Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….
18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….
37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется.
Правила.
1.
Если играющий устал, он может
прыгать поочередно то на
2.
Когда меняются салки,
3.
Салка тоже должен прыгать
на одной ноге.
Играющие выбирают ведущего, каждый игрок берет в руки небольшую палочку (20-30 см). Все произносят такие слова:
-Малечина- калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера
До зимнего?
После слов дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой(левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «раз, два, три…десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие удерживая палку могут ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Правила игры: дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие.
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".
Игроки (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками игроков. Как только кот поймал мышь, игроки встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
С помощью считалки выбирают 2-х лисиц. Затем они встают друг против друга, закрывают глава. Остальная часть группы должна как можно тише, быстрее и незаметнее проползти, перебежать, перепрыгнуть этот туннель, чтоб лисицы не схватили.
Тот, кого поймали лисицы встает на их место
Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мяч кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!». Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.
На земле проводят разные по форме линии- это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делая более сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожки нужно, точно наступая на линию, не мешая друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.
Игра начинается с выбора водящего- это рыбак, все остальные- рыбы. Необходимо каждому ребенку придумать себе название рыбы. Затем рыбак спрашивает у каждого ребенка, что он за рыба. Начинает бегать вокруг детей постепенно называя рыб: форель, килька и т.д. Когда рыбак их называет они должны прицепиться за впереди бегущего ребенка, тем самым образуя, как бы поезд. Когда все рыбы собраны, рыбак начинает очень быстро передвигаться по площадки, а вместе с ним и рыбы. Как только водящий произносит фразу: «А на море шторм», рыбкам необходимо занять свободные места(обручи). Какая рыбка не успела, превращается в рыбака.
По считалке выбирается «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг, «огородник» поёт:
Эй, воробей, не клюй конопель,
Не своих, ни моих, ни соседовых.
Я за эту конопель тебе ножку перебью.
«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети в круг воробья пускают и выпускают. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.
Воспитатель предлагает в группе построиться по трое, взявшись за руки. Отойдя от группы детей на расстоянии 4-5 м., воспитатель с кем-нибудь из взрослых берет длинный толстый шнур и начинает его вращать дугой вверх, вниз. Перед этим он спрашивает детей: «Вы, ребята, смелые?»- дети отвечают: «смелые!»- «Посмотрим, какие вы смелые! Крутим раз, крутим два, крутим три! Смелая тройка беги!»
По этому сигналу дети должны дружно, не разъединяя рук, пробежать под крутящейся веревкой. Тройка, правильно выполнившая это задание, считается смелой. До проведения игры необходимо научить учащихся пробегать под вертящейся веревкой по одному.
Перед началом игры играющие хором произносят:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики,
По свежей росе,
По чужой полосе!
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок,
Молчок!
После
слова «Молчок!» все должны замолчать.
Ведущий стареться играющих рассмешить
движениями, смешными словами и потешками,
шуточными стихотворениями. Если кто-то
засмеется или скажет одно слово, он отдает
ведущему фант. В конце игры дети свои
фанты выкупают: по желанию рассказывают
стихи, поют песни, танцуют и т.д.
Содержание
игр используемых в октябре.
На длинный шнур надевают
Участники
игры выбирают волка и хозяина, остальные
– гуси-лебеди. На одной стороне площадки
чертят дом, где живут хозяин и гуси, на.
другой – живет волк под горой. Хозяин
выпускает гусей в поле погулять, зеленой
травки дощипать. Гуси уходят от дома довольно
далеко. Через некоторое время хозяин
зовет гусей. Идет перекличка между хозяином
и гусями:
– Гуси-гуси!
– Га-га-га.
– Есть хотите?
– Да, да, да.
– Гуси-лебеди! Домой!
– Серый волк под горой!
– Что он там делает?
– Рябчиков щиплет.
– Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Дети строятся в 2 шеренги. Первая шеренга стоит вдоль стены комнаты, а вторая с обручами в руках- напротив первой посреди комнаты. Дети с обручами становятся на одно колено, ставят обручи на пол и придерживают их. Услышав слова воспитателя: «в обруч быстро пролезай, и дальше убегай! Марш!»- дети , стоявшие у стены, быстро бегут к обручам, становятся на четвереньки и пролезают через них, затем поднимаются и бегут вперед.
Дети, державшие обручи, кладут их на пол, встают и бегут за детьми первой шеренги; догоняют их, приводят на место и дают им свои обручи. Получившие обручи придерживают их на полу, чтобы в них могли пролесть те дети, которые держали обручи ранее.
Детям воспитатель предлагает листы бумаги. В течении 10 секунд они должны измять его так, чтоб в результате появился снежок. Дети делятся на команды. Одна команда располагается на одной стороне, другая на другой. По сигналу «Марш!» дети обеих команд должны быстро подбежать к средней линии зала, и бросить свой «снежок» на противоположную сторону. Затем не давать противнику, чтоб его снежок оказался на вашей стороне. Пытать, как можно быстрее перебрасывать все снежки на противоположную сторону. Победит та команда, которая сможет перебросить все снежки на другую сторону быстрее другой.
Дети
берут друг друга за руки, образую
цепь. Одного из крайних в цепи играющих
выбирают ведущим. Он бежит, увлекая
за собой всех участников игры, на берегу
описывает разнообразные
Играют в эту игру втроем: двое игроков встают на линию кона, третий идет в поле ловить мяч. Один, из стоящих на кону набрасывает мяч, второй отбивает его в поле. Тот, кто отбил, оставляет лапту и бежит в конец поля, забегает за нее и возвращается на кон. Полевой игрок старается запятнать бегущего. В случае промаха, он быстро поднимает мяч, и еще раз бросает в бегущего. Если он запятнает бегущего, то идет на кон, отбивать мяч, а запятнанный остается в поле. Если же полевой игрок, не успевает запятнать бегущего, то перебрасывает мяч на кон и игра продолжается.
Играющие делятся на 2 равные группы и встают лицом друг к другу ан расстоянии вытянутых рук. Первые игроки- ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!»- «Здравствуй!» и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все игроки образуют одну цепь, прыгающих за ведущим.
Дети становятся по кругу; воспитатель в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набитыми мешочками. По сигналу : «Ловлю!»- воспитатель вращает шнур, постепенно его удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющих. При приближении мешочка, дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющих, значит, он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кто-нибудь не попадется.
Играющие- пчелы, летают по поляне и напевают:
- Пчелки летают,
Медок собирают,
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает!»