Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:03, курс лекций
4 темы.
Производственная деятельность логистики связана с составлением производственного календарного планирования, прогнозом продаж, обработкой заказов, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением запасами готовой продукции, внешним и внутренним транспортом и другими функциями.
Процесс производства взаимодействует с системой логистики по двум направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы готовой продукции в системе распределения и что особенно важно удовлетворять спонтанные потребности независимо от того, является ли продукция стандартной, модифицированной или специальной. Во-вторых производство зависит от системы материального обеспечения в части сырья, материалов и комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества.
Управление производственным процессом направлено на снижение издержек производства и ориентировано на ритмичную работу с минимально возможным временем производственного цикла и срока выполнения заказа.
Рост требований к качеству процесса распределения вызвал у продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. Образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существующих моделей организации в сфере снабжения и сбыта. Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений товародвижения.
Работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие измерения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной степени покрывались за счет сокращения складских издержек. Необходимо также выделить следующие факторы, определившие развитие логистики:
Формирование
концепции логистики было ускорено
разработкой теории систем и теории компромиссов.
Признание важности всех видов информации,
ее внутренних и внешних потоков, контроля
за ними и их использование привело во
многих организациях к изменению форм
деятельности подразделений, ответственных
за функционирование информационных систем.
8.2. Уровни развития логистики
Ранее были рассмотрены 4 уровня развития логистики, которые характеризуют 4 стадии развития логистических систем управления на предприятиях. Восхождение от низшей стадии развития системы логистики к более высоким происходит постепенно, а при возникновении благоприятных условий – скачкообразно. Переход на более высокий уровень в лучшем случае обычно длится от 6 месяцев до 2 лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако ожидается сокращение срока до 10 лет с связи с возросшим давлением международной конкуренции и возможностями использования опыта организаций, которые проделами этот путь.
Организации с неодинаковым уровнем развития логистики существенно различаются по целевому направлению инвестиций. Организации, находящиеся на различных уровнях развития логистики существенно различаются по целевому направлению инвестиций. Предприятия, находящиеся на низшем уровне развития логистики крупные капитальные вложения направляют на нейтрализацию негативных воздействий, а на более высоком уровне развития – преимущественно на формирование логистической инфраструктуры.
В странах с развитой рыночной экономикой развитие логистики характеризуется передачей функций контроля над распределением готовой продукции от производственных фирм к специализированным фирмам – внешним агентам. В этом проявляется непрерывный процесс углубления общественного разделения труда. Одним из видов дальнейшего развития логистики является создание консультативных отделов для получения диагноза состояния логистики на предприятии. Кроме того они выполняют также исследования в области логистики, разрабатывают предложения по ее совершенствованию, проводят занятия по изучению проблем логистики, а также перенимают опыт других организаций.
Вопросами
генерации идей, обмена опытом и выработкой
научных и практических подходов к стратегии
и тактике логистики в странах занимаются
национальные и международные специализированные
общества и ассоциации, объединяющие предприятия
и научные организации. Объединения имеют
исследовательские центры с хорошо поставленной
методикой анализа ситуации в промышленности,
консультативные центры, базы данных.учебные
центры и т.д.
8.3. Основные направления исследований в области логистики
Одной
из причин быстрого развития логистики
стал процесс дерегулирования
Выделяют следующие причины исследования логистики.
Во-первых, эффективная деятельность одной функции может нарушить равновесие всей балансовой системы логистики.
Во-вторых, система логистики становится важным конкурентным инструментом и основой для контроля над распределением.
В-третьих, достижения НТР ускорили консолидацию системы логистики в единое целое.
В-четвертных логистика стала определять стратегию в целом, а не только минимизировать затраты.
При оценке создаваемой модели логистической системы необходимо пользоваться такими критериями как минимизация затрат, максимизация прибыли или минимизация рисков. Модели логистики должны включать задачи создания стахостической модели. Перспективной областью исследования является разработка эффективных методов оптимизации взаимодействия
Темы
исследований в области логистики
необходимо объединить в 3 независимые
группы: разработка моделей и алгоритмов
решения задач; включение более реалистичных
допущений моделирования; объединение
логистических моделей.
Тема
9. Транспортные аспекты
в логистической системе
9.1. Экономическая сущность транспорта. продукции и качества обслуживания
В логистике транспорт играет значительную роль связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в процессе воспроизводства материальных благ. Транспорт является отраслью материального производства, так как имеет свою продукцию, которая определяется как перемещение. При транспортировке продолжается процесс производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения. Процессы производства и потребления на транспорте не разделены во времени. Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (перемещения) как его полезный эффект, а не вещь. Это находит отражение в формуле кругооборота капитала для промышленного и транспортного капитала согласно рис.9.1.
