Курс лекций по "Основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция

Описание

Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.

Содержание

Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

Лекции  по дисциплине «Менеджмент»

Часть 1 Основы теории

Тема 1 Основные понятия  менеджмента 

      1.1 Основные определения

      Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.

      Объект менеджмента – организация.

      Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.

      Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.

      1.2 Исторические аспекты формирования менеджмента, как науки.

      1 этап. Конец 19 в., школа научного управления, Ф. Тейлор, его книга – “Принципы научного управления”. М. Фоллет, Ф. Гилбер. Эта школа впервые предложила испытания научного анализа для определения лучших способов выполнения задач; впервые был поставлен вопрос о необходимости отбора персонала, необходимого для выполнения определенных задач и их обучения; была показана необходимость обеспечения работников различными ресурсами; стимулирование труда с целью роста его производительности была доказана необходимость планирования.

      2 этап. Классическая или административная школа, конец 19 в. А. Файоль.

1) Впервые  были выработаны принципы управления

2) Описаны  основные функции менеджмента

3) Разработка  организационного проектирования

      3 этап. Начало 20 в. Школа человеческих отношений и поведенческих наук:

      Развитие  этого направления связывается  с появлением таких наук, как психология и социология.

      Основоположники этой школы Э. Мэйо, А. Маслоу, Герцберг и др. внесли большой вклад в развитие менеджмента:

1) применили приемы управления  межличностными отношениями для повышения производительности труда и удовлетворенности работников;

2) применили психологию и социологию к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом;

3) доказали  необходимость создания коллектива  в организации.

      4 этап. Школа науки управления, середина 20 в. Связан с развитием НТП.

1) Применение  моделей в процессе управления

2) Использование  количественных методов принятия решений 

1.3 Основные подходы к управлению

Эволюция  управленческой мысли привела к  тому, что на базе рассмотренных  четырех основных школ менеджмента  сложилось три основных подхода к управлению:

  1. Процессный подход..

    Этот  подход сформировался на базе административной школы менеджмента А. Файоля. С точки зрения этого подхода управление представляет собой реализацию основных функций менеджмента.

    Функции:

    • Организация (в т.ч .координация, регулирование)
    • Планирование (в т.ч.прогнозирование)
    • Мотивация
    • Контроль (в т.ч.коррекция)

       Эти функции связаны между  собой связующими процессами:

    • Процессом коммуникаций (обмен информацией);
    • Процессом принятия решений.
  1. Системный подход.

Этот подход основывается на базе школы науки управления. С точки зрения системного подхода, организация представляет собой «черный ящик», имеющий вход, выход, обратную связь, на которую оказывает воздействие внешняя среда.

     
     
     
     
     
     
     

Рис.

     Ситуационный  подход

Руководитель на основе имеющегося опыта и знаний должен принимать решения каждой определенной ситуации, определенными методами и способами.

      4.Современные тенденции подходов к управлению:

- партисипативное управление – достижение японского менеджмента – привлечение работников к принятию решений и управлению через делигирование управлений. 

      1.4 Принципы менеджмента

1. Первичные принципы

    • Принцип “Хаммелеона” – руководитель и персонал в процессе деятельности подстраиваются друг под друга.
    • Деление управления на уровни.

     
     
     
     
     
     
     

Рис. Пирамида Кабушкина

      Значимость  технологических навыков убывает по мере увеличения уровней управления, но высокая значимость концептуальных навыков

    • Необходимость управлять всеми функциями организации
    • Повышение эффективности организации
  1. Вторичные принципы
    • Принцип единоличия – у каждого подчиненного должен быть только один руководитель
    • Принцип ответственности – каждый работник имеет свою сферу ответственности
    • Принцип правильного подбора и расстановки кадров
    • Принцип мотивации
    • Принцип научности управления
    • Принцип экономичности управления – система управления должна быть небольшой, но достаточной для реализации своих функций.

      1.5 Статика и динамика менеджмента.

Статика – система управления, которая представляет собой взаимосвязь подразделений, служб созданных для достижения целей организации.

Система управления реализуется в организационной структуре. В её основе лежат следующие основные элементы:

  • цели
  • люди
  • технические средства
  • информация
  • полномочия персонала
  • ответственность
 

Динамика  – процесс управления

                

1.  

2. разветвленный

 
 
 
 

3. процесс управления с использованием моделирования

      

 
 

4. поисковый тип 

 
 
 
 

Тема 2 Организация 

      2.1 Основные определения

      Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующих  для достижения этой цели.

      Организации бывают:

  • По отношению к внешней среде:

    а) открытые

    б) закрытые

  • По степени формальности:

          А) формальные,

          В) неформальные

    Переменные  организации:

  • цели и задачи
  • технологии
  • персонал
  • ресурсы
  • внешняя среда
 

      2.2 Внешняя среда  организации:

      Различают внешнюю среду косвенного (макроокружение)  и прямого воздействия (микроокружения).

      К факторам среды косвенного воздействия относят те факторы, которые оказывают влияние на организацию и организация вынуждена приспосабливаться к ним:

  • политические факторы
  • региональные
  • национальные
  • природно-климатические
  • экономическая политика государства

      К факторам среды прямого воздействия относятся факторы, непосредственно оказывающие влияние на предприятия. Эти факторы организация может регулировать. К ним относятся:

  • конкуренция
  • предпочтения потребителей
  • позиции поставщиков
  • органы местного самоуправления.
 
    1.   Основы организационного проектирования

    Основные направления организационного проектирования:

    1. построение организационной структуры
    2. распределение работ

      При этом решаются следующие задачи:

    • определение рациональных форм разделения труда
    • подбор и расстановка кадров
    • разработка структуры органов управления
    • распределение работы среди работников
    • регламентация функций, работ, операций
    • распределение прав и обязанностей должностных лиц

      Условия организационного проектирования:

  • структура должна соответствовать стратегическим целям организации
  • структура не должна быть неизменной
  • структура разрабатывается сверху вниз

      Этапы организационного проектирования:

  • деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие основным функционным областям (производственная экономика, коммерческая служба, маркетинг и т.д.)
  • формирование линейной цепочки команд с помощью вертикального разделения труда. При этом формируются уровни управления
  • дальнейшее деление организации на отделы и подразделения по уровням и распределениям обязанностей и ответственностей между ними
  • разработка должностных инструкций прав, закрепленных за каждым работником
 
    1. Виды  организационных  структур:

    Организационная структура – это совокупность служб и подразделений между которыми установлены определенные взаимоотношения:

    Линейные (отношения  подчинения) – линейный персонал

    Функциональное отношение – возникает по поводу выполнения различных функций организации

    Штабные отношения (совещательные) – возникают при выполнении функций, которые носят общий характер по отношению ко всей организации

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюрократические структуры

Информация о работе Курс лекций по "Основы менеджмента"