Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:39, дипломная работа
Реклама — не только важная отрасль экономики, это еще и область социального взаимодействия, влияющая на нормы, ценности, представления, реальное поведение людей. Социологических публикаций по рекламе немало, но системных работ по социологии рекламы — единицы. Данная книга — одна из первых попыток комплексного подхода к социологической интерпретации этого важного социального феномена. Реклама рассматривается в свете различных парадигм социологии, особое внимание уделяется анализу рекламы в контексте социологии управлен
Глава 1
Реклама в поле социологического дискурса ................................5
1.1. Реклама: проблема*идентификации и определения..........5
1.2. Дискурсы рекламы............................................................24
1.3. Реклама в контексте основных
категорий социологии ......................................................35
1.4. Социология рекламы как отрасль социологического знания. Взаимосвязь
с другими социологическими дисциплинами..................48
Глава 2
Возможности исследования рекламы
в рамках основных парадигм социологии...................................58
2.1. Социология как мультипарадигмальная наука................58
2.2. Реклама в структурной
парадигме («парадигме фактов»).....................................65
2.3. Реклама в свете интерпретативной парадигмы социологии («социологии дефиниций»)..........................78
2.4. Реклама в интегративной парадигме................................88
Глава 3
Реклама и проблема социального воздействия.........................100
3.1. Рекламное воздействие как влияние
на управляемую подсистему ..........................................100
3.2. Социально-технологический подход
к рекламному воздействию.............................................114
Глава 4
Социология потребления как основание рекламного воздействия.................................................................................127
4.1. Потребление как социально детерминированный процесс............................................................................127
4.2. Роль рекламы в процессе принятия потребительского решения.............................................150
Глава 5
Базовые модули рекламы как социальной технологии:
структуризация и проблематизация..........................................157
5.1. Алгоритмизация рекламного процесса..........................1575.2. Сегментирование рекламной аудитории......................164
5.3. Позиционирование рекламируемого объекта..............199
5.4. Имиджирование рекламируемого объекта...................205
5.5. Брендинг........................................................................214
Глава 6
Некоторые особенности российского социума
как реципиента рекламного воздействия ................................230
6.1. Отношение российских
потребителей рекламы к рекламе..................................230
6.2. Потребители рекламы и рекламная аудитория — проблема несовпадения ................................................240
Список литературы ..................................................................261
Приложение..............................................................................273
Реклама в поле социологического дискурса
результате подобного анализа делаются, например, такие выводы: 16% лиц, потребляющих виски, посещают рок-концерты. Это, естественно, важная информация для спонсоров, для лиц, выбирающих каналы рекламы и т.п.
Особый интерес для рекламодателей представляет изучение стиля жизни «верхних» 15% москвичей в возрасте 16+ (группы А, В, С1 по классификации ESOMAR). Это группа активных потребителей высококачественных товаров и услуг и именно задачи продвижения таких товаров и услуг, на рынок и обусловили востребованность подобного исследования. В год проводится две волны исследования. В каждой волне опрашивается 1000 человек. Отбор респондентов производился случайным образом в два этапа. На первом этапе, в ходе ежедневных CATI — опросов москвичей в возрасте старше 16 лет, рекрутировались респонденты, соответствующие необходимому социальному классу и материальному положению. На втором этапе, из числа согласившихся принять участие в исследовании отбирались респонденты в возрасте от 18 до 54 лет, соответствующие критериям. Основными критериями отбора являются: статус занятости и материальное положение основного получателя доходов в домохозяйстве по международной социальной классификации; имущественный статус домохозяйства по международной классификации (владение не менее 5 предметами из списка); уровень доходов на одного члена семьи — от $350 и более. Основными тематическими разделами анкеты были
следующие:
• Проведение свободного времени;
• Покупка книг;
• Наличие обычной телефонной связи;
• Пользование сотовой связью;
• Наличие, характеристики и использование автомобиля;
• Использование машинных масел, автопокрышек, бензина, аксессуаров к автомобилю;
• Наличие и характеристики автомагнитол;
• Наличие и характеристики мотоциклов;
• Известность и посещение московских автосалонов;
• Поездки по городу различными видами транспорта;
• Поездки за границу, пользование услугами турагентств;
• Посещение ресторанов быстрого питания;
• Посещение ресторанов и предпочтения видов кухни;
• Занятия и интерес к спорту;
• Наличие спортивного оборудования и аксессуаров;• Посещение и известность фитнес-центров;
о Известность и пользование услугами банков;
• Использование банковских пластиковых карт;
• Страхование;
• Покупка одежды и обуви;
• Известность и покупка марок джинсовой одежды, спортивной
одежды и обуви, мужской и женской обуви;
• Посещение фирменных магазинов одежды и обуви;
• Наличие и характеристики наручных часов;
• Покупка ювелирных украшений;
• Пользование компьютером;
• Использование Интернета;
• Потребление шоколадных конфет в наборах;
• Потребление пива;
• Потребление вина;
• Потребление крепких алкогольных напитков;
• Табак и табачные изделия;
• Наличие и характеристики крупной бытовой техники;
• Наличие и характеристики мелкой бытовой техники; , • Наличие и покупка мебели;
• Частота и продолжительность просмотра основных телеканалов;
• Жанровые предпочтения в телесмотрении;
• Динамика аудитории в течение дня (получасовые интервалы);
• Рейтинги прессы и тематические предпочтения;
• Рейтинги радиостанций и жанровые предпочтения;
• Наличие и характеристиВЬ аудио- и видео техники;
• Характер заболеваемости и посещение врачей;
• Посещение парикмахерских, салонов, использование космети-
ки и парфюмерии;
• Участие в принятии решений о покупках в семье;
• Известность и отношение к крупным компаниям;
• Фотографирование и пользование фотоуслугами;
• Социально-демографические характеристики. Исследованиями стиля жизни среднего класса в России занимается и исследовательская компания РОМИР-мониторинг совместно с журналом «Эксперт». Проект «Стиль жизни среднего класса» ведется уже в течение 5 лет. В ежегодных опросах участвуют около 4000 семей в 20 крупных городах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Саратове и т.п. В качестве основного критерия отбора авторы исследования
избрали уровень доходов на члена семьи в месяц от $250 (для Москвы — от $350).
Существуют и совершенно иные подходы к делению рынка по критерию «покупательское поведение». Так, агентство «Родная речь» в 2002—2003 гг провела исследование российских потребительских типов. По их мнению, в России можно выделить пять основных психологических типов потребителей: «купцы», «казаки», «бизнесмены», «студенты» и «русские души». Типы эти существенно различаются по мотивации, значимым стимулам, внешним проявлениям покупательского и потребительского поведения и иным параметрам. Причем речь не идет о типовых социально-экономических критериях (доход, образование и т.п.). В расчет принимаются именно поведенческие характеристики, вытекающие из психологического типа. Так, «купец» доверяет, по данным исследователей, только тем вещам, репутация которых долгое время безупречна. Эти покупатели консервативны, они ценят более всего надежность и стабильность. Чем покупать дешевый, но не качественный товар, купец лучше вообще откажется от покупки на тот срок, пока не соберет необходимую сумму. «Бизнесмен» же отличается активным, исследовательским отношением к жизни. Он чуток к новинкам, ему хочется «все попробовать», в товаре ему важна не только практическая польза, но и новые ощущения, «расширение горизонта». «Казак» настроен на утверждение себя через конфликт, он крайне эгоцентричен. Его привлекают те товары, которые редки, экзотичны, не всем доступны (не только по причине цены), нужны только небольшому кругу потребителей (как компьютеры «Макинтош»). Эта аудитория чутко реагирует на иррациональные аргументы. «Студент» склонен считать, что живет хуже, чем заслуживает, но не предпринимает ничего для исправления положения. Для «студента» важна табличка «модно», он покупает лэйблы, в курсе всяких распродаж. Лэйбл дает ему ощущение принадлежности к миру избранных, он их демонстрирует широкой публике, требует внимания к своей покупке. «Русскую душу» потребительский рай ставит в тупик, они не привыкли выбирать и затрудняются с выбором, но уж если решение принято, то покупают только этот товар.
В целом, это нестандартный и, видимо, продуктивный подход к сегментированию аудиторий по потребительскому поведению [76]. Такое сегментирование довольно близко подходит к сегментированию по стилю жизни, но все же здесь не учитывается доход и другие социодемографические характеристики. Это, преждевсего, психологический портрет «модальной личности» в ситуации покупки и потребления. Но как каждый портрет психологического типа, он обобщен и отражает некоторую «условную среднюю», от которой каждый конкретный человек безусловно отличается.
Если проанализировать приведенный выше российский опыт сегментирования аудиторий по стилю жизни, то создается впечатление, что немецкие социологи, рассуждавшие о «имитационном» характере стилизации жизни в современной России, были, в целом, правы. Стили эти действительно носят «потребительский характер» и увязаны, прежде всего, с уровнем материального благосостояния и позицией на лестнице вертикальной стратификации, а не с индивидуализацией жизненных проявлений в ее западном понимании.
Савельева Ольга Олегона
СОЦИОЛОГИЯ РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Серия «Академия рекламы»
Подписано в печать 12.01.2006.
Формат 84X108 1/32.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Гарнитура «NewtonC». Тираж 1000 экз.
Издательство «РИП-холдинг»
Лицензия ИД № 03114 от 26.10.2000
Тел.: (495) 202-42-52
Факс: 203-73-36 E-mail: book@adw.ru