Кругооборот промышленного капитала состоит из трех стадий. На первой стадии денежная форма капитала (Д) переходит в товар (Т) т. е. деньги превращаются в средства труда, предметы труда и рабочую силу. На второй стадии (производственной) создаются новые товары Т1, которые по стоимости больше чем первоначально купленный товар Т. На третьей стадии – стадии обращения, в которой товары превращаются в деньги (Т1 – Д1) на величину прибавочной стоимости Д.
При кругообороте транспортного капитала нет третьей стадии, т.е. она слита со второй стадией, т.е. процесс производства есть одновременно процесс потребления. Поэтому на транспорте оплачивается и потребляется не вещественный продукт производства, а эффект процесса производства (перемещение созданной продукции). По характеру продукции транспорт отличается от других отраслей материального производства. Во-первых, продукция не имеет вещественной формы, но в тоже время она материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются значительные средства: происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд работников транспорта.
Поскольку транспортная продукция не имеет формы вещи, то вторая особенность заключается в том, что ее нельзя накопить на складе. Транспорт должен иметь резервы пропускной и проводной способности в перевозках при любых условиях.
Третья особенность заключается в том, что транспортная продукция – это дополнительные транспортные издержки, которые связаны с перемещением промышленной продукции. Их относят к издержкам обращения что подчеркивает двойственный характер этих издержек. Они необходимы поскольку перевозки являются продолженным процессом производства, а с другой стороны необходимо учитывать, что транспорт нового продукта не создает. Транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях.
Продукция транспорта продается и покупается, т.е. выступает в виде товара, а следовательно имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость транспортной продукции является ее способность удовлетворять потребности в перевозках различных видов грузов. Потребительная стоимость транспортной продукции может быть выражена доставкой ее потребителю точно в срок и в определенном количестве. Стоимость продукции или стоимость перевозки определяется суммой необходимых затрат транспортных предприятий. Покупая транспортную продукцию потребители оплачивают эти затраты в форме тарифов и фрактовых ставок, которые являются одновременно денежным выражением стоимости транспортной продукции.
Действия направленные на совершенствование качества логистического сервиса могут в общем представлены в виде схемы, приведенной на рис.9.2.
Желание повысить качество логистических услуг | ||
Запросы клиентуры | Пересмотр системы оказания услуг | Текущий уровень оказания услуг |
Стратегия достижения качества | ||
Маркетинговая стратегия | Применение стратегии | Оперативная стратегия |
Мониторинг и контроль за качеством | ||
Постоянное повышение качества услуг |
Рис.9.2.Схема совершенствования качества логистических услуг
Одной из современных тенденций является формализация качества обслуживания. Процесс повышения качества любой операции включая области логистики начинается с контроля за качеством и включают переход к гарантированному качеству и далее к полному контролю за качеством и в завершении к полному содействию клиенту. Ниже приведены формализованные характеристики, которые описывают этапы возрастания качества логистического обслуживания.
Характеристика | Этапы | |
1. | Контроль за качеством | Обслуживание без срывов и без допущения дефектов в работе |
2. | Гарантированное качество | 100% удовлетворение потребностей клиентов. Акценты на изучение запросов клиентуры |
3. | Полный контроль за качеством | Значительное конкурентное преимущество. Весь персонал компании и посредники нацелены на качество операций |
4. | Полное содействие клиенту | Обеспечение наилучшего обслуживания. Содействие работе клиента через логистику в целом. |
9.2. Экономическая сущность и формирование грузовых тарифов
Грузовые тарифы по своей экономической природе являются ценами за услуги по транспортировке грузов. Будучи ценой грузовые тарифы способствуют рациональному размещению продукции и правильному сочетанию интересов производства и потребления.
Грузовые тарифы как и любая цена обладает рядом функций: во-первых, цены выражают затраты труда; во-вторых, оказывают материальное стимулирование развития и совершенствования производства; в-третьих, формируют общественные потребности; в-четвертых, цена обладает распределительной функцией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.
Установление тарифов (цен) – один из самых важных областей принятия решений в любом бизнесе. Установление цены не имеет ничего общего (или имеет мало общего) с затратами, понесенными в ходе перевозок и реализации рассматриваемого продукта или услуги, но зато весьма прочно связано с рыночной конъюнктурой. В основе построения тарифов (цен) лежат средние затраты, связанные с перевозками продукции, плюс прибыль (надбавки к издержкам). Уровень надбавки определяется целями, которые преследует организация и которые могут оказывать влияние на установленную в качестве цели норму прибыли на вложенный капитал. Процент надбавки имеет тенденции к росту когда прибыль получить проще б период экономического подъема и к снижению когда прибыль получить труднее в период экономического спада.