Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:39, дипломная работа
Реклама — не только важная отрасль экономики, это еще и область социального взаимодействия, влияющая на нормы, ценности, представления, реальное поведение людей. Социологических публикаций по рекламе немало, но системных работ по социологии рекламы — единицы. Данная книга — одна из первых попыток комплексного подхода к социологической интерпретации этого важного социального феномена. Реклама рассматривается в свете различных парадигм социологии, особое внимание уделяется анализу рекламы в контексте социологии управлен
Глава 1
Реклама в поле социологического дискурса ................................5
1.1. Реклама: проблема*идентификации и определения..........5
1.2. Дискурсы рекламы............................................................24
1.3. Реклама в контексте основных
категорий социологии ......................................................35
1.4. Социология рекламы как отрасль социологического знания. Взаимосвязь
с другими социологическими дисциплинами..................48
Глава 2
Возможности исследования рекламы
в рамках основных парадигм социологии...................................58
2.1. Социология как мультипарадигмальная наука................58
2.2. Реклама в структурной
парадигме («парадигме фактов»).....................................65
2.3. Реклама в свете интерпретативной парадигмы социологии («социологии дефиниций»)..........................78
2.4. Реклама в интегративной парадигме................................88
Глава 3
Реклама и проблема социального воздействия.........................100
3.1. Рекламное воздействие как влияние
на управляемую подсистему ..........................................100
3.2. Социально-технологический подход
к рекламному воздействию.............................................114
Глава 4
Социология потребления как основание рекламного воздействия.................................................................................127
4.1. Потребление как социально детерминированный процесс............................................................................127
4.2. Роль рекламы в процессе принятия потребительского решения.............................................150
Глава 5
Базовые модули рекламы как социальной технологии:
структуризация и проблематизация..........................................157
5.1. Алгоритмизация рекламного процесса..........................1575.2. Сегментирование рекламной аудитории......................164
5.3. Позиционирование рекламируемого объекта..............199
5.4. Имиджирование рекламируемого объекта...................205
5.5. Брендинг........................................................................214
Глава 6
Некоторые особенности российского социума
как реципиента рекламного воздействия ................................230
6.1. Отношение российских
потребителей рекламы к рекламе..................................230
6.2. Потребители рекламы и рекламная аудитория — проблема несовпадения ................................................240
Список литературы ..................................................................261
Приложение..............................................................................273
Реклама в поле социологического дискурса
13. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака: Пер.
с фр. — М.; Библион — Русская книга, 2003. — 272 с.
14. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Пер. с фр. —
М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
15. Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с фр. — М.: Рудомино,
1995.-175 с.
16. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения. Пер. с
фр. // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики — М.: РОССПЭН, 2004. — С. 537—568.
17. Бурдье П. Социальное пространство и символическая
власть.//Бурдье П. Начала: Choses Dites. Пер. с фр. — М.: Socio-Logos, 1994. — С. 181—207.198. Williamson J. Decoding Advertisements: Ideology and Meaning in Advertisements. — N.Y.: MarionBoyars,1978.
199. www.akarussia.ru .
200. www.budgetef.ru/publications
201. www.nns.ru/analit/
202. www.regions.ru
203. www.vmdaily.ru/old/
204. www.acvi.ru
Приложение
Выделение потребительских групп по стилю жизни
Наиболее признанным методом сегментирования потребительских аудиторий по стилю жизни является кластерный анализ. В группе аккумулируются лица с близкими паттернами значений по тем переменным, которые исследователь признал значимыми для данного сегмента. Группе дается название, отражающее наиболее характерную особенность ее членов. Группы могут выделяться как на основе общих установок, мотиваций, ценностей, так и отношений к конкретной категории товаров.
