Реклама в поле социологического дискурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:14, курс лекций

Описание

Первая группа определений идентифицирует рекламу, прежде всего, как сообщение, послание, представляющее аудитории некото­рый объект (явление, процесс). Именно такая точка зрения отражена в федеральном законе «О рекламе», где реклама определяется как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств инфор­мация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начина­ниях (рекламная информация), которая предназначена для неопре­деленного круга лиц и призвана формировать или поддерживать ин­терес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

Содержание

ГЛАВА 1. Реклама в поле социологического дискурса
1.1. Реклама: проблема*идентификации и определения
1.2. Дискурсы рекламы
1.3. Реклама в контексте основных категорий социологии
1.4. Социология рекламы как отрасль социологического знания. Взаимосвязь с другими социологическими дисциплинами
ГЛАВА 2. Возможности исследования рекламы в рамках основных парадигм социологии
2.1. Социология как мультипарадигмальная наука
2.2. Реклама в структурной парадигме («парадигме фактов»)
2.3. Реклама в свете интерпретативной парадигмы социологии («социологии дефиниций»)
2.4. Реклама в интегративной парадигме
ГЛАВА 3. Реклама и проблема социального воздействия
3.1. Рекламное воздействие как влияние на управляемую подсистему
3.2. Социально-технологический подход к рекламному воздействию
ГЛАВА 4. Социология потребления как основание рекламного воздействия
4.1. Потребление как социально детерминированный процесс
4.2. Роль рекламы в процессе принятия потребительского решения
ГЛАВА 5. Базовые модули рекламы как социальной технологии: структуризация и проблематизация
5.1. Алгоритмизация рекламного процесса
5.2. Сегментирование рекламной аудитории
5.3. Позиционирование рекламируемого объекта
5.4. Имиджирование рекламируемого объекта
5.5. Брендинг
ГЛАВА 6. Некоторые особенности российского социума как реципиента рекламного воздействия
6.1. Отношение российских потребителей рекламы к рекламе
6.2. Потребители рекламы и рекламная аудитория — проблема несовпадения

Работа состоит из  1 файл

Лекции по социологии.doc

— 1.68 Мб (Скачать документ)

Есть, впрочем, и некоторые иные оценки. КОМКОН на осно­ве данных мониторинга стиля жизни и потребления R-TGI (Russian Target Group Index)1 провел группировку населения по от­ношению к рекламе. На основе данных за 1999 г. было выявлено несколько групп, существенно различающихся степенью лояльно­сти к рекламе. Полученные данные не давали оснований одно­значно негативно оценивать отношение россиян к рекламе. Было выделено три кластера, т.е. группы, сходных не только по отноше­нию к рекламе, но и по другим характеристикам:

• Первая группа: «Негативисты» (34%). Их отношение к рекламе — однозначно отрицательное. В основном эту группу со­ставляют пенсионеры и лица предпенсионного возраста. Не­большая часть «негативистов» — работники высшего звена с высоким уровнем образования, интеллектуального развития. Для группы в целом характерен низкий уровень потребления.

• Вторая группа: «Рационалисты» (27%). Это экономически активная часть населения, воспринимающая рекламу как необ­ходимый атрибут потребительского рынка. Группа эта отлича­ется высоким уровнем потребления.

• Третья группа: «Пожиратели» (39%). Они демонстрируют высокий уровень лояльности рекламе, стараются следовать ее реко­мендациям. Но по своему составу это наиболее неоднородная группа. Здесь высок процент людей с низким социальным ста­тусом, но высоким потребительским потенциалом, стараю­щихся следовать нормам массовой культуры. Значительна до­ля молодых потребителей. Есть здесь и сравнительно неболь­шая группа обеспеченных людей (представителей элиты, крупных чиновников, предпринимателей, топ-менеджеров), ориентированных на потребление новинок, престижных брен­дов. Именно они — самая желательная для рекламодателя ау­дитория. Именно на эту социальную группу спозиционировал, например, свое пиво предприниматель О. Тиньков, проведя рекламную кампанию, крайне неоднозначно воспринятую в обществе. Вместе с тем, в данной группе заметна доля тех, кто малосостоятелен, но воспринимает рекламу как влекущую его «картинку красивой жизни». Это, прежде всего, малообеспе­ченная молодежь.

