Основные методы учета логистических затрат и механизмов их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы полученные знания применить на практике, овладеть методикой оптимизации затрат, развить и закрепить навыки ведения самостоятельной научно-исследовательской работы. В первом разделе раскрыто понятие логистических затрат. Во втором разделе раскрыты вопросы, касающиеся методов учета затрат в логистических системах. В третьем разделе раскрыт вопрос оптимизации затрат, поиск «узкого» места в логистической системе. Четвертая часть курсовой работы является расчетно-аналитической, она позволит отобразить применение полученных знаний на практике.

Работа состоит из  1 файл

Основные методы учета логистических затрат и механизмов их оптимизации.doc

— 780.00 Кб (Скачать документ)

Конкурентоспособность предприятия зависит не только от уровня затрат, связанных с работой самого предприятия, но и от уровня затрат поставщиков и каналов распределения.

Для достижения преимущества совокупные затраты предприятия  должны быть ниже, чем у конкурентов. Существуют два пути достижения этого:

1) более эффективно, чем  конкуренты, использовать ресурсы  и управлять факторами, влияющими на затраты;

2) перестроить структуру  затрат предприятия таким образом, чтобы исключить некоторые элементы, создающие затраты [30].

Пути снижения уровня логистических затрат:

  1. поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.
  2. проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.
  3. оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).
  4. интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.
  5. поиск более дешевых заменителей ресурсов.
  6. улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.
  7. компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в другом звене.
  8. использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.
  9. улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.
  10. обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес.

Логистические системы  по сфере деятельности конкретного  хозяйствующего субъекта подразделяются на две группы[30]:

– микрологистические системы;

– макрологистические системы.

Микрологистические системы, как правило, относятся к отдельным предприятиям, например к предприятию – производителю продукции, и предназначены для управления логистическими потоками в процессах производства и / или закупок ресурсов и сбыта готовой продукции.

 

Рисунок 3 – Микро- и макрологистические системы

 

На рис. 3 представлены пять микрологистических систем – А, В, С, D и Е, которые в совокупности образуют макрологистическую систему АВСDЕ. При этом можно выделить определенную закономерность. Так, например, логистическая система АВ, включающая поставщика ресурсов А и предприятие-изготовителя В, может быть:

– макрологистической, поскольку объединяет двух юридически и / или экономически независимых хозяйствующих субъектов;

– состоящей из двух микрологистических систем, если предприятия А и В представляет собой юридически оформленное объединение предприятий.

Исходя из этого можно  утверждать, что логистическая система  АВСDЕ также будет считаться  микрологистической, если входящие в  нее предприятия представляют собой  юридически и / или экономически обособленную группу – интегрированную логистическую систему. Логистический менеджмент в интегрированной логистической системе представляет собой такой управленческий подход к организации работы предприятия-производителя и его логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления логистическими потоками для достижения стратегических и тактических целей данного предприятия на рынке. Определяющими для формирования интегрированных логистических систем являются концепции минимизации общих логистических издержек и управления качеством логистических функций и операций на всех этапах производственно-коммерческого цикла. Управление звеньями интегрированной логистической системы должно строиться на принципе – максимум самостоятельности при жестком контроле деятельности данных звеньев, в связи с чем существенно возрастает роль экономических методов управления.

Рассмотрим ряд основных аспектов управления интегрированной логистической системой:

1) определение эффективности хозяйственной деятельности звеньев данной системы;

2) определение эффективности функционирования звена в составе интегрированной логистической системы;

3) выявление узкого  места в интегрированной логистической системе.

Эффективность хозяйственной деятельности звеньев интегрированной логистической системы определяется по следующему алгоритму;

– вычисляется доля затрат каждого звена (Дзлi) в затратах логистической системы. Обычно в качестве денежного выражения суммы затрат при проведении расчетов используется стоимость совокупных активов. Следовательно, сумма затрат каждого звена – это балансовая стоимость активов, находящихся в управлении этого звена. Рассчитаем по формуле (1) [30]:

 

Дзлi=3лi/∑3лi, (1)

 

где 3лi – затраты i-го звена логистической системы;

∑3лi – затраты логистической системы в целом;

– вычисляется доля каждого звена (Дплi) в совокупной чистой прибыли логистической системы по формуле (2) [30]:

 

Дплiлi/∑Плi, (2)

 

где Плi – чистая прибыль i-го звена логистической системы;

∑Плi – чистая прибыль логистической системы в целом;

– рассчитывается коэффициент эффективности хозяйственной деятельности (Клi) для каждого звена логистической системы по формуле (3) [30]:

 

Клi= Дплi/ДЗлi (3)

 

– звенья логистической системы ранжируются по значению коэффициента эффективности хозяйственной деятельности.

Пример 1 [30]. По приведенным в таблице 3 данным рассчитать коэффициенты эффективности хозяйственной деятельности звеньев интегрированной логистической системы.

 

Таблица 3. Исходные данные для расчета коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности звеньев логистической системы, тыс. руб.

Номер звена логистической  системы

1

2

3

4

5

Затраты звена, 3лi

1430

1570

1840

2010

1680

Чистая прибыль звена, Плi

450»

350

515

490

620


 

 

По данным таблицы 3 можно рассчитать искомые коэффициенты и выяснить, какое звено вносит наибольший вклад в эффективность логистической системы. Результаты расчетов представлены в таблице 4.

Данные таблицы 4 позволяют  ранжировать звенья логистической  системы по степени их эффективности. Получим: 5–1–3–4–2, т.е. звено 5 работает с наибольшей эффективностью, а звено 2 – с наименьшей эффективностью.

затраты логистический  склад

Таблица 4. Результаты расчета коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности звеньев логистической системы [6]

Номер звена логистической системы

1

2

3

4

5

Доля звена в затратах логистической системы, Дзлi

0,1699

0,1840

0,2157

0,2356

0,1969

Доля звена в прибыли  логистической системы, Дплi

0,1856

0,1443

0,2124

0,2021

0,2557

Коэффициент эффективности  хозяйственной деятельности звена логистической системы, Клi

1,092

0,784

0,984

0,858

1,299


 

Определение эффективности  функционирования звена в составе  интегрированной логистической системы производится следующим образом[30]:

– определяется рентабельность Ri каждого звена логистической системы по формуле (4):

 

Riлi/Aлi, (4)

 

где Aлi – валовые активы i-го звена логистической системы;

– определяется рентабельность всей логистической системы в целом по формуле (5) [30]:

 

Rл=∑ Плi /∑ Aлi (5)

 

 

– определяется средневзвешенный показатель рентабельности логистической системы; для этого используется формула (6) [30]:

 

Rcp=1/(n-1) (R1/2+∑Ri+Rn/2) (6)

 

– определяется показатель эффективности функционирования звена в составе логистической системы по формуле (7) [30]:

 

Э3=Rл/Rcp. (7)

 

Пример 2 [30]. По приведенным в таблице 5 данным определить эффективность функционирования звена в составе логистической системы.

 

Таблица 5. Исходные данные для расчета эффективности функционирования звена в составе логистической системы, тыс. руб. [6]

Номер звена логистической  системы

1

2

3

4

Чистая прибыль звена, Плi

450

350

515

490

Валовые активы звена, Aлi

2830

2410

2090

2570


 

По формуле (6) рассчитываем рентабельность каждого звена логистической  системы:

R1 = 450 /2830 = 0,1590;

R2= 350/2410 = 0,1452;

R3= 515 /2090 -0,2464;

R4 = 490/2570 = 0,1907.

По формуле (5) рентабельность логистической системы:

Rл = (450 + 350 + 515 + 490) / (2830 + 2410 + 2090 + 2570) = 0,1823.

По формуле (6) находим средневзвешенный показатель рентабельности логистической системы:

Rср = 1 / (4 – 1) (0,1590 / 2 + 0,1452 + 0,2464 + 0,1907 / 2) = 0,1888.

По формуле (7) определяем показатель эффективности функционирования звена в составе логистической системы:

Э3= 0,1823 /0,1888 = 0,9656 < 1.

Исходя из полученного  значения показателя ЭЗ, можно сделать вывод, что функционирование звеньев в составе логистической системы менее эффективно, чем их функционирование в качестве самостоятельно действующих предприятий (микрологистических систем).

Во время функционирования логистической системы может  произойти снижение ее эффективности. Данное снижение может быть вызнано  как деятельностью одного или нескольких звеньев, так и внешними по отношению к логистической системе воздействиями.

Под узким местом логистической  системы в дальнейшем будем понимать ее звено или несколько звеньев, деятельность которых снижает эффективность  деятельности всей логистической системы в целом.

Узкое место интегрированной  логистической системы возникает  по двум причинам:

1) конкретное звено  данной системы получило либо  несопоставимо с другими звеньями высокие, либо несопоставимо низкие доходы и таким образом снизило эффективность системы в целом;

2) конкретное звено  рассматриваемой системы представило  руководству неверные данные, в  результате чего возникла «нестыковка»  данных при планировании деятельности  логистической системы.

Для проверки достоверности первой причины вводится понятие показателя эффективности взаимодействия звеньев логистической системы с поправкой на конкретное ее звено, который определяется по формуле (8) [6]:

 

ЭЗj=Rлj/Rcpj, (8)

 

 

где ЭЗj – показатель эффективности взаимодействия звеньев логистической системы с поправкой на ее конкретное звено j; Rлj – рентабельность логистической системы с поправкой на звено j, причем:

 

Rлjлjлj, (9)

 

Плj =∑Пi – Пj, (10)

 

Aлj=∑Ai–A (11)

 

где Rcpj – средневзвешенный показатель рентабельности интегрированной системы с поправкой на звено, определяемый по следующим формулам (12), (13) и (14) [4]:

– для j= 1:

 

Rcpj=1/(n-2) (R2/2+∑Ri+Rn/2); (12)

 

– для j= 2, 3,…, n-1:

 

Rcpj=1/(n-2) (R1/2+∑Ri+Rn/2-Rj); (13)

 

– для j= п:

 

Rcpj=1/(n-2) (R1/2+∑Ri+Rn-1/2); (14)

 

Экономический смысл  показателя Э3j состоит в следующем. Допустим, что в логистической системе одно из звеньев (звено j) заменено единичным звеном, которое при расчетах всех интегральных показателей не оказывает влияния на общий показатель эффективности взаимодействия звеньев логистической системы, т.е. данные по этому звену в формулы для расчета не входят. Далее логично предположить, что если интегральные показатели, рассчитанные без учета j-го звена, выше, чем рассчитанные с учетом данных этого звена, то j-е звено своей деятельностью снижает интегральные показатели логистической системы в целом.

Информация о работе Основные методы учета логистических затрат и механизмов их оптимизации