На основе обобщенных установок в процессе маркетинговых исследований в Европе часто выделяют 16 типовых групп потребителей, различающихся по стилю жизни. Эти группы следующие:
• осторожные — пенсионеры, лица, примирившиеся с судьбой,
стремящиеся к стабильности;
• обороняющиеся — молодые жители небольших городов, ищу-
щие защиту и поддержку в традиционных семейных структурах;
• бдительные — неудовлетворенные промышленные рабочие, стремящиеся сохранить свою индивидуальность;
• забытые — ищущие защиты пенсионеры и домохозяйки, ощу-
щающие угрозу в связи с растущей сложностью жизни;
• романтики — сентиментальные молодые люди, стремящиеся к
прогрессу и стабильной жизни для своих семей;
• команда — молодые люди из пригородов, стремящиеся к ста-
бильной жизни, спорту, досугу, предпочитающие входить в какую-либо группу, дающую ощущение стабильности и поддержки;
• новобранцы — рабочая молодежь, ощущающая себя оторван-
ной и стремящаяся к интеграции в общество через «делание денег» и престижное потребление; озабочены своей низкой образованностью
• денди — гедонисты с умеренным доходом, стремящиеся «про-
извести впечатление» на окружающих;
• акулы бизнеса — молодые, амбициозные, хорошо образован-
ные, расточительные люди, стремящиеся лидировать в конкурентном обществе;
• группа протеста — интеллектуальные молодые критики, стре-
мящиеся революционизировать общество;
• пионеры — молодые, обеспеченные, терпимые интеллектуалы,
стремящиеся к социальной справедливости;• скауты — терпимые пожилые консерваторы, стремящиеся к прогрессу;
• граждане — организаторы общественной жизни, стремящиеся
к лидерству в социальной сфере;
• моралисты — спокойные, религиозные граждане, ищущие по-
коя и мира;
• благородные — сторонники законности и порядка, принадле-
жащие к давно сложившейся элите;
• строгие — репрессивные пуритане.
В американской практике рыночных исследований наиболее часто для сегментирования покупателей по стилю жизни применяется система VALS (values and life style) [11, с. 174, 175]. Она была первоначально разработана американским маркетологом А. Митчелом и затем усовершенствована. Эта система использует иерархическую структуру из четырех основных классов стиля жизни и индивидуальных качеств личности: движимые потребностью, экстраверты, интроверты и интегрированные личности. Термины «интроверты» и «экстраверты» представляются нам не слишком удачным переводом, так как возникает невольная аналогия с интровертами и экстравертами в психологии, а в данном случае имеются в виду иные особенности сознания и поведения. Лучше переводить: интроверты — это «изнутриориентированные» люди, т.е. ориентированные на себя, люди, для которых важнее внутренняя самооценка; экстраверты — «извнеориентированные», т.е. ориентированные на оценку окружающих.
Каждый из выделенных классов включает разные подгруппы:
• движимые потребностью включают стремящихся выжить или
не ухудшить свое положение. Это — люди, имеющие временную работу, большей частью бедные, с невысоким социальным статусом, не располагающие достаточными средствами для совершения даже необходимых покупок. Их основная потребность — обеспечить каждодневное существование.
• экстраверты включают людей с традиционным стилем мышле-
ния. Они делятся на устойчивых членов своего круга (консервативных, конформистски настроенных представителей низшего и среднею социального классов, часто из числа квалифицированных рабочих и пенсионеров); на подражателей — старающихся что-то сделать людей, часто молодых и честолюбивых, со средним уровнем образования и средним доходом, обычно имеющих долги; достигших положения — лидеров в
бизнесе, своей профессии, в правительстве, придерживающихся традиционных систем ценностей, методов решения проблем и пр.
• интроверты — люди, склонные к современным, инновацион-
ным стилям жизни. Они подразделяются на эгоцентристов — молодых, склонных к самолюбованию людей, переживающих переломные стадии своей жизни, импульсивных и переменчивых; жизнелюбов — активных, артистичных натур, имеющих хорошее образование и достаточный доход, живущих полной жизнью; членов общества — хорошо образованных, с приличными доходами, интересующихся окружающим, тенденциями будущего, личным ростом, часто профессионалов, предпочитающих простой стиль жизни.
• интегрированные личности — психологически стабильные, са-
моутвердившиеся личности среднего возраста, хорошо образованные и финансово обеспеченные, имеющие чувство меры, активно участвующие в благотворительности. Во Франции социальные психологи выделяют в современном обществе по крайней мере 13 социокультурных течений, на основе которых можно типизировать стиль жизни. Соответствующие группы они объединяют в 4 типа менталитета, своеобразных микрокультуры со своим языком, мотивацией, системой ценностей, поведением, знако-символическим рядом. Утилитаристский менталитет характеризуется стандартным потреблением, стремлением к экономии, привязанностью к традиции. Для менталитета, склонного к пассивной безопасности, характерно стремление к бесконфликтности, конформизму, чувствительности к информации, малой открытости к нововведениям и «стихийному прогрессу». Менталитет, ориентированный на прогресс («авантюрный»), отличается склонностью к нововведениям, изменениям (в т. ч. путешествиям), предпринимательству. Наконец, встречаются люди с «менталитетом перемен», ориентированным на отличие от окружающих. Эти люди, желающие получить от жизни «все и сразу», стремятся к гедонистической модели поведения, склонны к непредвиденным расходам, иррациональным решениям, импульсивным покупкам.
В России исследования по стилю жизни активно ведутся компанией КОМКОН. Исследование носит название Российский индекс целевых групп (R-TGI — Russian Target Group Index) и проводится регулярно с 1995 г. по лицензии Британского бюро маркетинговых исследований. Сама методика используется с 1968 г.Сегодня годовая выборка R-TGI составляет 16000 домохозяйств (36000 респондентов). Размер выборки по Москве — около 4500 респондентов. Отбор домохозяйств производится случайным методом из адресной базы данных. Генеральная совокупность — 60,4 млн. человек в городах с населением более 100 тыс. жителей (46% населения России в возрасте 10 лет и старше). Исследование проводится в 60 городах, репрезентирующих все федеральные округа. Первое же пилотное исследование КОМКОН провел в Москве в 1994 г. — на 800 домохозяйствах исследовалось потребление 50 товарных групп и медиапредпочтения. В 1995 г. первая всероссийская волна R-TGI охватывала 25000 респондентов в возрасте 10+ в 45 городах. В 1996 г. было проведено уже две волны R-TGI: 14,5 тыс. респондентов в весенней и 16,1 тыс. респондентов в осенней волне. С 1997 г. проводится ежеквартальный мониторинг. Помимо исследования по категории 10+, отдельно с 1994 г. проводится исследование стиля жизни и потребления среди детей и подростков в возрасте от 4-х до 15-ти лет — «Новое поколение». Сегодня в исследовании участвует по 700 респондентов два раза в год.
В рамках мониторинга исследуется потребление более 400 категорий товаров и услуг, более 3900 марок. Изучаются доля потребления этого продукта, частота потребления, знание и предпочтение марок, лояльность маркам, репертуар потребления. Исследуются также медиапредпочтения респондентов (по прессе, радио, телевидению, Интернет). Для психографического исследования используется вопросник примерно из 200 высказываний, отношение к которому просят определить по шкале Лейкерта.
