Основные методы учета логистических затрат и механизмов их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы полученные знания применить на практике, овладеть методикой оптимизации затрат, развить и закрепить навыки ведения самостоятельной научно-исследовательской работы. В первом разделе раскрыто понятие логистических затрат. Во втором разделе раскрыты вопросы, касающиеся методов учета затрат в логистических системах. В третьем разделе раскрыт вопрос оптимизации затрат, поиск «узкого» места в логистической системе. Четвертая часть курсовой работы является расчетно-аналитической, она позволит отобразить применение полученных знаний на практике.

Работа состоит из  1 файл

Основные методы учета логистических затрат и механизмов их оптимизации.doc

— 780.00 Кб (Скачать документ)

Функциональные центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования производства, закупок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю. В соответствии с этим делением возникают затраты и издержки, связанные:

• с управлением;

• обслуживанием заказов  потребителей;

• снабжением и закупками;

• планированием производства;

• транспортным обеспечением;

• складированием и хранением;

• распределением и сбытом продукции.

Классификация логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат.

Все разнообразие логистических  затрат можно классифицировать по следующим  признакам (табл. 1) [20].

 

Таблица 1. Классификация логистических затрат

Классификационный признак

Вид затрат

Экономическое содержание

Мемориальные и альтернативные

Функциональное значение

Административные и  операционные

Влияние на управленческие решения

Релевантные и нерелевантные

Отношение к логистической  системе

Внутренние и внешние

Уровень организации  потокового процесса

Производительные и  непроизводительные

Динамика потокового процесса

Переменные, постоянные, смешанные

Характер логистических  операций

Прямые и косвенные

Масштаб потокового процесса

Локальные и тотальные

Статьи затрат

Материальные и нематериальные

Происхождение реальной стоимости

Начальные и восстановительные

Степень регулируемости

Полностью, частично и  слабо регулируемые

Частота возникновения

Одноразовые и регулярные

Отражение в отчетности

Явные и неявные

Зависимость от принятого  решения

Дополнительные и невозвратные


 

 

В настоящее время разработаны  многочисленные классификации затрат на производство по различным признакам (табл. 2) [2].

 

Таблица 2. Классификация затрат на производство

Признак классификации

Подразделение затрат

По экономическому содержанию

На экономические элементы и статьи расходов

По отношению к технологическому процессу

На основные и накладные

По единству состава

На одноэлементные и комплексные

По способу отнесения  на себестоимость обслуживания потребителя

На прямые и косвенные

По отношению к объему обслуживания

На переменные и постоянные

По целесообразности расходования

На производительные и непроизводительные

По возможности охвата планом

На планируемые и  не планируемые

По соответствию реальным затратам

На плановые (прогнозные) и фактические

По периодичности возникновения

На текущие и единовременные

По степени усреднения

На общие и средние

В зависимости от порядка отнесения затрат на период расчета прибыли

На затраты на продукт  и затраты на период

По возможности регулирования  в центре ответственности

На регулируемые и  нерегулируемые


 

Одними из наиболее важных являются группировки затрат по экономическим  элементам и статьям калькуляции.

Группировки по элементам  позволяют выделить экономически однородные виды логистических затрат. В настоящее время состав и содержание элементов затрат определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552.

Поэлементная калькуляция  необходима для определения структуры затрат (соотношения их удельных весов), составления смет, анализа и выявления резервов, для организации учета и формирования затрат, исчисления себестоимости. На ней базируется метод «затраты – выпуск», который может быть базой для определения конечного результата (прибыли, убытков) в экономических системах.

Принципиальное различие группировки затрат по статьям калькуляции  от группировки по экономическим элементам заключается в наличии комплексных статей, объединяющих элементы по своему экономическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между отдельными видами обслуживания (прямые и косвенные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).

Следует отметить, что  использование калькуляции для  контроля логистических затрат ограничивается ее основным недостатком: она не дает информацию, по которой возможно принять  оперативное управленческое решение. Усредненные данные о себестоимости обслуживания, предоставляемого подразделениями, не отражает всей картины формирования себестоимости, так как скрыты источники роста логистических затрат.

Обобщая виды существующих классификаций затрат и исходя из сложившейся системы учета затрат на обслуживание потребителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:

• на функциональные – по статьям, отражающим целевую направленность затрат с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества обслуживания потребителей;

• по источникам возмещения – себестоимость продукции, прибыль, бюджетное финансирование;

• учетные – по характеру учета затрат;

• калькуляционные – прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные затраты по отношению к процессу выполнения заказов потребителей;

• по периодичности – текущие, единовременные, затраты за определенный период времени;

• по месту возникновения – рабочее место, группа рабочих мест, участок, цех, предприятие;

• по стадиям процесса выполнения заказов потребителей.

Планирование и учет логистических затрат в соответствии с такими классификациями дает возможность оценить их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру.

Одним из недостатков  существующих классификаций логистических  затрат является применение смешанных  признаков их группировки по статьям  затрат и по экономическим элементам. Отсюда двойной учет одной операции и неполное отражение фактических расходов.

 

 

 

2. Основные методы учета  логистических затрат

 

Известны следующие  методы учета логистических затрат:

• standart costing, по которому все затраты рассчитываются с  использованием стандартов в количественном и денежном выражении до начала обслуживания потребителей;

• direct costing, который разделяет  логистические затраты на постоянные и переменные, при этом постоянные затраты относятся на реализованную продукцию;

• absorption costing, который  разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе. Планирование себестоимости в системе standart costing можно осуществить двумя способами:

1) на основе анализа  фактических показателей обслуживания  потребителей за прошлый год;

2) на основе стандартов (нормативов) обслуживания.

При традиционном бухгалтерском  учете затраты определяются по таким  разным категориям, как заработная плата, жалованье, вознаграждения, оплата поставщикам, деловые поездки, амортизация, научные исследования, разработки, и др. Все виды отклонений от стандартов обслуживания разделяются на два типа:

1) отклонения вследствие  действия случайных и контролируемых  колебаний процессов. Если эти отклонения незначительны, то они не требуют вмешательства системы управления;

2) отклонения в результате  временного или постоянного изменения  показателей процесса. Если это изменение носит временный характер и может быть устранено в следующем цикле обслуживания, то требуется корректирующее действие. Отклонения, вызванные постоянным изменением показателей процесса, требуют принятия управленческих решений.

Таким образом, учет и  экономический анализ, выступая в  качестве инструментов управления, должны не только выявить отклонения от действующих  стандартов или норм, но и показать характер и причину этих отклонений: случайные возмущения в системе обслуживания, или возмущения временного характера, или возмущения, вызванные постоянным изменением показателей процесса.

Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимости обслуживания на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным затратам и вводится понятие «маржинальный доход», т.е. выручка от сбыта за вычетом всех переменных затрат. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с определением точки критического объема обслуживания.

Независимо от учетной  политики, принятой на предприятии, метод direct costing необходим в управленческом учете и основывается на учете конкретных затрат.

Полный метод калькулирования  себестоимости продукции используется в основном для внешней отчетности и основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции.

Метод absoption costing предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. Запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости.

Основное отличие методов direct costing и absoption costing заключается в  порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Проблемой является выбор периода для отнесения постоянных производственных расходов к затратам на реализацию.

Известны следующие  методы управления затратами:

• проектный;

• заказной;

• порционный;

• товарный (непрерывный, серийный).

Себестоимость является одним из наиболее точных измерителей уровня затрат, эффективным средством оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по обслуживанию потребителей. В итоге этот показатель формирует налогооблагаемую прибыль, определяя тем самым часть бюджетных выплат предприятия. Уровень материальных затрат является одним из основных экономических показателей для оперативного и текущего воздействия на систему обслуживания, для принятии управленческого решения, определителем уровня цены на обслуживание потребителей.

Известны различные  виды себестоимости продукции:

• по составу калькуляционных  статей – технологическая, производственная и полная;

• по характеру используемой информации – плановая и отчетная;

• по использованию во внутризаводском управлении – цеха, участка, бригады;

• по уровню обобщения – предприятия (организации).

В зарубежной практике различают  следующие виды себестоимости:

• себестоимость по центрам  ответственности (для планирования и контроля результатов деятельности ответственных исполнителей);

• полная себестоимость производства (используется для установления цен и других оперативных решений);

• прямая себестоимость  производства (используется для установления цен и других оперативных решений  при особых обстоятельствах).

В настоящее время  применяет два способа расчета себестоимости обслуживания – по полному и сокращенному варианту.

В отечественной практике планирования, учета и анализа  затрат на уровне предприятия наибольшее применение получил показатель «полная себестоимость».

Информация о работе Основные методы учета логистических затрат и механизмов их оптимизации