Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:03, курс лекций
4 темы.
2. После определения базового рынка и его потенциала необходимо охарактеризовать и предприятие оптовой торговли, которое должно обслужить этот рынок. Ключевыми моментами в этой части являются размеры предприятия, его производственные и финансовые возможности. Важным является расчет издержек предприятия, которые связаны с его производственно-хозяйственной деятельностью. Выделяют следующие виды издержек: постоянные, переменные, общие и предельные издержки.
3.
Рассчитав эти издержки необходимо определить
рациональный радиус
действия предприятия по обслуживанию
потребителей и тариф, при котором буде
обеспечена нормальная прибыль.
Тема
10. Внешнеторговые сделки
и логистические
системы международного
товародвижения
10.1. Внешнеторговые сделки и логистические системы
Исследование экономических связей между государствами обуславливает рассмотрение таких экономических категорий как мировой рынок, международное разделение труда и международная торговля. Производственная специализация стран и регионов способствуют росту международного обмена и развития транспортного сообщения. Мировой рынок как экономическая категория одновременно сфера товарного производства и обращения, осуществляемого посредством перевозок грузов разных стран при расширяющимся международном разделении труда. Расширение промышленного и сельскохозяйственного производства во многих странах при дальнейшем углублении международного разделения труда в условиях НТП повышает значение внешней торговли и в первую очередь морского судоходства как одного из важнейших факторов экономических связей.
В основе всех внешнеторговых операций лежат коммерческие сделки с иностранными контрагентами по продаже или покупке товаров и по транспортированию и страхованию грузов. Сущность первичных коммерческих операций, т.е. внешнеторговых сделок выражается в действиях направленных на установление, изменение или прекращение правоотношений в области внешней торговли. Фиксация правоотношений с иностранным контрагентом является основополагающим признаком внешнеторговых сделок. Другой важнейший признак – фиксация условий платежа или иных видов компенсаций по внешнеторговым сделкам.
Основными видами внешнеторговых сделок связанных с перевозкой товаров являются импортные и экспортные сделки. В импортных сделках фиксируется покупка и ввоз иностранных товаров для непосредственной реализации их на внутреннем рынке страны-импортера либо для обработки и переработки их с последующей реализацией новой продукции у себя в стране либо за границей.
В экспортных сделках фиксируются операции по продаже и вывозу товаров для реализации их на внешнем рынке. Часто проводят реэкспортные и реимпортные сделки.
К внешнеторговым сделкам относятся договоры мены, которые подразделяются в свою очередь на товарообменные и компенсационные сделки. Эти виды безвалютных сделок сравнительно широко распространены. Мена в широком смысле – это договор по которому с иностранным контрагентом производится обмен товара одной страны на товары другой страны. Мена как и сделки купли продажи товаров означает, что право собственности на товар переходит от одной стороны к другой за определенный эквивалент. В отличие от сделок по купле-продаже товаров в данном случае таким эквивалентом являются не деньги, а определенные договором товар либо услуга.
Приведем ниже на рисунке 10.1. классификацию внешнеторговых сделок. Товарообменная сделка фиксирует обязательство контрагентов двух стран по обмену товаров установленной стоимости одной страны на другие товары соответствующей стоимости из другой страны. В тех случаях когда не фиксируется стоимость обмена обязательно указывается их количество. Такой обмен фиксированного количества товара одной страны производится на фиксированное в сделке количество товара, поступившего из другой страны в обмен.
При компенсационной сделке контрагентом предусматривается взаимная поставка разных товаров на равную стоимость. Особенностью этих операций является то, что контрагентом могут быть несколько экспортно-импортных фирм. При этой сделке взаимные обязательства могут погашаться не только товарами но и уплатой обусловленной суммы денег или непосредственным удовлетворением интересов контрагентов в какой либо другой форме.
Виды внешнеторговых сделок | |||
Импортные | Экспортные | Невидимый экспорт (импорт) | Договор мены |
Комиссионные сделка | Консигнационные сделка | Товарообменная сделки | Компенсационная сделки |
Рис. 10.1. Внешнеторговые сделки
Еще одной разновидностью внешнеторговых сделок являются компенсационные и консигнационные сделки. Первая сделка предусматривает определенное комиссионное вознаграждение за посредническую деятельность. При консигнационной сделке дающий поручение консигнатор направляет товар для реализации своему иностранному консигнатору, т.е. фирме выполняющей это поручение через склад или посредников.
Важную роль в международной торговле играют международные фирмы и объединения.
Основные их формы: картели, пулы синдикаты, тресты и концерны.
Картель – объединение с однородной продукцией или видом деятельности. Участники такого объединения вступают между собой в договорные отношения в целях ограничения конкуренции и разделения рынка.