Данные такого кластерного анализа дают основания говорить, что россияне относятся к рекламе более дифференцировано, чем

3      Более подробно об этом исследовании рассказывается в приложенииэто принято считать. Но, возможно, такая разница в результатах обусловлена, до некоторой степени, разным контекстом обследо­вания. Исследование КОМКОН полностью посвящено изучению потребительской активности, вопросы о рекламе задаются парал­лельно с вопросами о покупке тех или иных товаров. В ходе тако­го исследования человек ощущает себя, прежде всего, потребите­лем, соответственно, и рекламу оценивает именно в данном кон­тексте, как рекламную продукцию. Исследования РОМ ИР и ВЦИОМ спрашивают о рекламе «в лоб». Респондент начинает оценивать ее как социальное явление, социальный институт. Со­ответственно, и оценки более негативны.

Но все же большая часть исследований показывает преоблада­ние очевидно негативного отношения к рекламной коммуника­ции. Приведем мнение В.П. Коломийца: «Низок авторитет рекла­мы в общественном сознании. Например, по данным нашего ис­следования (общероссийский опрос 2000 городских жителей по репрезентативной выборке в декабре 2001 г.) 77% опрошенных от­носятся к рекламе на телевидении с раздражением и только 15% — терпимо. Раздражение вызывает объем рекламы на ТВ. Всего 4% зрителей полагают допустимым нынешний объем рекламы на эк­ране (на больший объем согласились 4 человека из 2000 опрошен­ных). Большинство же желает, чтобы ее было в 2—3 и более раз меньше, чем сейчас... 27% уверяют, что они зачастую даже отказы­ваются от просмотра телепередач от обилия в ней рекламных вста­вок» [72]. По данным Monitoring.ru в 2002 г. к телерекламе отрица­тельно относились 66%, положительно — только 9%. Отношение к рекламе на других каналах информации было более положитель­ным. К рекламе на радио отрицательно отнеслись только 49% опро­шенных (11% — положительно), к рекламе в печатной прессе — 27% (положительно — 25%). Данные опубликованы в газете «Ком­мерсант» (02.09.2002). Проводилось также международное сопоста­вительное исследование отношения к рекламе в разных странах: бывших республиках СССР, странах Восточной Европы, Турции и Египте. В России — самое негативное отношение к рекламе. 49% опрошенных заявили, что они ее однозначно не любят [203].

Одно из последних исследований, затрагивающих вопрос об от­ношении к рекламе, было проведено в мае—июне 2004 г. по заказу известной в медиасообществе организации Interviews. Исследова­тельская группа «Медиалаборатория» под руководством А.В. Ша-рикова провела комплексное социологическое исследование, по­священное отношению российской аудитории к телевидению.

Полевую стадию исследования проводила компания GFK-Русь. Исследование велось по репрезентативной российской выборке 18+. Одновременно проводился экспертный опрос 12 руководи­телей московских телеканалов и 12 общественных экспертов, представляющих разные сферы социальной деятельности.

Наиболее раздражающим фактором на телевидении зрители считают избыток рекламы. 81,2% согласились, что ее на телевиде­нии слишком много. Только 1,6% высказало противоположное мнение. Большинство из этой группы — представители высокодо­ходного слоя населения. Только на втором месте по степени нега­тивного восприятия — избыток сцен насилия на экране (68,9% те­лезрителей разделили такую точку зрения, 9,2% были с этим не со­гласны). Таким образом, негативное отношение к рекламе на телеэкране выражено респондентами наиболее однозначно. На первое место как раздражающий фактор поставили рекламу и об­щественные эксперты. А вот для телевизионных работников как негативный фактор она — только на 6 месте [171].

Повторим, приведенные данные получены на разных масси­вах, по разным методикам, но все же их результаты позволяют сделать обобщение: отношение к рекламе у подавляющего боль­шинства россиян негативное, причем это отношение хуже, чем в других странах. Если вспомнить, что объем рекламы в России в расчете на душу населения относительно невелик, то, естествен­но, возникает вопрос, почему эти оценки столь негативны. От­вет, по нашему мнению, лежит в том, что в нашей стране особен­но значительно несовпадение потребителей рекламы и рекламных аудиторий.

Потребители рекламы, согласно нашему законодательству — все, до кого доводится или может быть доведена реклама. Но рек­ламная аудитория — та часть потребителей рекламы, для которой эта реклама непосредственно предназначена. Очевидно, что, раз­мещая на федеральном телеканале рекламу автомобиля, рекла­мист отдает себе отчет, что далеко не всех зрителей телеканала можно рассматривать как потенциальных покупателей. По сути, любое рекламное сообщение достигает реципиентов, объективно не являющихся рекламной аудиторией (по уровню благосостоя­ния, возрасту, полу и другим параметрам). Но, по нашему мнению, в России степень такого несовпадения столь существенна, что реклама становится потенциальным генератором социальной на­пряженности, что, в первую очередь, выражается в неприятии зна­чительной частью населения самого института рекламы.Основными причинами такой ситуации являются, по нашему мнению, особенности стратификации современного российского социума и особенности его дифференциации по уровню жизни.

6.2. Потребители рекламы и рекламная аудитория — проблема несовпадения

В главе 5 при рассмотрении проблемы сегментирования рек­ламных аудиторий было определено, что средний класс вследст­вие своей многочисленности и платежеспособности в развитых странах потребляет основную массу товаров и, соответственно, является основной рекламной аудиторией, а «средняя женщина из большинства» («миссис Мидцл Марджорити») — модальным рек-ламопотребителем. Именно поэтому рекламные сообщения вос­принимаются средним классом развитой страны как, может быть, и надоедливая, но все же полезная информация. Кроме того, она является стабильным и привычным для стран с рыночной эконо­микой компонентом информационной среды, воспринимается как ее непременная часть. Показателен описанный в литературе случай. Во время Второй мировой войны в американские войска в Европе решили направлять популярные журналы, печатая специ­альный тираж без рекламы: солдаты однозначно не являются по­требителями, а экономия на бумаге и транспортных расходах есть. Вскоре посыпались протесты из действующей армии — военные требовали вернуть им привычный информационный формат, а по сути — привычную социальную реальность.

Средний класс как социальное образование можно интерпре­тировать в терминах социального поля. Из отечественных социо­логов это понятие активно разрабатывается ныне В.И. Ильиным. В.И. Ильин определяет социальное поле как крупную единицу со­циального пространства, ту его часть, для которой характерен по­вышенный уровень внутреннего взаимодействия, в результате че­го формируется особая атмосфера, имеющая силовой характер по отношению к попавшим туда индивидам [142, с. 26]. По мнению Ильина, принудительное воздействие социального поля на людей проявляется в двоякой форме:

1) Под воздействием социального поля формируется выбор, оно определяет, с одной стороны, пределы выбора, а с другой — предоставляет ресурсы для реализации этого выбора. Именно ре­сурсы формируют границу социатьного поля, вне этих границ осуществить сформированный в поле выбор становится невоз­можно.

2) Социальное поле предписывает ценности и нормы поведе­ния, как бы «программирует» человека. Индивиды, следующие ценностям и нормам поля, через систему своих взаимодействий вовлекают в эту ценностно-нормативную систему тех, кто сопро­тивляется или колеблется. Постепенно, как пишет В. Ильин, про­тивоположность свободы индивида и принуждения силового поля снимается и люди просто не замечают принудительного воздейст­вия на них полей и искренне считают, что выбирают товары, ори­ентируясь только на свой вкус и возможности [142, с. 28]. При этом на индивида воздействует одновременно столь большое чис­ло порождаемых социальным полем факторов, что можно гово­рить о том, что на человека воздействует вся атмосфера, возник­шая в результате взаимодействий в поле, а не отдельные факторы или их конечный набор.

Итак, попадая в социальное поле среднего класса, человек формирует свой выбор, в том числе и потребительский, ориенти­руясь на ценности, нормы, образцы, циркулирующие в данном со­циальном поле, т.е. на «атмосферу» социального поля. В развитой стране реклама, будучи коммерческой коммуникацией, прагма­тично ориентируется, в массе своей, на основного потребителя, которым является средний класс, соответственно, она актуализи­рует в своих текстах именно эту «атмосферу», ценностно-норма­тивную систему среднего класса.

Одновременно социальное поле маркирует границы выбора. Применительно к потребительскому выбору, эти границы опреде­ляются через идентификацию платежеспособности взаимодейст­вующих в поле индивидов и через предложение товаров и услуг, существующее на рынке. Соответственно, реклама, являясь ком­мерческой прагматичной коммуникацией, в основной массе сво­ей предлагает потребителям товары, во-первых, существующие на рынке и, во-вторых, в принципе доступные среднему классу как основному потребителю. Именно поэтому реклама, при всех из­держках, не воспринимается значительной частью населения раз­витой страны как конфликтоген. Она не ставит перед человеком из среднего класса (т.е. перед основной частью населения) потре­бительской проблемы, которую он принципиально не может раз­решить. «Дистанция» между потребителем рекламы и предлагае­мым рекламой благом оказывается, в большинстве случаев, в принципе преодолимой. Понятие «дистанция» введено в психоло­гию в середине XX века К. Левиным и означает представление субъекта о доступности лично для него того или иного объекта.Иная ситуация в России, которая в экономических терминах относится к странам с развивающимся рынком. Прежде всего, нельзя идентифицировать российский средний класс как доми­нирующую в обществе социальную группу. Соответственно, соци­альное поле среднего класса детерминирует поведение, в том чис­ле и потребительское, меньшинства, а не большинства. Каково это меньшинство?

Поражает, прежде всего, разность оценок, встречающихся в литературе.  Так, по данным многофакторного исследования 1999 г. (принимались во внимание 5 признаков — доходы, владе­ние движимым и недвижимым имуществом, профессионально-квалификационный статус, успешное экономическое поведение, самоидентификация), доля домохозяйств, в которых концентри­ровались бы все эти признаки на уровне, принятом для среднего класса, оценивалась не более чем в 2,5%. В то же время, хотя бы один из признаков присутствовал в 80% домохозяйств [200]. С другой стороны, в социологической литературе предлагается «модель социальной структуры современной России в рамках концепции вертикальной социальной стратификации», состоя­щая из 10 стратов. Стратификация построена на данных об уров­не жизни и модели потребления (доступность одежды, жилья, способы проведения досуга). Согласно соответствующему иссле­дованию, средний класс составляет 72% российского населения [148]. Но это очевидно не увязывается хотя бы с ситуацией поли­тической нестабильности (ведь средний класс — прежде всего со­циальный стабилизатор). Внешне «десятизвенная» модель рос­сийской стратификации схожа с моделью «расхождений в по­треблении»,    разработанной    британскими    социологами    и описанной нами ранее. Но это сходство только внешнее. Там вы­деление «вертикальных классификаций» сопряжено с высоким уровнем жизни. В России для выделения «клубов по интересам», индивидуализации потребления в социально значимых масшта­бах нет объективной материальной основы, что будет рассмотре­но несколько позже.

Если взять историю вопроса, то и в дореволюционной Рос­сии со средним классом «было плохо». В начале XX века с раз­витием капитализма ремесленные рабочие в России станови­лись, как правило, не «самостоятельными хозяевами» (мелки­ми буржуа), а пролетариями. На эту особенность обратил внимание еще М. Вебер, считающийся создателем теории сред­него класса. Он рассматривал средний класс, прежде всего, как слой мелких и средних предпринимателей и в этой связи пи­сал: «В России городское среднее сословие по историческим причинам было очень слабым само по себе, к тому же капита­лизм теперь еще больше ослабил его» [22, с. 128]. Поэтому не удивителен выбор Россией революционного, а не эволюцион­ного пути развития в XX веке. Сегодня в России есть практиче­ски все профессиональные категории, которые обычно отно­сят к среднему классу. Но эти группы до сих пор не образуют единого и крупного социального поля, они изолированы и да­же противостоят друг другу. У них слишком разный уровень жизни, доступа к благам и власти, т.е. слишком разные «жиз­ненные шансы» в веберовском смысле этого слова, чтобы они идентифицировали себя как единую группу со своими специ­фическими интересами.

Информация о работе Реклама в поле социологического дискурса