Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:12, лекция
Работа содержит 9 лекций по "Основы менеджмента".
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.
Тема 1 Основные понятия менеджмента
Тема 2 Организация
Тема 3. Планирование
Тема 4 Мотивация
Тема 5 Контроль
Тема 6 Коммуникации
Лекция 7 Принятие решений
Тема 8 Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы
Тема 9 Власть и влияние в организации
Лекции по дисциплине «Менеджмент»
Часть 1 Основы теории
Тема
1 Основные понятия
менеджмента
1.1 Основные определения
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в рыночных условиях.
Объект менеджмента – организация.
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующие совместно для достижения этой цели.
Субъект менеджмента – менеджер – управляющий любого уровня, у которого есть подчиненные, персонал.
1.2 Исторические аспекты формирования менеджмента, как науки.
1 этап. Конец 19 в., школа научного управления, Ф. Тейлор, его книга – “Принципы научного управления”. М. Фоллет, Ф. Гилбер. Эта школа впервые предложила испытания научного анализа для определения лучших способов выполнения задач; впервые был поставлен вопрос о необходимости отбора персонала, необходимого для выполнения определенных задач и их обучения; была показана необходимость обеспечения работников различными ресурсами; стимулирование труда с целью роста его производительности была доказана необходимость планирования.
2 этап. Классическая или административная школа, конец 19 в. А. Файоль.
1) Впервые
были выработаны принципы
2) Описаны основные функции менеджмента
3) Разработка
организационного
3 этап. Начало 20 в. Школа человеческих отношений и поведенческих наук:
Развитие этого направления связывается с появлением таких наук, как психология и социология.
Основоположники этой школы Э. Мэйо, А. Маслоу, Герцберг и др. внесли большой вклад в развитие менеджмента:
1) применили приемы управления межличностными отношениями для повышения производительности труда и удовлетворенности работников;
2) применили психологию и социологию к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом;
3) доказали
необходимость создания
4 этап. Школа науки управления, середина 20 в. Связан с развитием НТП.
1) Применение моделей в процессе управления
2) Использование
количественных методов принятия решений
1.3 Основные подходы к управлению
Эволюция управленческой мысли привела к тому, что на базе рассмотренных четырех основных школ менеджмента сложилось три основных подхода к управлению:
Этот подход сформировался на базе административной школы менеджмента А. Файоля. С точки зрения этого подхода управление представляет собой реализацию основных функций менеджмента.
Функции:
Эти функции связаны между собой связующими процессами:
Этот подход основывается на базе школы науки управления. С точки зрения системного подхода, организация представляет собой «черный ящик», имеющий вход, выход, обратную связь, на которую оказывает воздействие внешняя среда.
Рис.
Ситуационный подход
Руководитель на основе имеющегося опыта и знаний должен принимать решения каждой определенной ситуации, определенными методами и способами.
4.Современные тенденции подходов к управлению:
- партисипативное
управление – достижение японского
менеджмента – привлечение работников
к принятию решений и управлению через
делигирование управлений.
1.4 Принципы менеджмента
1. Первичные принципы
Рис. Пирамида Кабушкина
Значимость технологических навыков убывает по мере увеличения уровней управления, но высокая значимость концептуальных навыков
1.5 Статика и динамика менеджмента.
Статика – система управления, которая представляет собой взаимосвязь подразделений, служб созданных для достижения целей организации.
Система управления реализуется в организационной структуре. В её основе лежат следующие основные элементы:
Динамика – процесс управления
1.
2. разветвленный
3. процесс управления с использованием моделирования
4. поисковый
тип
Тема
2 Организация
2.1 Основные определения
Организация – не менее двух людей, объединенных общей целью и действующих для достижения этой цели.
Организации бывают:
а) открытые
б) закрытые
А) формальные,
В) неформальные
Переменные организации:
2.2 Внешняя среда организации:
Различают внешнюю среду косвенного (макроокружение) и прямого воздействия (микроокружения).
К факторам среды косвенного воздействия относят те факторы, которые оказывают влияние на организацию и организация вынуждена приспосабливаться к ним:
К факторам среды прямого воздействия относятся факторы, непосредственно оказывающие влияние на предприятия. Эти факторы организация может регулировать. К ним относятся:
Основные направления организационного проектирования:
При этом решаются следующие задачи:
Условия организационного проектирования:
Этапы организационного проектирования:
Организационная структура – это совокупность служб и подразделений между которыми установлены определенные взаимоотношения:
Линейные (отношения подчинения) – линейный персонал
Функциональное отношение – возникает по поводу выполнения различных функций организации
Штабные отношения (совещательные) – возникают при выполнении функций, которые носят общий характер по отношению ко всей организации
Бюрократические структуры