В процессе исследования используются такие методы получения первичной социологической информации как, личные интервью с членом семьи, наиболее часто принимающим решения относительно покупок товаров для всей семьи заполнение членами семьи в возрасте 10 лет и старше анкет об индивидуальном потреблении, отношении к средствам массовой информации и о стиле жизни. Примеры вопросов из нескольких разделов, используемых для определения стиля жизни потребителя приводятся ниже:
Реклама и СМИ
Мне нравится смешная реклама
Мне хочется покупать продукты, которые рекламируются
Я покупал товары, которые рекламируются в Интернете
Реклама никак не влияет на мое решение о покупке товаров
Я не обращаю внимание на рекламу в газетах и журналах
■ Когда показывают рекламу по ТВ, я переключаю на другой канал Товары и услуги
Я предпочитаю российские продукты питания Я думаю, что продукция известных фирм — более качественная Лучший алкогольный напиток, который стоит пить — это водка Я готов платить больше за продукты, которые не содержат химических добавок
Я готов платить больше за хорошее качество Покупательское поведение Я часто хожу в престижные, дорогие магазины Если я выбрал какую-то марку товара, то я всегда буду стараться покупать именно ее
У меня есть более интересные занятия, чем бегать по магазинам за покупками
Я стараюсь не брать деньги в долг
Дом и самооценка
Я уверен, что смог бы организовать свою компанию
Я живу сегодняшним днем, не заботясь о завтрашнем
Меня всегда интересовала техника, например, автомобили или
самолеты
Мне нравится выделяться из толпы
Я хожу на работу прежде всего из-за денег
На основе обработки данных, в 2000 г. выделены следующие психографичесюие группы [109]:
Новаторы (Innovator) — обладают прогрессивными взлядами, современным мышлением, высокой потребительской и покупательской активностью, они хотят и могут покупать новые продукты, товары и услуги, как правило, делают это раньше других.
Благополучные (Successful) — тип, близкий к «новаторам», но более разумно и серьезно относящийся к финансовым вопросам. Можно сказать, что «благополучные» — это повзрослевшие «новаторы», довольные своим положением, достигнутым благополучием и достаточно высоким уровнем жизни.
Оптимисты (Optimist) — энергичные, легкие в общении, стремятся произвести впечатление веселого, удачливого человека.
Рассудительные (Reasonable) — люди, которым надо во всем разобраться, все взвесить, прежде чем принять решение, они осторожны в финансовых вопросах, склонны скорее экономить, чем импульсивно тратить деньги; хотят быть уверены, что купленный товар стоит тех денег, которые за него платят; склонны покупать менее дорогие, а также российские товары, лояльны к выбранной марке.Ориентированные на фирменные, качественные товары (High quality, Brand-name oriented) — главное для них при выборе товара — его качество, при этом они знают, что товары известных фирм отличаются высоким качеством и стоят дороже, готовы переплатить, но купить товар известной фирмы.
Западник (West oriented) — ориентирован на западный образ жизни, престижные, валютные магазины, импортные, фирменные товары, западную музыку.
Молодой (Young) — к этому типу принадлежат активные, общительные люди, которые проявляют живой интерес ко всему новому, необычному, веселые, часто безрассудные.
Фаталист (Fatalist) — пассивно относится к своему положению, своей судьбе, болезненно воспринимает критику и замечания в свой адрес, нередко негативно относится к происходящим переменам, консервативен, присуще повышенное состояние тревожности.
Мужской (Masculine) — отражает не принадлежность к мужскому полу — женщины также могут относиться к этому типу, если они обладают сильными патриархальными взглядами на роль мужчины в обществе, традиционно «мужскими» интересами и предпочтениями (более лояльны к алкоголю, интересуются техникой, поддерживают привилегии мужчины в обществе).
Не вписавшиеся в рыночные условия — аутсайдеры ( Not accustomed to market economy) — те, кто не нашел свое место при изменившихся обстоятельствах, они не принимают перемен, так как не видят возможности улучшения своего положения в будущем, пассивны, имеют низкий уровень жизни, ориентированы на дешевые товары, покупку только самого необходимого.
Изменение ситуации может привести к изменению перечня выделяемых кластеров. Так, в более поздних публикациях встречаются и иные названия кластеров: выживающие, традиционалисты, стремящиеся, обыватели, беззаботные, новаторы, благополучные, преуспевающие.
Помимо этого, на основе статистического анализа соответствий (correspondence analysis) сопоставляются конкурирующие бренды и психографические типы потребителей (полученные на основе высказываний по стилю жизни). В результате анализа бренд оказывается «центром притяжения» характерных для некоторых высказываний, которые позволяют определить модальный психографический тип. Метод позволяет также выявить значимые связи между брендами и отдельными высказываниями. В