Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Дата добавления: 03 Января 2012 в 10:32
Автор работы: v********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (85.61 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Документ Microsoft Word (4).docx

  —  87.95 Кб

Игры  драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и  навыков театральноисполнительской  деятельности, созданию атмосферы творчества, социальноэмоциональному развитию детей.

Театрализованные  игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы  специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в  себя и развитие выразительности  речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного  развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается  незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

В нашей  работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших  дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства  театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в  процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность. 

Проведенная нами работа по внедрению в процесс  развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.   

ЛИТЕРАТУРА.  

1. Радуга: Прогр. и руководтво для воспитателей  второй младшей группы дет  сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова,  Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.

2. Артемова  Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева  Л.П. Воздействие книг и картин  на игровые образы. В сб.: Воспитание  детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова  В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации  для воспитателей, работающих с  детьми 36 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Горбушина  Л.А., Николичева А.П. «выразительное  чтение и рассказывание с детьми  дошкольного возраста»: Учебное  пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

6. Домашний  театр – Серия «Через игру  – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

7. Зинкевич  – Евстигнеева Практикум по  Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

8. Караманенко  Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный  театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие  для воспитателей и музыкальных  руководителей. – СПб.: 2003.

9. Маханева  М.Д. Театрализованные занятия  в детском саду: Пособие для  работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая  Д. В. Иградраматизация. В сб.: Воспитание  детей в игре. М.: А.П.О., 1994.

11. Поляк  Л.Я. Театр сказок: Сценарии в  стихах для дошкольников по  мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.

12. Фомичева  М.Ф. «Воспитание у детей правильного  произношения»: пособие для воспитателей  детского сада. – М. «Пресс», 2004.

     
     
    Театрализованная  игра как средство развития речевой  деятельности младших  дошкольников
     

СОДЕРЖАНИЕ   

ВВЕДЕНИЕ.   

1.Теоретические  аспекты использования театрализованных  игр в развитии речевой деятельности  детей младшего возраста. 

1.1. Понятие  и виды театрализованных игр. 

1.2. Роль  театрализованных игр в активизации  речевой деятельности младших дошкольников.  

1.3. Методика  руководства играми драматизациями.

2. Анализ  педагогического опыта использования  театрализованных игр  как средства речевого развития детей младшего возраста.  

2.1. Последовательность  этапов включения театрализованных  игр в процесс развития речи ребенка. 

2.2.. Методика  подготовки к театрализованным  занятиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

ПРИЛОЖЕНИЯ.    

ВВЕДЕНИЕ.   

Дошкольное  возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой  и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир  дошкольного детства? Как открываем  его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные  детские игры. Не случайно игра названа  спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного  детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая  детской природе, деятельность дошкольника  и естественное выражение его  активности. 

Игра  – ведущий в этом возрасте вид  деятельности, создающий наиболее благоприятные  условия для психического и личностного  развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться  тому, чего ещё не умеет. Игра – это  не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его  жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт  не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает  мышление и воображение, осваивает  родной язык, и, конечно же, учится общению.  

Речь, во всём её многообразии, является необходимом  компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования  речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной  ситуации, которая способствует возникновению  желания активно участвовать  в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные  и скованные дети вступают в речевое  общение и раскрываются. Поэтому  и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны  речевой деятельности детей в  процессе общения. Активизировать речевое  развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.  

Вместе  с тем ныне в дошкольных учреждениях  развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что  можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. 

Согласно  первой тенденции (назовем ее условно  обучение), театрализованные игры применяются  главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации  и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким  образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! 

Вторую  тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно  часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому  виду игровой деятельности: дети предоставлены  самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочекмасок, элементов  костюмов, фигурок героев... Младших  дошкольников это привлекает прежде всего изза возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. 

Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной  творческой театрализованной игре места  в нем не осталось... Противоречие между развивающим потенциалом  театрализованной игры и его недостаточным  использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при  условии разработки научно обоснованной и практикоориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические  идеи, лежащие в основе концепции  развития театрализованной игры, и  определиться с понятиями. Выше изложенное позволяет сделать вывод об актуальности выбранной мною темы. 

Цель: показать значимость театрализованных игр в  активизации речевой 

деятельности  детей младшего возраста.   

Задачи:

1) изучить  психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;

2) изучить  характер воздействия театрализованных  игр на речевое развитие детей;

3) проанализировать  формы и методы руководства  театрализованными играми;

4) раскрыть  механизмы театрализованных игр;

5) выявить  их значимость при развитии  личности ребенка в целом;   

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ  ИГР В РАЗВИТИИ  РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ВОЗРАСТА  

1.1. Понятие и виды  театрализованных  игр. 

Среди творческих игр особенной любовью  детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя  в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес  к литературе, активизирует словарь, способствует нравственноэтическому  воспитанию каждого ребенка. 

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет  использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как  сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. 

Характерными  особенностями театрализованных игр  являются литературная или фольклорная  основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной  изучению роли театрализованных игр  в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости  от ведущих способов эмоциональной  выразительности, посредством которых  разыгрывают сюжет на:

• игрыдраматизации и

• режиссерские игры.  

В играхдраматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с  помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности  – интонацию, мимику, пантомиму.

Видами  драматизации являются

• игрыимитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые  диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игрыимпровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.   

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки  или их заместители, а ребенок, организуя  деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая»  героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды  режиссерских игр определяются в  соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

Описание
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.