Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 87.95 Кб (Скачать документ)

• настольный,

• плоскостной  и объемный,

• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и  т.д.

• катушечный;

• ложковый;

• баночный;

• кулачковый и т.д. 

В них  ребенок не является действующим  лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного  или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой  

Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного  оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Все перечисленные  виды театрализованных игр требуют  режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные  интонации, типичные для определенного  образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая  мимика, дополняющая игру голоса.  

1.2. Роль театрализованных  игр в активизации  речевой деятельности  младших дошкольников. 

Театрализованные  игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. 

Велико  значение театрализованной игры для  речевого развития (совершенствование  диалогов и монологов, освоение выразительности  речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают  способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя,игра является средством самовыражения  и самореализации ребенка. 

Театрализованные  игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательнообразовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенкадошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с  чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные  представления. Дети 34 лет очень  впечатлительны, особенно поддаются  эмоциональному воздействию. В силу образноконкретного мышления детям  инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.  

Участвуя  в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются  в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством  драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют  какойнибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.  

Умело поставленные воспитателем вопросы  при подготовке к игре побуждают  детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и  обобщения. Это способствует совершенствованию  умственного развития и тесно  связанному с ним совершенствованию  речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, звуковая сторона речи. Новая  роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно  пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное  и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет  кругозор детей, вызывает потребность  рассказывать о спектакле своим  друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. 

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок  свободно владеет речью, говорит  то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать  – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие  речи теснейшим образом связано  с формированием мышления и воображения  ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически  правильно строить фразы, композиционно  оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что  имеет первостепенное значение для  полноценной подготовки ребёнка  к школьному обучению. Также в  дошкольном возрасте постоянно увеличивается  словарный запас ребёнка, но его  качественное преобразование целиком  опосредовано участием взрослых.    

1.3. Методика руководства  играмидраматизациями.  

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных  произведений;

• освоение специальных умений для становления  основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

• самостоятельная  творческая деятельность.

Педагогическая  задача усложняется синтетической  природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются  в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная  и пр.). 

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются  в трех аспектах.

Вопервых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом  сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Вовторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать  художественный образ с помощью  разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

Втретьих, в оформлении спектакля – в  создании (подбор, изготовление, нестандартное  использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. 

Изза  этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театральноигровая деятельность». В программе «Радуга» театральноигровая  деятельность детей рассматривается  в двух взаимосвязанных аспектах:

как разновидность  художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства  и музыки», где интегрируется  со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;

как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном  игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «Как играть с детьми».

Если  детям создать условия для  самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым  образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Таковы  исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач  и содержания работы воспитателя  с детьми младшего дошкольного возраста.  

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста. 

Основные  направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

• от наблюдения театрализованной постановки взрослого  к самостоятельной игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в  группе из трехпяти сверстников, исполняющих  роли;

• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в  сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как  созданию простого «типичного» образа в игредраматизации.

Задачи  и содержание работы: 

Прежде  всего необходимо формировать интерес  к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших  кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и  сказок. 

В дальнейшем важно стимулировать его желание  включиться в спектакль, дополняя отдельные  фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются  и просят поблагодарить их, похлопать  в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игрдраматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Играимитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулисьпотянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло  солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали  на месте).

• Играимитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали  в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и  прыгнул на дерево).

• Играимитация образов хорошо знакомых сказочных  персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Играимпровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки  летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная uгpaимпровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые  читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Играимпровизация по текстам коротких сказок, рассказов  и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова  «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин  «Утка с утятами»).

• Ролевой  диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина  избушка», «Три .медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников