Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….
18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….
37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение
Таблица 2
Метание медбола (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)
Возраст | Мальчики | Девочки |
5 лет | 187-270 | 138-221 |
6 лет | 221-303 | 156-256 |
Скоростно-силовые способности нижних конечностей определяется по результатам в прыжках в длину с места, в высоту с места, в длину и высоту с разбега (в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»).
Таблица 3
Средние результаты прыжков (см)
Возраст, лет | Пол | В длину | В высоту | ||
С места | С разбега | С места | С разбега | ||
5 лет | Мальчики | 81,2-102,4 | 118-139 | 20,2-25,8 | 36-42 |
Девочки | 66-94 | 105-124 | 20,4-25,6 | 34-40 | |
6 лет | Мальчики | 86,3-108,7 | 139-170 | 21,1-26,9 | 42-54 |
Девочки | 77,7-99,6 | 124-160 | 20,9-27,1 | 40-51 |
Другие результаты определения скоростно-силовых способностей представлены в таблице 8:
Контрольное упражнение № 1 – ползание по скамейке 6 м на животе подтягиваясь руками;
Контрольное упражнение № 2, «пресс» – поднимание туловища из положения, лежа, согнув ноги, максимально быстро в течение 30 секунд.
Ловкость - способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
В связи с таким широким понятием, ловкость можно определять комплексом различных упражнений показывающих разные стороны развития ловкости. [21;196].
Цель: Определить способность быстро
и точно перестраивать свои
действия в соответствии с
требованиями внезапно
Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
Ловкость в беге можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Е.Н. Вавилова рекомендует использовать разницу пробегания дистанции 30 м по прямой и 3 х 10 м (челночный бег) или 30м с оббеганием препятствий (змейкой), количество препятствий Е.Н. Вавилова не указывает. Чем меньше разница, тем выше уровень ловкости.
Таблица 4
Результаты челночного бега 3 х 10 м и оббегания препятствий (сек).
Возраст, лет | Челночный бег 3 x 10 | Оббегание препятствий | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
5 | 14,5 | 13,0 | 7,2 | 8,0 |
6 | 11,7 | 12,1 | 5,6 | 6,0 |
- ловкость в координации (равновесие «фламинго»), таблица 5; Координационные способности (ловкость). Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек).
Таблица 5
«Фламинго» - равновесие на одной ноге (сек).
Пол | 5 лет | 6 лет |
Мальчики | 8,7-15,0 | 15,1-27,9 |
Девочки | 7,3-13,6 | 13,7-26,7 |
- ловкость в лазании (влезание по гимнастической лестнице 3 м), таблица 8 (№ 3);
- ловкость в точности (метания в цель), таблица 8(№ 4);
Выносливость - способность противостоять утомлению. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов[21;154].
Таблица 6
Общая выносливость определяется скоростью пробегания длинных дистанций
Бег на выносливость | Пол | Возраст | Показатели |
90 м | Мальчики и девочки | 5 лет | 30,6-25,0 |
120 м | Мальчики и девочки | 6 лет | 35,7-29,2 |
300 м | Мальчики | 6 лет | 105,1-85,8 |
Девочки | 6 лет | 107,2-84,2 |
Силовая выносливость рук определяется по времени виса на прямых руках на гимнастической стенке, спиной к стенке. Упражнение начинается по команде и заканчивается при попытке изменить положение рук, тела (перехватиться), упоре ногой в перекладину.
Таблица 7
Вис на прямых руках (сек).
Пол | 5 лет | 6лет |
Мальчики | 17,0-25,4 | 25,6-32.5 |
Девочки | 18,9-21,2 | 21,3-28,5 |
Другие показатели уровня физического состояния и развития детей (скоростно-силовые – 1,2; ловкость – 3,4; выносливость – 5; гибкость – 6)
Таблица 8
№ | Показатель | Пол | 5-6 лет |
1 | Ползание 6 м | Девочки | 18,4-15,1 |
Мальчики | 17,7-11,3 | ||
2 | Пресс количество раз за 30 сек | Девочки | 10,8-12,7 |
Мальчики | 9,7-14,8 | ||
3 | Лазанье 3 м (сек) | Девочки | 10,1-7,9 |
Мальчики | 8,5-6,7 | ||
4 | Метание в мишень(очки из 25) | Девочки | 3,9-7,9 |
Мальчики | 5,8-8,9 | ||
5 | Вис на согнутых руках(сек) | Девочки | 19,9-23,4 |
Мальчики | 14,2-21,8 | ||
6 | Наклон вперед сидя(см) | Девочки | 16,9-18,8 |
Мальчики | 16,6-18,0 |
В таблице 8 приведены некоторые показатели физической подготовленности, полученные нами опытным путем и помогающие определить различные стороны подготовленности.
