Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….
18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….
37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение
Содержание | ||
Введение | 3 | |
Глава 1. | Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников | |
1.1 | Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……….. | 7 |
1.2 | Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………. | 18 |
1.3 | Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………... | 31 |
Глава 2. | Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр | |
2.1 | Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………. | 37 |
2.2 | Педагогическое
проектирование по здоровьесбережению
у детей старшего дошкольного
возраста через использование русских
народных подвижных игр……….. |
47 |
Заключение Список
литературы Приложение
|
Введение
Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития. [2;23].
Достаточно ли прочным будет
этот фундамент, зависит
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, двигательную активность и т.п.
Выделяют средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания выступают: оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни и игровая деятельность дошкольников[21;42].
Тема укрепления и сохранения здоровья у дошкольников через игры является актуальной т.к. игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими, эффективно влияют на деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. Из этого следует, игра является одним из факторов здоровьесбережения у дошкольников.
Проблемой игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития: В.Штерна, Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Л.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического и физического развития личности ребенка. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали[9;8].
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать игры и занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности[22;45].
Передовые русские ученые П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, В.В. Гориневский, уделяли большое внимание играм, которые выступали в качестве средств физического развития ребенка[24;4].
На практике ими было доказано, что на развитие физических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и силы, большое влияние оказывают подвижные игры, к их числу относятся русские народные подвижные игры. Учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, они разъясняли их значение для физического развития ребенка и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются естественным средством здоровьесбережения, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике.
Обозначенное выше противоречие привело нас к проблеме поиска эффективных средств здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
исследования и недостаточная
Объект исследования: процесс здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.
Гипотеза исследования: использование русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если:
- учитывать индивидуальные способности детей старшего дошкольного возраста;
- использовать игры разной интенсивности;
- на практике применять многообразие игр отличающихся по движениям.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Логика поставленных цели и задач обусловила применение системы следующих методов исследования.
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Эмпирические: обобщение педагогического опыта, психодиагностические методы.
Практическая значимость: работа может быть использована педагогами при организации игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1.
Здоровьесбережение
детей дошкольного
возраста как психолого-
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании»; «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.[31].
Многие философы отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. Здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Вересаев В., известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все...». [5;132].
В дошкольный период
Здоровьесбережение – это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.[3;32].
Здоровый образ жизни – это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. [4;43].
Таким образом, понятие “здоровый образ жизни” применительно к детям дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка.
По мнению Ковалько В.И., здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс определенной направленности: медико-гигиенической (осуществляемые при тесном контакте педагог — медицинский работник — ребенок); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. [16].
Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда было приоритетным направлением в работе ДОУ. Так как с одной стороны, здоровье является необходимыми условием для всестороннего развития ребенка и обеспечение нормальной жизнедеятельности растущего организма, с другой – состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе.
За
последнее десятилетие