического и физического развития личности ребенка. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали[9;8].

     В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать игры и занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности[22;45].

     Передовые русские ученые П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, В.В. Гориневский, уделяли большое  внимание играм, которые выступали  в качестве средств физического  развития ребенка[24;4].

     На  практике ими было доказано, что  на развитие физических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и  силы, большое влияние оказывают  подвижные игры, к их числу относятся русские народные подвижные игры. Учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, они разъясняли их значение для физического развития ребенка и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.

     Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются естественным средством здоровьесбережения, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике.

     Обозначенное  выше противоречие привело нас к  проблеме поиска эффективных средств здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.

     Актуальность  исследования и недостаточная разработанность  методического аспекта проблемы определили выбор темы нашей курсовой работы: «Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста».

     Объект  исследования: процесс здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.

     Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.

     Гипотеза  исследования: использование русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если:

     - учитывать индивидуальные способности детей старшего дошкольного возраста;

     - использовать игры разной интенсивности;

     - на практике применять многообразие игр отличающихся по движениям.

     В соответствии с предметом, целью  и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу, научные педагогические и методические источники в области дошкольного образования, физической культуры и спота в контексте изучаемой проблемы.
  2. Выявление сущности основных понятий: русские народные подвижные игры, здоровьесбережение, здоровый образ жизни, старший дошкольный возраст.
  3. Выявить сущность русских народных подвижных игр как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать комплекс русских народных подвижных игр для использования их в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.

     Логика  поставленных цели и задач обусловила применение системы следующих  методов исследования.

     Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

       Эмпирические: обобщение педагогического опыта, психодиагностические методы.

     Практическая  значимость: работа может быть использована педагогами при организации игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы здоровьесбережения у дошкольников

     1.1. Здоровьесбережение  детей дошкольного  возраста как психолого-педагогическая  проблема

     Сохранение  и укрепление здоровья детей - одна из главных

стратегических  задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании»; «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.[31].

     Многие  философы отводили и отводят в  ряду ценностей жизни первое место  здоровью. Здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Вересаев В., известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все...». [5;132].

       В дошкольный период формируются  основы физического и психического  развития здоровья ребенка, вырабатываются  определенные черты характера,  приобретаются жизненно важные  умения и навыки. В связи с  этим особая роль отводится  правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.[7;87].

     Здоровьесбережение – это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.[3;32].

     Здоровый  образ жизни – это наиболее оптимальная система поведения  человека в повседневной жизни, позволяющая  ему максимально реализовать  свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. [4;43].

     Таким образом, понятие “здоровый образ  жизни” применительно к детям  дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка.

     По  мнению Ковалько В.И., здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс определенной направленности: медико-гигиенической (осуществляемые при тесном контакте педагог — медицинский работник — ребенок); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. [16].

     Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей  дошкольного возраста всегда было приоритетным направлением в работе ДОУ. Так как с одной стороны, здоровье является необходимыми условием для всестороннего развития ребенка и обеспечение нормальной жизнедеятельности растущего организма, с другой – состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе.

     За  последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось  с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания  с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Как показывает практика, значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушение телосложения и осанки. Главные причины таких нарушений: недостаточная двигательная активность, гиподинамия, неудовлетворительный режим жизни ребенка (пассивный отдых, недостаточность прогулок на свежем воздухе, нерациональный режим питания, частые инфекционные заболевания и т.д.)[23;66].

Информация о работе Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста