Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 87.95 Кб (Скачать документ)

Как уже  отмечалось, репертуар игрдраматизаций  зависит от возраста детей, учитывая особенности психоречевого развития детей, материалом для игрдраматизаций  в группе (34 года) служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:

Как у  нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у  котика усы

Удивительной  красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Затем, предлагается драматизировать потешки  более сложного содержания, где дети включаются в диалог с воспитателем, например: 

Гуси  вы, гуси, красные лапки !

Где вы бывали, что вы видали? 

Мы видали волка. Он унес гусенка. 

Гуси  вы, гуси, красные лапки!

Ищите вы волка, спасайте гусенка.

К концу  года в младшей группе драматизируются  небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и  заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка  и лапоть". 

Принципы  организации театрализованной игры.

Реализация  названных задач и содержания работы с детьми младших групп  требует учета основных принципов  организации театрализованной игры.  

1. Важнейшим  является принцип специфичности  данной деятельности, объединяющей  игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты  

2. Принцип  комплексности предполагает взаимосвязь  театрализованной игры с разными  видами искусства и разными  видами художественной деятельности  ребенка. 

3. Согласно  принципу импровизационности театрализованная  игра рассматривается как творческая  деятельность, что обусловливает  особое взаимодействие взрослого  и ребенка, детей между собой,  основу которого составляют свободная  атмосфера, поощрение детской  инициативы, отсутствие образца  для подражания, наличие своей  точки зрения у ребенка, стремление  к оригинальности и самовыражению.

4. Все  названные выше принципы находят  свое выражение в принципе  интегративности, в соответствии  с которым целенаправленная работа  по развитию театрализованноигровой  деятельности включается в целостный  педагогический процесс. 

Заучивание  роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование  произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой  перед ними специальных задач  на запоминание, сохранение и воспроизведение  материала. Множество таких задач  естественно возникает в игровой  деятельности. Особенно, если ребенку  интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль образ выбранного героя.  

Четкая  постановка задачи, разнообразие и  умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной  инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые  подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать  поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами.  

Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими  качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и  всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении. 

Все эти  приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными  средствами передачи образа. Таким  образом, в процессе организации  театрализованной игры у детей развиваются  организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения  детей друг с другом, приобретаются  коммуникативные умения и навыки.  

Если  детям создать условия для  самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым  образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Во время  подготовки и разыгрывания спектакля  разговаривать с детьми нужно  всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и дети также обращались друг с другом. 

Итак, возможности  театрализованных игр как средства активизации и развития речи младших  дошкольников достаточно широки. Они  позволяют добиваться совершенствования  выразительности речи ребенка, которая  развивается в течение всего  дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к  интонационной речевой у детей  среднего возраста, а затем и к  языковой выразительности речи старших  дошкольников.

Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные(интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование  в педагогической работе потешек  и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки  в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя  речи, речевой активности, слухового  восприятия, речевого слуха, диалогической  и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении  в процесс развития и обучения ребенка рвзных видов театрализованных игр.   

2. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ  ИГР КАК СРЕДСТВА  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ВОЗРАСТА.

2.1. Последовательность  этапов включения  театрализованных  игр в процесс  развития речи  ребенка.

В психическом  развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано  формирование как личности в целом, так и всех основных психических  процессов. Поэтому определение  направлений и условий развития речи у детей относится к числу  важнейших педагогических задач. Анализ литературы и наш исследовательский  поиск свидетельствуют о том, что на этапе от трех до четырех  лет необходимо:

• интенсивно обогащать речь ребенка путем  восприятия речи и рассказов взрослых;

• развивать  диалогическую речь.

Развитие  речи маленьких детей находится  в прямой зависимости от следующих  факторов:

• речевого окружения (речевая среда);

• педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.

В своей  работе мы использовали расширение речевой  среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать  эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью  театрализованных игр.

Нами  были поставлены следующие задачи по развитию речи младших дошкольников

развитие  выразительной стороны речи

1) развитие  связной монологической и диалогической  речи;

2) развитие  звуковой культуры речи;

3) воспитание  привычки публичной речи;

4) обогащать,  уточнять и активизировать словарь;

5) формирование  грамматических навыков. 

Прежде  чем приступить к выполнению поставленных целей и задач, направленных на активизацию  речевого развития, необходимо создать  речевую среду. Так как средством  развития речи были выбраны игрыдраматизации, то возникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей, которое предполагает соблюдение основных принципов построения предметнопространственной  среды в ДОУ:

• Обеспечение  баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;

• Организация  «зон приватности»;

• Предоставление права и свободы выбора;

• Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

• Полифункциональность использования помещений и оборудования;

• Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Оборудование  располагается так, чтобы дети могли  свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью

ребенок легко включался в игровую  ситуацию. Материалы театральной  зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы разных детей. 

На первоначальном этапе необходимо провести диагностику  общего речевого развития детей группы. Полученные данные и их анализ позволяют  выстроить цепочку занятий по развитию речи, которая может решить выявленные проблемы речевого развития каждого ребенка группы.

Была  создана система по речевому развитию детей с использованием театрализованных игр.

Вся работа строилась в несколько этапов.

На первом этапе:

• Изучили  программу по развитию речи детей

• Исследовали  разные видов художественнолитературных  произведений (малые фольклорные  формы, сказки, стихи, рассказы.). Были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей.

• Были отобраны литературные персонажи.

• В  соответствии с возрастом персонажи  должны меняться, усложняться их поведенческие  характеристики.  

На втором этапе отобранные произведения подвергались дидактической обработке:

• Подбирались  вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой  деятельности младших дошкольников в соответствии с программным  содержанием

• Подбирались  физкультминутки, подвижные игры, загадки  четверостишия так, чтобы они  были объединены общим сюжетом.

• Подбиралось  оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал, массажные  коврики, дорожки, модули.  

Следующий этап характеризовался творческим применением  театрализованных игр на практике

• На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и воплощали литературные образы;

• Имитировали  характерные движения героев произведений;

• Работали над интонациями;

• Учились  работать за ширмой; 

В первый раз театрализованная игра проводилась  в вечернее время на фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные  ситуации. Чуть позже дети познакомились  с настольным театром игрушек  и картинок, которые обладают теми же свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нем удобно имитировать  движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей. Познакомились  дети и с театром теней, получив  массу приятных эмоций, они с удовольствием  включились в предложенную игру. Театр  теней хорошо использовать в часы досуга. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь  можно было обыгрывать персонажа  как находясь за ширмой, так и  изображать действия передвигаясь свободно по группе

Сложнее было играть куклами бибабо, так  как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать  на плоскости.   

2.2.. Методика подготовки  к театрализованным  занятиям. 

Мы считаем, что содержание театрализованных занятий  должно включать в себя:

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной

• упражнения по социальноэмоциональному развитию детей. коррекционноразвивающие игры;

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников