Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….

18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….

37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Готово все!!!.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

     С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный  играющий становится ласточкой, игра повторяется.

  • «Ловишка в кругу»

       На площадке чертят большой  круг. В середине круга кладут  палку. Длина палки должна быть  значительно меньше диаметра  круга. Величина круга от 3 м  и более в зависимости от  количества играющих. Все участники  игры стоят в кругу, один  из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки. 

     Содержание  игр используемых в ноябре. 

     
  • Игра: «Телефон»

     Все дети садятся в ряд: кто сидит  первым, тот телефон. Ведущий на ухо  ему быстро говорит какое-то слово  или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего играющего.

     После этого, все говорят, что они услышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются  ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конец ряда.

  • Игра: «Челночок»

     Все участники игры встают парами лицом  друг к другу и берутся за руки- это ворота.

     Дети  из последней пары пробегают или  проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.

  • Игра: «Почта»

     Игра  начинается с переклички водящего с  игроками:

     Динь, динь, динь!

     Кто там?

     Почта!

     Откуда?

     Из  города…!

     А что в городе делают?

     Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т.д. Все играющие должны сделать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается как только водящий наберет 5 фантов. Играющие должны выкупить у него эти фанты- выполняя те задания, которые он скажет. Затем игра продолжается.

  • Игра : «Зайки»

     Игра  проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

  • Игра: «Через обруч пролезай- выше палку поднимай!»

     Дети  строятся в 2 колонны; перед каждой на расстоянии 2-3 м., положены один за другим 2 обруча и гимнастическая палка. По сигналу : «Бегом!»- по направлению к  обручам бегут первые двое детей(по одному из каждой колонны).

     Ребенок должен взять обруч двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть, затем выпрямиться и выпрыгнуть из обруча. Во второй обруч надо сначала войти одной ногой, затем другой, нагнуться, взять его руками, поднять над головой и положить снова на пол.

       Подбежав к палке, ребенок должен поднять ее над головой, затем положить ее на прежнее место. И подбежав, к совей колонне, он должен стать последним. После этого бежит следующий.

  • Игра: «На другую сторону»

       Перед ребенком начерчены 2 линии,  находящиеся друг од друга 7 м., он должен перебросить набивной мяч, как можно дальше на другую сторону. Дети выполняют это упражнение по очереди. Затем переходят на другую сторону, и бросками возвращают мячи на место.

  • Эстафета: «Мой веселый мячик»

     Она включает в себя следующие упражнения:

  1. Прокатить мяч между ног, следующему игроку.
  2. Передача мяча над головой.
  3. Выполнение бросков в корзину(обруч),
  4. Введение мяча левой и правой рукой.
  • Игра: «Наседка и коршун»

      Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и без приговора наседки.

  • Игра: «За мячом»

     Дети  делятся на 4 группы. Вдоль одной стены комнаты проводят черту, у которой стоят 2 группы: 2 других у противоположной стены, тоже на одной линии. Крайним играющим, справа или слева, дают по одному мячу. По сигналу воспитателя: «Начинайте!»- они бросают мячи напротив стоящему и сразу же бегут к той колонне, куда бросили мяч, и становятся сзади. Тот, кто поймал мяч, бросает его тоже стоящему напротив, бежит к той колонне, куда полетел мяч, и становится сзади. Игра продолжается до тех пор, пока все не поменяются местами.

  • Игра: «Мешочек»

     Эта игра проходит виде соревнований. Предлагается детям мешочек, набитый песком и  необходимо выполнить следующие  упражнения:

  1. Пройти, не уронив мешочек вдоль зала- мешочек на голове.
  2. Пройти, не уронив 2мешочка вдоль зала- мешочки детям кладутся на плечи.
  3. Пройти закрытыми глазами вдоль зала- мешочек на голове.

       Игра: «На скакалке прыг, да скок»

     Дети  стоят в шеренгу по четыре. Четверка выходит на условную линию. В руках  у каждого скакалка. На слова воспитателя: « На скакалках прыг да прыг!»- дети прыгают с ноги на ногу. На слова: «На скакалках прыг да скок»- меняют движения: прыгают быстро на носках, отталкиваясь одновременно двумя ногами. По сигналу: «Скорей!»- быстро бегут вперед (расстояние 5-6 м), перебрасывая на ходу скакалки через головы. Отмечается тот, кто прибежал первым на линию, украшенную листочками или флажками. 
 

     Планируемые результаты:

  • Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей старшего дошкольного возраста.
  • Улучшение соматических показателей здоровья.
  • Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

     Таким образом, при успешном проведении проекта в результате будут решены все образовательные, воспитательные, а главное, оздоровительные задачи.

     Список  источников информации

     Для воспитателей:

  1. Детские народные подвижные игры: Кн.для воспитателей дет.сада и родителей/ сост. Кенеман А.В., Осокина Т.И., -2-е изд., дораб.- М.:Просвещение; Владос ,1995.- 224.: ил.
  2. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1968.-86с
  3. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет.сада/ под ред. Руссковой Л.В,.- М.: Просвещение, 1986.-79 с.,ил.
  4. Шишкина В.А.Движение+движения: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.: просвещение, 1992 с.: ил.
  5. http://www.razumniki.ru/podvignie_igry.html
  6. http://festival.1september.ru/articles/514345/
  7. http://www.milohka-domen.okis.ru/Podvignie_igry.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Дошкольное  детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая  становится для него ведущей деятельностью. Играя, дошкольник учится общаться со сверстниками.

     Игра  для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний, динамичности собственного Я, проба  силы самовоздействия. Ребенок осваивает  собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

     Игра  – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

     Особое  значение народных подвижных игр  заключается в том, что они  широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с ок-ружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправлен-ность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, свя-занного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования воз-можностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся е выполнением добровольно принятых или уста-новленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения харак-теризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в форми-ровании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.

     Из  всего вышесказанного можно придти к выводу, что игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей любого возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Также было замечено, что во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.  
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Артемова А.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре. В кн. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под. ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. – М., 1996. С. 188 – 205.741
  2. Бабаева Т.И, Логинова В.И., Михайлова З.А., Программа Детство, Санкт - Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004
  3. Безруких М.М. «Азбука здоровья и развития» /под ред. М.М. Безруких . – М.: Вентана –Издательство: Дрофа, 2007 г.
  4. Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни детей — М.: Медицина, 1988- с. 43.
  5. Вачков И.В., Сказкотерапия Развитие самопознания через психологическую сказку. – М., 2007. - с.144
  6. Википедия (ru.wikipedia)
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М.: Профессиональное образование, 1997 – с. 112
  8. Детские подвижные игры народов СССР. / Сост. Кенеман А.В. под. ред. Осокиной Т.И. – М.: Просвещение, 1987. – с.19
  9. Доронтова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В.Игра в дошкольном возрасте: Пособие для воспитателей детских садов.-М.: издательский дом «Воспитание дошкольника, 2002.- 128.
  10. Закон РФ «Об образовании»
  11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт,1970.- с.200
  12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 1985.-271 с.
  13. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического развития в дошкольном возрасте: - М.: Просвещение . 1998. с.243
  14. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста: В 2 т.- Т.1- М.,1951; Т.2-М.,1952.
  15. Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995 – с.9
  16. Лобанова Е.А. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях http://www.sgu.ru/files/nodes/32510/Lobanova.doc 
  17. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования дошкольников в сфере физической культуры/ А.П.Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997
  18. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
  19. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1989 – с. 25
  20. . Рунова М.А, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с
  21. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издательский центр "Академия", 2001. – 368 с.
  22. Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям,-К.: Рад. шк" 1985.-557 с.-87
  23. Тарасова Т.А. Контроль физ. состояния детей дошкольного возраста: мет.-е рекоменд. для руководителей и педагогов ДОУ – М. ТЦСфера, 2005, 85 с.льский дом «Воспитание дошкольника, 2002.- 128»
  24. Тимофеева Е.А.Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн.для воспитателя детского сада.-2-е изд.,исп. И доп.- М.: Просвещение,1986.-79 с.,ил.
  25. Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, 1996 – с. 21
  26. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 "Воспитание в дошкол. учреждениях". – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с., ил.-132
  27. Шишкина В.А.Движение+движения: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.: просвещение, 1992 с.: ил.- ISBN 5-09-004058
  28. http://www.ds38.ru/info/special/11/301
  29. http://www.pedagog.kamardin.com/index.phpoption=com_content&view=article&id=122:2011-03-03-09-09-26&catid=22&Itemid=13
  30. http://www.sgu.ru/files/nodes/32510/Lobanova.doc
  31. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii.ru

Информация о работе Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста