Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….
18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….
37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение
Лазание – лазание по гимнастической стенке (до верха) и слезание с нее ритмично, не пропуская реек, ползание на четвереньках, толкая головой мяч, на четвереньках назад, на животе, пролезая под скамейкой.
Метание – свободное отбивание мяча от пола на месте и с продвижением вперед, перебрасывание мяча друг другу и умение ловить его стоя, сидя и разными способами, овладение элементарными приемами волейбола и баскетбола, метание мяча в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 3-4 м. Равновесие – уметь выполнять сложные упражнения на равновесие («ласточка», «пистолетик», «цапля») на полу и на гимнастической скамейке, стоя на гимнастической скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю ступню, поворачиваться кругом, после бега и прыжков приседать на носках, руки в стороны, оставаться и стоять на одной ноге, руки на поясе.
Все
полученные данные фиксируются в
начале (Н) курса и в конце (К) курса
и оформляются таблицу 9.
Оценка психомоторного развития
Таблица 9
Ф.И.ребенка | Психомоторное развитие | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Итак,
по результатам диагностики можно определить
уровень физической подготовленности
и психомоторного развития группы, также
выявить наиболее выраженные нарушения
статической, динамической, зрительно-моторной
или тонко дифференцированной координации
и осуществляется планирование и построение
обучающего курса занятий.
2.2. Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через русские народные подвижные игры
Проблема здоровьесбережения у дошкольников является ведущей проблемой современности. От ее реализации зависит всестороннее развитие организма детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры являются естественным средством укрепления и сохранения здоровья. Как показывает практика, потенциал этих игр не используется в должной мере, поэтому необходимо способствовать внедрению и применению этих игр в организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Они будут иметь оздоровительное значение только в том случае, если учитывать такие факторы как: индивидуальные способности ребенка, уровень развития двигательной активности и т.д.
Русских народных подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё и тем, что ребенок сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства. Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятное время для включения русских народных подвижных игр в процесс воспитания и развития.
С учетом этого мы предлагаем проект с использованием русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет
возрастных особенностей детей (от 5 до 6 лет), доступность материала, постепенность его усложнения и предназначен для реализации педагогами дошкольных учреждений. Представлен комплекс игр на один квартал, игры делятся на 3 блока. Каждый блок имеет свою специфику. Тематический план составляется в соответствии с перечнем игр в данных блоках. Подбор и планирование русских народных подвижных игр зависят от условий работы возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья, времени года, особенностей режима, место проведения и интересов детей.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. Проводить занятия можно как на свежем воздухе, так и в спортивном зале. Русские народные подвижные игры используются в качестве структурной части занятия. Как правило, проводятся в основной и заключительной частях занятия.
Цель проекта: способствовать укреплению здоровья и повышать работоспособность детей через организацию русских народных подвижных игр.
Задачи:
Оздоровительная:
1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
2.
Способствовать сохранению
3.
Удовлетворять потребность
Образовательная:
1.
Формировать и
2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
3. Формировать умения выполнять правила русских народных подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Воспитательная:
1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
2.
Поощрять двигательное
3. Содействовать развитию положительных эмоций, самоконтроля, самооценки, умению общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
I. блок: комплекс игр разной интенсивности используемых в игре движений:
Цель: способствовать развитию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
II.блок: комплекс игр, отличающихся физическими качествами, преимущественно проявляемыми в игре.
Цель: способствовать дальнейшему развитию физических качеств.
III. блок: комплекс игр, отличающихся по типу двигательных действий в игре:
Цель: способствовать развитию интереса к игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Примерный тематический план на один квартал для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | № занятия | Игры | Назначение игр |
Сентябрь | 1 | 1.«Фанты». 2.«У медведя во бору». |
1.Способствуют
развитию мышления, быстроты реакций;
2. способствует развитию физических качеств: быстроты, ловкости. |
2 | 1.«Салка». 2. «Краски». |
1.Способствует
развитию двигательных качеств: быстроты,
выносливости, ловкости;. Воспитывает
уважение к друг другу;
2. Способствует развитию мыслительных процессов: внимания, памяти, воображению. | |
3 | 1.«Кот и мышь». 2.«Слепая Лисица». |
1.Способствует
развитию физических качеств:
ловкости, выносливости, быстроты; Направлена
на развитие интереса к игровой деятельности;
2. Способствует развитию внимания, координационных способностей. | |
4 | 1.«Мяч кверху». 2.«Дорожки». |
1.Способствует
развитию координационных способностей,
силы, ловкости;
2.Способсткует
развитию координации, | |
5 | «А на море шторм». | 1.Обееспечивает двигательную активность на высоком уровне, способствует развитию быстроты, выносливости. | |
6 | «Огородник и воробей» |
Способствует развитию физических качеств: ловкости, выносливости, быстроты. Направлена на развитие интереса к игровой деятельности | |
7 | 1.«Смелые ребята». 2.«Малечена-калечена» |
1.Способствуют
развитию мышления, быстроты реакций.
2. Способствует развитию равновесия. | |
8 | «Молчанка». | Способствует развитию способностей не реагировать на внешние раздражители | |
Октябрь | 1 | 1.«Колечко». 2.«Гуси-лебеди». |
1.Способствует
развития внимания, быстроты реакций;
2. Способствует развитию двигательной активности, быстроты, внимания. |
2 | «Пролезай- убегай!». | .Направлена на развития ловкости, гибкости, быстроты, смены направления. | |
3 | «Пятнашки». | Способствует развитию быстроты, выносливости, ловкости, направлена на межличностные отношения. | |
4 | 1.«Снежки». 2.«Змейка». |
1.Способствует
развитию мелкой моторики, воспитывает
чувство уважения к 2. Способствовать
развитию координации, | |
5 | «Зеваки». | Способствует развитию моторики рук, движений, взаимодействию в коллективе. | |
6 | «Здравствуй,сосед!» | Способствует сплочению коллектива. | |
7 | 1.«Удочка».
2.«Пчелки и ласточки». |
1.Способствует
развитию быстроты реакции, 2. способствует развитию быстроты, ловкости. | |
8 | «Ловишка в кругу». | Игра направлена на развитие интереса к игровой деятельности | |
Ноябрь | 1 | 1.«Телефон». 2.«Челночок». |
1.Игра способствует
развитию слуховых 2.Способствуют взаимодействию друг с другом. |
2 | 1.«Почта». 2.«Зайки». |
1.Развивает
способность у детей 2. Способствует развитию быстроты, ловкости, формирует межличностные отношения. | |
3 | «Через обруч пролезай- выше палку поднимай» | Развивает способность выполнять движения слитно, переход одного действия в другое. | |
4 | «На другую сторону». | Способствует развитию волевых качеств и физических качеств. | |
5 | эстафета«Мой веселый мяч». | Способствует развитию всех физических качеств, также воспитывает у детей чувство коллективизма, взаимопомощи. | |
6 | 1.«Наседка и коршун». 2.«За мячом». |
1. игра воспитывает
чувство ритма движений в 2.Игра способствует развитию моторики, овладевают простыми навыками ловли и передачи мяча. | |
7 | 1.«Мешочек». 2.«На скакалках прыг, да скок». |
1.Игра способствует
развитию координации, 2. Игра способствует повышению двигательной активности у детей. |
Содержание
игр используемых в сентябре.
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит: Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
Ведущий
ведет примерно такой разговор:
– Что продается в булочной?
– Хлеб.
– Какой?
– Мягкий.
– А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
– Всякий.
– Из какой муки пекут булки?
–
Из пшеничной.
И т. д. При выкупе фантов участники игры придумывает для хозяина фанта интересные задания: дети должны спеть песню, загадать загадки, прочитать стихи, рассказать короткие смешные истории, вспомнить пословицы и поговорки, прыгать на одной ножке. Фанты могут выкупаться стразу же после того, как проиграют несколько человек.
Медведь, выбранный жеребьевкой, живете лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
– Медведь постыл
– На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, Медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот Медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песенкой.