Упражнение 1 и 2 определяют скоростно-силовые способности рук и туловища соответственно.
Ползание выполняется по гимнастической скамейке длиной 6 м (две скамейки по 3 м подряд). Ребенок становится перед торцом скамейки в положении согнувшись, руки в упоре о скамейку. По сигналу – ложится на живот и ползет, подтягиваясь руками. Доползая до конца скамейки – хлопок по подставленному кубику или полу как сигнал финиша.
«Пресс» - поднимание туловища ил положения лежа. Ребенок принимает положение лежа, согнув ноги в коленях (можно до прямого угла). Ноги закреплены. Руки сложены на груди, ладонями на плечи. По сигналу – поднимание туловища до касания локтями колен. Делать максимально быстро в течение 30 секунд.
Упражнения 3 и 4 определяют ловкость в лазании и ловкость в точности.
Лазанье выполняется по гимнастической лестнице соответствующего стандарта. На высоте 3 м укрепляется ориентир (колокольчик, флажок и др.), до которого необходимо дотронуться рукой. Ребенок становится в основную стойку возле лестницы и по сигналу начинает выполнять влезание произвольным способом координации рук и ног с максимально возможной скоростью. Влезание заканчивается, когда ребенок коснется рукой ориентира на высоте 3 м. Спуск выполнять медленно, под контролем руководителя.
Метание выполняется с дистанции 3 метра. Мишень диаметром 70-75 см с 5-ю концентрическими кругами от 1 до 5 очков. Центр мишени – круг диаметром 15 см (5 очков). Ребенок становится напротив мишени на расстоянии 3 м и выполняет 5 бросков малым мячом (7-8 см) стараясь попасть в центр мишени. Результат попаданий записывается суммой «выбитых» очков.
Упражнение 5 – «вис на согнутых руках» определяет силовую выносливость рук. Ребенок, при помощи взрослого фиксирует вис, подтянувшись на согнутых руках до уровня ключиц-плеч. Перекладина может прижиматься к груди, нельзя удерживаться подбородком.
По сигналу, помощь взрослого прекращается, и ребенок старается удержаться в положении виса максимально возможное время. Положение виса считается от сигнала старта (начала виса) до опускания тела с разгибанием рук до прямого угла. Это время фиксируется в секундах.
Гибкость - монофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Наиболее важное оздоровительное значение имеет уровень гибкости позвоночника. Определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя». Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах (таблица 8;№6). При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя[21;187].
Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста проводится по диагностическим методикам Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич[23;115].
Они используются для оценки психомоторного развития дошкольников. Просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны.
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2
балла – неправильное
1 балл – ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.
Задания для детей 5-6 лет (занимающаяся группа):
А – пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой), ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек.
В – ребенку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и «свобода» совершаемого движения.
С – Ребенок должен поразить мячом цель размером 25x25 см с расстояния 1,5м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно.
D – ребенку предлагается скатать шарики из листа бумаги размером 5x5 см, рука вытянута вперед (помощь другой рукой отсутствует). Для ведущей руки норма 15 сек., для второй – 20 сек.
Контрольные упражнения для оценки сформированности основных движений у детей 5 -6 лет :
Ходьба – на носках, руки за голову; на пятках; перекатом с пятки на носок; в ритм на месте и с продвижением, гимнастическая ходьба, на наружных сторонах стопы, приставным шагом с хлопком.
Бег – бег в ритм на месте и с продвижение, с преодолением препятствий(обегать, перепрыгивать, пролезать), высокий бег, бег с захлестыванием голени, уметь убегать от водящего, догонять убегающего. При беге следует обращать внимание на положение головы, туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега.
Прыжки – прыжки на месте с поворотом на 90 гр., ноги вместе – ноги врозь, поскок в ритм с продвижением, прыжки с места в высоту, глубину, длину, прыжки на одной ноге с продвижением вперед, подпрыгивать на месте одна нога вперед, другая назад.