Пул – соглашение о порядке распределения прибыли по заранее фиксированной пропорции.
Синдикат – объединение которое сохраняет производственную самостоятельность но утрачивает права на коммерческую деятельность. Коммерческой деятельностью занимается сбытовая контора, которая на рынке выступает о т имени всех предприятий.
Трест – форма объединения при которой входящие в трест предприятия лишаются производственной. коммерческой и юридической самостоятельности Руководящий орган треста устанавливает единые цены по продажам и закупкам, регулирует объемы производства, рынки сбыта и распределение прибыли.
Концерн сложная форма объединения. Контроль над фирмой и предприятиями осуществляет компания, в которой сосредоточен контрольный пакет акций.
Существенную роль во внешней торговле стран играют союзы называемые ассоциациями и федерациями, объединяющие торговые и промышленные фирмы одной какой-либо отрасли.
Основными организационными формами объединений являются снабженческо-сбытовые органы производственных фирм, а также самостоятельные торгово-посреднические предприятия, которые выполняют посреднические операции.
Экспортно-импортные торговые фирмы вывозят товары своей страны и и ввозят иностранные. Они имеют своих агентов в других странах, которые оказывают услуги по перевозке, фрахтованию, страхованию и выполнению других формальностей.
Экспортные торговые фирмы занимаются покупкой товаров в своей стране для последующей перепродажи этих товаров в других странах.
Импортирующие фирмы закупают товар за границей с целью его реализации у себя в стране, либо в другой стране.
Оптовые фирмы – это торговые предприятия которые выступают в посреднических операциях между промышленными предприятиями и розничными торговыми фирмами либо действуют самостоятельно во внешней торговле или выполняют агентские функции в своей стране по сбыту в ней иностранных товаров.
Розничные торговые фирмы как правило представлены крупной универсальной сетью розничных магазинов одной фирмы, размещенных по всей стране.
Посреднической деятельностью занимаются брокеры, которые являются коммерсантами, выполняющими постоянно посреднические функции между покупателем и продавцом, между страховщиком и страхователем. Брокеры специализируются на посредничестве в определенных сферах деятельности. Посреднической деятельностью занимаются также агенты и коммисионеры.
В мировой практике появилась новая тенденция – глобализация, под которой понимается стратегия направленная на реализацию продукции на рынках разных стран. Построение международных логистических систем включая вопросы связанные с созданием транспортной инфраструктуры. Большую роль в международном товародвижении играют транспортные коридоры.
Создание
региональных грузовых
транспортных центров.
10.2. Торговые договоры
Межгосударственные
экономические контракты и
Самой распространенной основной разновидностью межгосуларственных экономических контрактов является торговые договора. Межгосударственные торговые контракты и соглашения определяют общую правовую и экономическую основу перевозки продукции. Одним из таких документов является контракт купли-продажи, который представляет правовой документ на основании которого регулируются взаимоотношения непосредственных участников внешнеторговой сделки и преобладающая часть оформляется посредством контракта купли-продажи.
Основным
признаком контракта купли-
10.3. Мировой фрактовый рынок
Спрос на морской тоннаж формируется под влиянием объемов, структуры и направлений международных морских перевозок многообразной продукции производства.. Выделяют следующие основные формы организации перевозок:
Большая роль отводится агентским фирмам, которые выступают посредниками между судовладельцами и грузоотправителями. Выделяют следующие формы фрактования судов: в наем или сдача в наем на рейс или несколько рейсов или на определенный период для транспортировки полного или частичного пароходного груза в транмповом судоходстве, а также бронирование места для перевозки частичного или полного груза – линейном судоходстве. Мировой фрактовый рынок подразделяется на рынок нефтеналивного флота и сухогрузного флота. В фрахтовании применяются в основном 2 вида фрактовых сделок: фрактование по чартерам и бронирование по коносаментам.
Переговоры как правило ведутся через брокеров судовладельцев и фрактователей которые специализируются на фрактовании судов определенного типа и по направлениям перевозок. В отличии от агента брокер не является представителем, он не вступает в договорные отношения ни с одной из сторон и действует на основе отдельных поручений.
Договор
морской перевозки может иметь
различные формы: чартер, коносамент,
букинг-нот. берс-нот и фиксчур-нот.
Тема
11.Система складирования
и складская переработка
продукции
11.1. Функционирование складского хозяйства в системе распределения продукции
Складирование продукции необходимо в связи с неравномерностью циклов производства, транспортировки и потребления ее. Складские системы различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных потоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах. Кроме того выполняются внутрискладские транспортные, погрузочные и разгрузочные операции, также некоторые технологические операции. Ввиду неравномерности перевозок грузов работа их носит динамический или стохастический характер.